Особенности организации проектной деятельности на уроке детской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание

Цель работы:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1. Теоретические основы использования проектных технологий на уроках детской литературы……………………………………………..
1.1 Сущность проектных технологий…………………………………….
1.2 Проектный метод в преподавании…………………………………….
1.3 Виды проектов………………………………………………………….
1.4 Преимущества проектного метода в обучении………………………
2. Особенности организации проектной деятельности на уроке детской литературы……………………………………………………………….
2.1 Этапы работы над проектом…………………………………………..
2.2 Методические рекомендаций по организации проектной работы….
Заключение………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

начнем.docx

— 58.12 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….

1. Теоретические основы  использования проектных технологий  на уроках детской литературы……………………………………………..

1.1 Сущность проектных  технологий…………………………………….

1.2 Проектный метод в  преподавании…………………………………….

1.3 Виды проектов………………………………………………………….

1.4 Преимущества проектного  метода в обучении………………………

2. Особенности организации  проектной деятельности на уроке  детской литературы……………………………………………………………….

2.1 Этапы работы над  проектом…………………………………………..

2.2 Методические рекомендаций  по организации проектной работы….

Заключение………………………………………………………………….

Литература…………………………………………………………………..

3

 

5

5

7

10

12

 

18

18

24

28

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из ведущих тенденций  реформирования общего образования  выступает гуманистическая парадигма, предполагающая создание условий для  проявления индивидуальности, выявление  и оптимальное развитие творческих возможностей личности. Приоритетной задачей общего образования становится формирование не только интеллекта учащихся, но и духовной и эмоциональной  сферы, творческого подхода к  труду, что представляется условием эффективности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации  выпускников школы.

В современных условиях необходима выработка новых подходов и решений  для определения правильной стратегии  формирования творческих способностей человека. Для этого целесообразно  прогнозирование развития сферы  человеческой деятельности при разных способах поведения и разных управленческих решениях на основе критического анализа  имеющихся и возможных вариантов  социально-экономического и политического  поведения, соответствующих научных  разработок и рекомендаций.

Таким образом, одной из приоритетных задач современной общеобразовательной  школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего  человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно  обновляющимися и развивающимися знаниями.

Условием решения задач  гуманизации является четкая направленность процесса обучения школьников на формирование творческого потенциала как приоритетной ценности отечественного образования. Проблема развития творческого потенциала рассматривается в различных сферах образования, однако нам не удалось найти работ, связанных с развитием творческих способностей методом проектов на уроках технологии в общеобразовательной школе.

Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации  образования в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные  социально-экономические условия  жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а  с другой - наблюдается слабая разработанность  проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

Проектные и информационные технологии - один из способов заинтересовать ребёнка, раскрыть его способности, закрепить полученные знания и приобрести новые.

 

Цель работы:

- самостоятельно и охотно  приобретают недостающие знания  из разных источников;

- учатся пользоваться  приобретёнными знаниями для  решения познавательных и практических  задач;

- приобретают коммуникативные  умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские  умения (умения выявления проблем,  сбора информации, наблюдения, проведения  эксперимента, анализа, построения  гипотез, обобщения);

- развивают системное  мышление.

Совершенствование методической системы обучения литературе на основе использования проектных технологий.

Объект: проектные технологии на уроках детской литературы

Предмет: внедрение и использование проектных технологий на уроках детской литературы

Задачи:

На основе анализа литературы и существующего педагогического  опыта уточнить возможности, особенности  и педагогические условия использования  проектных технологий на уроках детской  литературы.

Раскрыть структуру, содержание проектной деятельности, раскрыть методику выполнения проектов.

Разработать фрагменты уроков с использованием проектных технологий.

 

 

1. Теоретические основы использования проектных технологий на уроках детской литературы

1.1 Сущность проектных  технологий

 

Метод проектов - не новое  явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30-е годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Кильпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.

Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: "метод", предполагающий "определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов".

Проектный метод позволяет  отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную  работу учащихся. С помощью этого  метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти  знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Основные требования к  использованию метода проектов:

. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность учащихся.

. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

o определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

o выдвижение гипотез их решения;

o обсуждение методов исследования;

o обсуждение способов оформление конечных результатов;

o сбор, систематизация и анализ полученных данных;

o подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

o выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для определения типа проекта  используются следующие признаки:

o Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие;

o Предметно-содержательная область: моно проект; межпредметный проект;

o Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

o Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

o Количество участников проекта.

o Продолжительность проекта.

Критериями оценки результатов  работы учеников будут владение способами  познавательной деятельности: умением  использовать различные источники  информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать  чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и  реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его  применении, хорошо продуманной структуре  осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его  осуществлении.

1.2 Проектный метод  в преподавании

 

Главная педагогическая цель любого проекта - формирование ключевых компетентностей, под которыми в  современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.

Внешние (видимые) компетентности проявляются, как правило, в форме  умений и способов деятельности. Поэтому  один из понятных и вполне грамотных  путей формулировки целей проекта - выбор подходящих для данного  проекта общеучебных умений и навыков. Ниже предложен список таких умений и навыков, формирующихся в процессе проектной деятельности, который, естественно, может быть дополнен и расширен.

Характеристики  успешных проектов:

Учащиеся находятся  в центре образовательного процесса.

Проекты дают возможность  учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и  увлечениями. Учащиеся активно участвуют  в работе над проектом, т.к. они  учатся через поиск, рассматривают  различные варианты решения задач  проекта.

Работа над  проектом соответствует образовательным стандартам и программе обучения.

При разработке проекта за основу принимают центральные понятия  учебной программы, соответствующей  местным или национальным образовательным  стандартам. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения.

Проекты управляются  основополагающими вопросами.

Проекты помогают учащимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в основополагающем вопросе, вопросах учебной темы, частных вопросах. Эта триада помогает учащимся погрузиться  в сложные проблемы реального  мира и исследовать их.

Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.

Задачи, стоящие перед  учащимся на каждом этапе проекта, четко сформулированы, и их выполнение контролируется с помощью умения отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Проекты имеют  связь с реальным миром.

Темы проектов связаны  с жизнью учащихся и миром за пределами  класса. Это означает, что учащиеся исследуют реальные проблемы и могут  представить свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами  сообщества, консультироваться с  экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИТ.

Учащиеся представляют свои достижения через конечный продукт  исследования.

Проекты обычно заканчиваются  тем, что учащиеся демонстрируют  свои знания через конечные продукты исследования или презентации. Конечные продукты исследования дают учащимся возможность самовыражения и  осознания самостоятельности учебной  деятельности.

Проектные технологии обеспечивают и повышают эффективность обучения.

Проектные технологии используются для развития мыслительных умений и знаний по предмету.

Для работы над  проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня.

Работа над проектом способствует развитию метапознавательных и познавательных мыслительных умений, таких, как самооценка, решение проблем, принятие решений.

Образовательные стратегии разнообразны и обеспечивают многообразные стили учения.

Применение целого спектра  образовательных стратегий гарантирует  возможность вовлечения каждого  ученика в деятельность по реализации проекта. Обучение может включать различные  виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую обратную связь с  учителем и одноклассниками, и т.д.

На основе анализа  опыта проведения проектов можно  построить их типологию:

По доминирующей в проекте деятельности:

  • исследовательские;
  • информационные;
  • творческие;
  • игровые;
  • практические;
  • ознакомительно-ориентировочные.

По предметно-содержательным областям:

  • монопроекты (в рамках одной предметной области);
  • межпредметные.

По характеру  координации:

  • с открытой, явной координацией;
  • со скрытой координацией (это относится главным образом к телекоммуникационным проектам).

По характеру  контактов:

  • внутренние или региональные (в пределах одной страны);
  • международные (участники являются представителями разных стран).

По количеству участников:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников);
  • школьные (внутри одной школы);
  • региональные;
  • российские;
  • международные.

Информация о работе Особенности организации проектной деятельности на уроке детской литературы