Особенности организации проектной деятельности на уроке детской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание

Цель работы:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1. Теоретические основы использования проектных технологий на уроках детской литературы……………………………………………..
1.1 Сущность проектных технологий…………………………………….
1.2 Проектный метод в преподавании…………………………………….
1.3 Виды проектов………………………………………………………….
1.4 Преимущества проектного метода в обучении………………………
2. Особенности организации проектной деятельности на уроке детской литературы……………………………………………………………….
2.1 Этапы работы над проектом…………………………………………..
2.2 Методические рекомендаций по организации проектной работы….
Заключение………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

начнем.docx

— 58.12 Кб (Скачать документ)

По продолжительности  выполнения проекта:

  • краткосрочные (несколько уроков);
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

1.3 Виды проектов

 

Содержательная специфика  проекта определяется по доминирующей в проекте деятельности учащихся.

Исследовательские проекты. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие проекты. Такие  проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматургической форме, празднике и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной игры, экспедиции и пр.

Ролевые, игровые проекты. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные проекты). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта - > предмет  информационного поиска - > поэтапный  поиск информации с обозначением промежуточных результатов - > аналитическая  работа над собранными фактами - > выводы - >

Практико-ориентировочные (прикладные проекты). Результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован па социальные интересы самих участников.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с  определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого  в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая  организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации  полученных результатов и возможных  способов их внедрения в практику, организация систематической внешней  оценки проекта. Также важно, чтобы  результаты работы групп были наглядны и доступны всем слушателям. Обращение  к ним очень поможет при  последующем планировании собственного проекта. Для подведения итогов дискуссии  можно попросить слушателей выделить ключевые слова в проекте (работает вся группа).

При этом изменяется роль учителя. Педагог выступает, прежде всего, организатором  познавательной деятельности учащихся. Его задача - научить детей учиться  самостоятельно.

Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя  становится личностью, способной использовать все средства информации, которые  ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.

1.4 Преимущества  проектного метода в обучении

 

Практика показывает, что  знания, добытые самостоятельно и  с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие  некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной  этап самоутверждения в жизни.

И конечно, они видят, как  полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения значительно более эффективным. Созданные в результате проекты наглядно демонстрируют высокую эффективность этого метода.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой правильного проектирования своей деятельности, планирования своей  работы. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и  заботливо культивировать. Сегодня  любой человек должен предвидеть свою жизнь, идти навстречу новому. То есть быть способным проектировать  взаимодействие с непрестанно и  непредсказуемо изменяющимся миром. Это  означает, что нам нужно учиться  непрерывно и безостановочно.

Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей. Рассмотрим этот метод на примере предметной области информатики, хотя он способен аккумулировать в себе различные дисциплины.

Применение средств проектных технологий в процессе обучения способствует:

  • формированию у учащихся определенных знаний, умений и навыков для осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой:
  • развитию наглядно - образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления;
  • поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности;
  • развитию эстетического восприятия любых объектов;
  • формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации;
  • развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность;
  • развитию пространственного воображения и пространственных представлений учащихся.

Современные информационные технологии открывают новые перспективы  для повышения эффективности  образовательного процесса, являются мощным инструментом для наглядного представления учебной информации.

Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной  сфер.

Здесь предполагается самостоятельная  работа с информацией, причем информацией  на различных носителях. Это могут  быть книги, журналы, могут быть электронные  и сетевые носители информации (информационные ресурсы Интернета). Проекты могут  быть межпредметными и требовать привлечения знаний из разных дисциплин образования.

На основе анализа опыта  проведения проектов и можно построить  их типологию.

Преимущества  проектного метода обучения:

  • навыки работы в команде;
  • навыки общения;
  • междисциплинарные навыки;
  • развитие индивидуальных навыков участников проекта;
  • работа с личным сознанием.

Ценность проектного движения в том, что научные проблемы решаются учениками совместно с педагогами-наставниками.

