Особенности организации проектной деятельности на уроке детской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание

Цель работы:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1. Теоретические основы использования проектных технологий на уроках детской литературы……………………………………………..
1.1 Сущность проектных технологий…………………………………….
1.2 Проектный метод в преподавании…………………………………….
1.3 Виды проектов………………………………………………………….
1.4 Преимущества проектного метода в обучении………………………
2. Особенности организации проектной деятельности на уроке детской литературы……………………………………………………………….
2.1 Этапы работы над проектом…………………………………………..
2.2 Методические рекомендаций по организации проектной работы….
Заключение………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

начнем.docx

— 58.12 Кб (Скачать документ)

Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим подробно каждый этап работы над проектом.

Первый этап – поисковый: предложение темы исследования. Выбор  проблемы / проблем проекта. На данном этапе учитель должен решить первую задачу: создать условия для становления  субъектности личности.

Как показывает практика, чаще всего вопрос, как и при помощи каких технологий воспитывать, является наиболее сложным для учителя. Согласно Е.В. Бондаревской, современное воспитание, в противовес идее коллективизма, уравниловки, ориентации на среднего ученика, одинаковому подходу к каждому, стремлению «дотянуть» каждого до одного уровня без учета индивидуальных особенностей, возможностей и желания, базируется на индивидуализации, социализации, культурной идентификации и духовно-нравственном саморазвитии личности – всё это необходимо учитывать при формулировке темы проекта .

Следующей задачей является необходимость включения всех учащихся в работу над самим проектом.

Первый этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта. Он также важен и для  самого учителя, так как на этом этапе  происходит и его собственная  презентация в глазах учеников, способность  эффективно поддерживать их при разработке проекта, избегать осложнений, решать возникающие проблемы.

Разрабатывая тему проекта, учитель продумывает конкретные ситуации учебной деятельности для  каждого ученика, в зависимости  от его личного потенциала, интересов, темпа усвоения материала. Учителю  для соответствующего анализа своего участия в разработке проекта, так  же как и ученикам, целесообразно  вести собственный дневник, планируя участие каждого ученика, его  движение в работе, взаимоотношения  с членами группы и т.д.

Выбор тематики проектов зависит  от конкретной ситуации. Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания учеников по нему. Чаще же темы проектов относятся к какому-то практическому  вопросу, актуальному для жизни  школьника в социуме, требующему привлечения его собственного жизненного опыта и включения в различные  среды.

Введение темы проекта, её обсуждение, комментирование также  способствует развитию коммуникативной  компетенции учащихся: они поставлены перед необходимостью самостоятельного выбора аргументов для своего высказывания, использования соответствующих  языковых и речевых средств.

Второй этап – аналитический: Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление  подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.

Используя метод проектов при обучении и воспитании учащихся на уроках английского языка, педагог  создаёт условия для самостоятельной  работы учащихся, активизирует их творческую активность. Работа над проектом –  это самостоятельно планируемая  деятельность учащихся. Она выражается в том, что ученики запрашивают дополнительную информацию у учителя или добывают её из различных источников, консультируются друг с другом и, при необходимости, с учителем, высказывают своё отношение к выполняемым заданиям, принимают на себя ответственность за ход и результаты овладения материалом, таким образом, в центр процесса обучения ставится сам школьник, его реальные потребности.

Широкий диапазон использования  исследовательских методов в  определении проблемы исследования, её основных задач, анализа полученных результатов, подведении итогов, использовании  статистических или каких-либо творческих отчетов, и коммуникативных заданий  типа «Выясни, расспроси, расскажи, обоснуй  свою точку зрения», а также само выполнение проекта заставляют учащихся думать, анализировать, при этом активизируются все психические процессы, память, внимание, мышление; развивается исследовательская активность, приобретаются навыки самостоятельной работы.

Чтобы проект был успешно  выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание между учениками  и учителем и хорошие отношения  между самими учащимися в паре или группе.

На втором этапе разработки проекта происходит формирование групп  для разработки различных его  проблем. При их формировании учителю  необходимо учитывать не только внешнюю  дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы  для формирования источников личностного  опыта учеников с различным интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работе над проектом в группе или паре.

