Особенности организации проектной деятельности на уроке детской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание

Цель работы:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1. Теоретические основы использования проектных технологий на уроках детской литературы……………………………………………..
1.1 Сущность проектных технологий…………………………………….
1.2 Проектный метод в преподавании…………………………………….
1.3 Виды проектов………………………………………………………….
1.4 Преимущества проектного метода в обучении………………………
2. Особенности организации проектной деятельности на уроке детской литературы……………………………………………………………….
2.1 Этапы работы над проектом…………………………………………..
2.2 Методические рекомендаций по организации проектной работы….
Заключение………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

начнем.docx

— 58.12 Кб (Скачать документ)

-  В конце концов, в  результате такого коллективного  обсуждения предлагаемые методы  исследования утверждаются (но опять  же не навязываются группе; если  группа по какой-то причине  не согласна с мнением большинства,  ей предоставляется право идти  своим путем, но искать доказательства  своей правоты). На протяжении  последующих уроков учитель может  работать даже по другим темам  программы, но обязательно отводить  часть урока на работу над  данным проектом. Здесь могут  использоваться разные методы. Основная  поисковая деятельность происходит  во внеурочное время. На уроке  могут проводиться какие-то эксперименты, лабораторные работы, требующие  специального оборудования, обсуждения  в группах или коллективно  и т.д.

-  И, наконец, на сдвоенном  уроке происходит защита проектов (по гипотезам). Каждая группа  вправе решить сама, какую форму  презентации и оформления результатов  своей проектной деятельности  она изберет, какую систему и средства доказательств она представит. Учитель на таких уроках – практически сторонний наблюдатель. После защиты гипотезы группой остальные ребята имеют право, как оппоненты, задавать членам исследовательской группы любые вопросы по данной теме. Класс либо соглашается с представленной системой доказательств, либо высказывает сомнения в их достоверности или достаточности. Тогда группе предлагается либо продолжить исследование, либо принять другую точку зрения. Группа имеет право выбора. После того как все гипотезы нашли (или какая-то оказалась отвергнутой) свое подтверждение, ребятам предлагается заглянуть немного вперед и спрогнозировать новые проблемы, возникающие в результате полученных знаний.

-  В одних случаях  эта тематика может выдвигаться  учителями с учетом учебной  ситуации по своему предмету, естественных профессиональных  интересов, интересов и способностей  учащихся. В других, тематика проектов  может предлагаться и самими  учащимися, которые, естественно,  ориентируются при этом на  собственные интересы, не только  чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

-  Тематика проектов  может касаться какого-то теоретического  вопроса школьной программы с  целью углубить знания отдельных  учеников по этому вопросу,  дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся  к какому-то сложному вопросу,  актуальному для практической  жизни и вместе с тем требующему  привлечения знаний учащихся  не по одному предмету, а из  разных областей, их творческого  мышления, исследовательских навыков.  Таким образом, происходит вполне  естественно интеграция знаний.

-  Тем для проектов  – неисчерпаемое множество и  перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные»  – дело совершенно безнадежное,  поскольку это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

-  Результаты выполненных  проектов должны быть материальны,  то есть как-либо оформлены  (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий»,  компьютерная газета, альманах и  т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в  течение определённого отрезка  времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.

Умение пользоваться методом  проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной  методики обучения и развития. Недаром  эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.

Немаловажное значение имеет  и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем  подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.

Проектная деятельность воспитывает  и развивает самостоятельность  учащихся в проявлении себя, ведь в  процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать  своё мнение, слышать других, не входить  в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка  общего мнения о том, что и как  надо делать.

В ходе работы над курсовым проектом раскрыли понятие метода проектов: методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Были разработаны методические рекомендации по проектной работы:

-  При использовании  метода проектов учитель заранее  тщательно готовится к таким  урокам.

-  Тематика проектов  может касаться какого-то теоретического  вопроса школьной программы с  целью углубить знания отдельных  учеников по этому вопросу,  дифференцировать процесс обучения.

-  Учитель на таких  уроках должен стать практически  сторонним наблюдателем

А также рассмотрели этапы  работы над проектом и выделили начальный, основной и заключительный этапы.

В итоге мы пришли к выводу, что поэтапная работа над проектом способствует успешной организации  проектной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Андреев А.А. Компьютерные  и телекоммуникационные технологии  в сфере образования // Школьные  технологии, 2001, № 3.

2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М., 1994.

3. Башмаков М.И., Поздняков  С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения  в информационной среде // Школьные  технологии, 2000, № 6.

4. Власкин А. А., Сенцова Т. М. Автоматизированная система обучения литературе.-М., 2010.

5. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии, 2004, № 3.

6. Иванова Ю.В. Информационные  компьютерные технологии в преподавании  литературы / Ю.В. Иванова // Актуальные  вопросы литературоведения и  методики преподавания литературы: сб. науч. тр. - Саранск, 2007.

7. Махмутов М.И. Современный урок и пути его реализации / М.И. Махмутов. - М., 1978. Осин А. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации // ИКТ в образовании, 2004, № 6.

8. Пахомова Н. Ю. Компьютер  в работе педагога.- М., 2005.

9. Полат Е.С. - Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2004.

10. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий.- ИЯШ.-2007.- №6.- с 2-7.

11. Роберт И. В., Панюкова  С. В., Кузнецова А. А., Кравцова  А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании.-М., 2008.

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2008.

13. Современный урок русского  языка и литературы / под ред.З.С. Смелковой. - Л., 1990.

14. Соколов Д.И. Литература. Компьютерные технологии в обучении  литературе.- М.,2009.

15. Тогиев Т. Будем работать по-старинке? // ИКТ в образовании, 2004, № 5.

16. Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении литературе: метод пособие. Пермь, 2007.

17. www.bcm.ru

18. www.drofa.ru

 


Информация о работе Особенности организации проектной деятельности на уроке детской литературы