Проектная деятельность в какой - либо отдельно взятой школе (гимназии, лицее, училище, колледже) может осуществляться по следующим основным направлениям:

  • общие проекты (олимпиады, конкурсы);
  • проектная деятельность в воспитательной работе (походы, поездки, экскурсии, внеклассные мероприятия);
  • проектная деятельность в учебном процессе (проект как вид задания, проект как переводной экзамен);
  • международные проекты (совместное творчество школьников разных стран).

Основной  целью проекта является формирование творческого мышления учащихся.

Существует множество  классификаций методов обучения, но почти в каждой из них присутствует исследовательский метод, когда  учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые  методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести  к исследовательскому типу, при котором  учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

В российском образовании  наиболее широко распространен подход, называемый репродуктивным, или "знаниевым". От учащегося требуется, в первую очередь, тихо (то есть достаточно пассивно) вести себя на уроке (лекции), внимательно слушать и записывать объяснения преподавателя, а затем, при опросе или на экзамене (зачете), вспомнить и повторить те объяснения, которые давал преподаватель на занятиях. Источником "знаний" для учащихся в этом случае почти исключительно является преподаватель. Как источник информации может использоваться и учебник, однако в некоторых случаях даже в учебнике необходимость отпадает - если он по каким-либо причинам "не устраивает" преподавателя и тот берет изложение всего материала на себя. Целью обучения в этом случае является усвоение учащимися некоторой суммы знаний, умений и навыков (как говорят, "ЗУН"). Естественно, что обучение приобретает теоретический характер.

Во многих странах мира такой подход давно признан устаревшим. В США и Великобритании он получил  название "Teacher centered education" - "обучение, в центре которого находится учитель". Этот метод считается прямой причиной снижения интереса школьников и студентов к обучению, результативности и эффективности обучения в целом.

Немаловажным является и  гот факт, что неизбежная ориентация на теоретические знания (а именно, на то, что преподавателю легче  всего объяснять) уводит образовательный  процесс в сторону от требований реальности, от подготовки к жизни в условиях реального общества, дальнейшей работы по профессии. Противоположным описанному является подход, в котором акцент перенесен на самостоятельную активную учебную деятельность учащихся, а преподаватель осуществляет лишь "поддержку" этой деятельности, т.е. обеспечивает ее материалами и исподволь управляет ею, ставит перед учащимися значимые проблемы. В США и Великобритании эта образовательная модель носит название "Student centered education" - "обучение, в центре которого находится учащийся".

Педагог не является при  таком подходе центром обучения, источником знаний и информации. В  основе учебного процесса оказывается  сотрудничество и продуктивное общение  учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности  выделять важное, ставить цели, планировать  деятельность, распределять функции  и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В  российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов  обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом  обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

Слово "проект" в европейских  языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Сейчас это слово начинают понимать как  идею, которой субъект может и  вправе распоряжаться как своей  мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Это понимание близко, но несколько отличается от того, которое сложилось в русском техническом жаргоне. Здесь проект - замысел какого-либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации.

Выполнение разнообразных  проектов способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умению самостоятельно искать информацию, развитию критического мышления; а также самостоятельной  деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую они выполняют  в течение определенного отрезка  времени. Умение самостоятельно конструировать свои знания помогает ориентировать  в информационном пространстве, способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины  мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  организации проектной деятельности на уроке детской литературы

2.1 Этапы работы  над проектом

 

 При реализации стратегий личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы учащихся, используя разнообразные формы и методы учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт ученика, стимулирует учащихся к высказываниям на иностранном языке, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, дать неправильный ответ, помогает ученикам выбирать наиболее значимые и интересные для них виды и формы работы поощряет стремления каждого находить свой способ решения проблемы, в ходе урока анализировать работу одноклассников, выбирать и осваивать наиболее рациональные пути, позволяя каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создавая обстановку для естественного самовыражения, давая возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении, общении.

Информация о работе Особенности организации проектной деятельности на уроке детской литературы