Работая вместе с учителем, ученик имеет возможность совместно  с педагогом анализировать свою деятельность, выбирать и отстаивать точку зрения, делать определенные выводы в нравственной сфере, ценностном отношении, ибо, если нет рефлексии личности, нет её развития. При совместной деятельности, когда учитель выполняет функции консультанта, он также меняет свой стиль общения с учениками и, соответственно, на уроке чаще звучит похвала, просьба, одобрение, внимание учеников акцентируется на содержательном аспекте их деятельности, раскрывается цель выполнения каждого задания.

Третий этап – практический: оформление работы над проектом. Презентация  проекта. Обсуждение презентации и  полученных результатов. На этом этапе  происходит сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к  заключительному занятию проводятся учащимися самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь  с анкетами и дневниками каждого  или группы в целом.

На этапе разработки проекта, когда идёт обсуждение, больше включены в работу такие речевые умения, как говорение и аудирование, а когда учащиеся подбираю материал и делают записи – чтение и письмо. Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, так как в ходе этого обсуждения учащиеся будут использовать уже знакомый грамматический и лексический материал.

Четвёртый этап – презентационный. Один из важных этапов осуществления  учебного проекта является презентация. Она завершает, подытоживает работу над проектом и важна как для  учащихся, так и для учителя, которые  должны планировать ход и форму  проведения презентации уже с  самого начала работы над проектом.

Выбранный способ презентации  или опирается на уже формированные  умения проводить публичные выступления  и демонстрации, или в процессе работы над проектом эти умения формируются  и развиваются. На презентации может  происходить демонстрация или альбома, или альманаха или устного  доклада.

Подготовка к презентации  занимает значительную часть отведенного  на проект времени. И если помнить, что  результатом работы над проектом является, прежде всего, замысел способа  решения проблемы проекта, то понятно, что его и надо предъявить, прежде всего, а продукт играет вспомогательную  роль, помогает наглядно представить  одно из воплощений замысла или образ. Очевидна подчиненность продукта основной идее проекта.

Результат необходимо публично продемонстрировать, презентовать, т.е. рассказать и показать, представить  на общее обозрение. Для ребенка возможность получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, рефлексии. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности.

Формы проведения презентации  подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации важно поддержать положительную тональность в оценке результатов, какими бы мизерными они ни казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию па оценке предъявленного.

Презентация проекта важна  и для самосознания каждого участника  группы. Выступление перед одноклассниками, приглашенными гостями даёт возможности  каждому ученику публично проявить себя. Выступая с докладом, школьники  учатся правильно держаться перед  слушателями, преодолевать застенчивость, скованность, а также, давая пояснения, включать необходимую аудио-видеотехнику. Быть может, важнее даже просто увидеть свою фамилию в списке исполнения проекта. Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение или же критические замечания.

Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта и общего хода над ним, а так же планирование тем будущих проектов. Учитель  на данном этапе слушает отчеты участников проекта, задаёт вопросы, а так же записывает наиболее типичные ошибки участников дискуссии для их дальнейшего  обсуждения.

Так же не менее важна  на данном этапе оценка усилий каждого  ученика и группы в целом: креативность, качество использования источников, потенциал и возможности каждого, качество отчёта или подготовленной презентации. Учитель проводит личные беседы с каждым участником и анализирует  выполнение плана работы над проектом, а так же взаимоотношения в  группе, планирует дальнейшие этапы  работы каждого, развивая у учащихся самокритичность, стремление к самообразованию, желание добиться дальнейших успехов.

Учащиеся так же могут  принимать участие в беседе, планируя индивидуально или с учителем дальнейшие шаги, как в изучении языка, так и в участии в  дальнейших проектах, стремясь тем  самым к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Таким образом, рассмотрев основные этапы работы над проектом и особенности  каждого из них, мы можем сказать, что при поиске необходимой информации, при работе с необходимым материалом, при совместной работе в группах, обсуждении собранной информации учащиеся используют все четыре вида иноязычной речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

 

 

2.2 Методические  рекомендаций по организации  проектной работы

 

-  При использовании  метода проектов учитель заранее  тщательно готовится к таким  урокам. Это не «ежедневные» технологии. В начале учебного года желательно  выделить те темы (наиболее сложные  в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы, программы конкретного  курса, по которым желательно  было бы провести проект. Это  необходимо для того, чтобы дать  возможность учащимся более глубоко  и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно  в нем разобраться не на  уровне воспроизведения, а на  уровне применения данного материала  для решения какой-то значимой  проблемы, для приобретения нового  знания.

-  Таких достаточно  крупных проектов по каждому  предмету может быть в течение  года 2-3. Поэтому необходимо в  конце предыдущего учебного года, при подготовке к новому учебному  году на каждой кафедре разработать  и представить на методический  совет предложения по проектам  по своим предметам с тем,  чтобы учебная часть могла  заранее составить график проведения  проектов в новом учебном году. Дело в том, что каждый проект  требует заметных усилий со  стороны ученика, которого никто  на это время не освобождает  от текущей работы. Поэтому надо  предусмотреть такую ситуацию, при  которой единовременно один ученик  работал бы над одним проектом  и имел некоторый перерыв между  работой над проектами по разным  предметам.

-  Проект требует тщательной  подготовки и проведение его  занимает 5-6 уроков (если это проект, рассчитанный на урочную деятельность). Причем защита проектов предусматривает,  как правило, сдвоенный урок.

-  Перед проектной деятельностью  учитель должен четко определить  для себя основную проблему (и  частные задачи), а также возможные  гипотезы их решения. Он также  определяет, какие знания, умения, навыки  из ранее усвоенных потребуются учащимся при работе над проектом; какие новые знания, умения, навыки должны ребята приобрести в ходе работы над проектом; что им может потребоваться для успешной работы (источники информации, иногда, возможно, готовая информация, вспомогательные средства обучения, инструменты, приборы); какими методами они предположительно могут воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, работа с документами, поиск информации в Интернете).

-  Учитель должен продумать  весь ход работы над проектом. Однако на уроке вся эта  информация должна быть лишь  в поле зрения самого учителя  в качестве ориентира в организации  деятельности учащихся. Но ни  саму проблему, ни гипотезы, ни  методы исследования творческой, поисковой деятельности он не  должен давать учащимся в готовом  виде. Учитель лишь ненавязчиво  направляет мысль учащихся в  нужное русло. Но если ученики  высказывают собственные суждения, отличные от мнения учителя  и даже, более того, явно ошибочные  с его точки зрения, учитель  ни в коем случае не навязывает  ребятам своего мнения. В этом  суть метода проектов, исследования  как такового. Учащиеся сами должны  прийти к выводу о правомерности  выдвинутых гипотез, проблем или  их ошибочности, но при этом  они должны подтвердить свою  точку зрения аргументами, доказательствами, фактами.

-  Итак, на первом уроке  учитель предлагает ученикам  ту или иную ситуацию в любом  удобном для него, но достаточно  наглядном виде, содержащую приготовленную (задуманную) в скрытом виде проблему, которую ребята должны «уловить»  и сформулировать. Задача учителя  – так показать ситуацию, чтобы  учащиеся как можно ближе к  ней сформулировали проблему, но  совершенно самостоятельно. Далее  учитель предлагает попробовать  найти способы решения этой  проблемы и здесь можно задавать  наводящие вопросы, которые не  уведут ребят слишком далеко  от задуманного учителем сценария. Задача учеников – дать как  можно больше аргументированных  гипотез. Это метод «мозговой  атаки». Все предложения записываются  на доске без комментариев. Затем  начинается их коллективное обсуждение. В результате на доске остается четыре-пять гипотез (по количеству задуманных учителем исследовательских групп). И вот тогда учитель предлагает каждой из групп взяться за работу по одной из этих гипотез (обычно по той, которую кто-то из данной группы выдвигал). На этом же уроке учитель предлагает уже в рамках каждой исследовательской группы обсудить возможные методы исследования, источники информации. Все предложения группы обсуждаются всем классом, вносятся коррективы, предложения.

Информация о работе Особенности организации проектной деятельности на уроке детской литературы