Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 09:35, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения высших учебных заведений.
2. Рассмотреть возникновение и развитие системы российского высшего образования.
3. Выяснить место и роль высшего образования в современной России.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
1.1. История развития университетского образования …………………
1.2. Возникновение и развитие системы российского высшего образования ………………………………………………………………....
1.3. Место и роль высшего образования на современном этапе развития России……………………………………………………………………….
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА ВУЗА………………………………………………………………………..
2.1. Нормативно-правовое регулирование и особенности деятельности филиала вуза……….. ………………………………………..……………..
2.2. Организация педагогического процесса в вузе.……………………...
2.3. Оценка качества подготовки студентов по результатам Интернет-экзамена в сфере профессионального образования ……………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………...……………...
1.2. Возникновение и развитие системы российского высшего образования
Как уже было отмечено, в России настоящее высшее образование появилось в ХVIII в., но идея необходимости создания университета возникла раньше. Участившиеся связи с европейскими странами, знакомство с состоянием там образования и науки привели правителей страны к выводу о желательности открытия университета в России.
Надо подчеркнуть, что в России вопрос о создании университетов ставился властью, решался сверху, а не возникал из потребностей общества. Впервые реальные шаги в этом направлении были сделаны Борисом Годуновым, который в 1600 г. отправил в Германию Иоанна Крамера с целью отыскать там и привезти в Москву профессоров. Однако резкое противодействие духовенства заставило Годунова отказаться от этой затеи. Вскоре после вступления в Москву Лжедмитрий I высказался за создание университета, но реализовать свои планы не успел. Писатель С.П. Залыгин в одной из своих статей в журнале "Новый мир" отмечал, что запоздание с открытием университетов обошлось России слишком дорого, стало одной из причин ее общей отсталости от Европы [2].
Российские университеты отличались от западных не только по времени возникновения. Если европейские университеты были автономными учреждениями, где развивалась свободная академическая мысль, то в России сложилась другая традиция. В отличие от западноевропейской культуры, где профессиональная школа развивалась на базе университетского образования, истоки российских университетов лежат в профессиональной школе. Военно-феодальный режим Российской империи отдавал приоритет военному высшему образованию. Наиболее престижным в глазах дворянства было военное и военно-техническое образование.
Потребности империи порождали утилитарный характер высшей школы, чем объяснялось медленное развитие университетского образования. Другим фактором, тормозившим, на наш взгляд, развитие университетского образования, было отсутствие среднего класса в России XVIII – начала XIX века, отсутствие разночинцев. В России не сложилось традиции превращения университета в канал социальной мобильности для горожан, превращения образования в социальную потребность, как это было в Европе в эпоху Возрождения, когда объективно начала возрастать роль университетов как фактора формирования среднего класса.
Вопрос о начале университетского образования в России до сих пор принадлежит к числу дискуссионных: долгие годы считалось, что начало университетскому образованию положил Московский университет, а существование в Петербурге Академического университета по тем или иным причинам замалчивалось или упоминалось вскользь.
По мнению Аврус А.И., историю российских университетов надо начинать с 28 января 1724 г., когда Сенат принял Указ об учреждении Академии Наук с университетом и гимназией. Об этом свидетельствует Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 г. о праздновании в 1999 г. 275-летия Санкт-Петербургского университета [2].
Но, как было сказано выше, существует и другая точка зрения, согласно которой отсчет истории отечественного университетского образования следует начинать с открытия в 1855 году Московского университета, поскольку учреждение академического университета не являлось актом, способствовавшим активному развитию высшего образования в России.
Весь период своего существования он не представлял собой сколько-нибудь солидного образовательного учреждения, и в конечном итоге угас, не оставив заметных следов. И это не случайно. Еще в 80-е гг. XIX в. Д.А. Толстой, являвшийся серьезным исследователем истории отечественного образования, писал: «<…> Казалось возможным открыть университет. Но для него не хватало слушателей: гимназий, приготовляющих к университету, не было; семинарии заведены были только в некоторых епархиях, по произвольному плану, и вовсе не были приспособлены к типу предварительной университетской школы; при том язык новых преподавателей был совершенно не понятен для русских учеников, а латинский, на котором читались лекции, мало распространен в стране. Оставалось и слушателей выписывать из-за границы, как выписаны были оттуда профессора. Некоторые из этих ученых прямо обязывались к этому письменными условиями» [14, 87].
Для Московского университета во многом были свойственны те же проблемы. В связи с этим изначально предпринимались усилия для обеспечения необходимых условий для его успешного функционирования. Сам статус университета делал его центром образовательной системы.
Сложившаяся образовательная система получила развитие и определенную законченность в начале XIX века в период царствования Александре I. По признанию исследователей, это было время, которое заложило серьезную основу для развития образования в России.
Отечественная система высшего образования формировалась в условиях сверхцентрализованной государственной власти. Все типы и виды высших учебных заведений были созданы на средства государства и по его инициативе. Подход к решению проблем образования определялся политическим и экономическим строем российского общества.
В XIX – нач. XX века в России объективно сложилась потребность в новых знаниях, умениях, в новых качествах, свойственных человеку новой – капиталистической эпохи. Осознанность этой потребности привела к развитию представлений об образованности современного человека. Образованность в этот период имела ярко выраженный сословный характер, закрепляемый высокой платой за престижное образование. Крестьянское население России продолжало ориентироваться на традиционные принципы общинного воспитания и даже не столько финансовые вопросы, сколько отсутствие потребности в знаниях предлагаемых новыми учебными заведениями, отстраняло простых людей от идеалов и правовых норм системы образования периода развивающегося капитализма. Итогом этого стала поражающая безграмотность населения страны к началу XX века, за что царскую Россию критиковали во все времена.
До революции 1917 года в России было открыто только 11 университетов: Московский (1755), Дерптский (Юрьевский – 1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Университет св. Владимира в Киеве (1833), Новороссийский (1864), Варшавский (1869), Томский (1888), Саратовский (1909), Ростовский (1915), Пермское отделение Петроградского университета (1916). Значение их для системы образования и общества в целом было огромным [14].
Помимо университетов, к 1913 году в России насчитывалось еще около тридцати высших (то есть дававших высшее образование) учебных заведений. К ним относились: Историко-филологические институты (в Санкт-Петербурге и Нежине), Политехнические институты (в Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве, Риге), Технологические институты (в Санкт-Петербурге, Харькове, Томске), Горный институт и Институт путей сообщения (в Санкт-Петербурге), Ветеринарные институты (в Казани, Харькове и Юрьеве), Духовные Академии (в Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Казани, Киеве), Высшее художественное училище императорской Академии Художеств (Санкт-Петербург), Императорский Александровский Лицей (Царское село) и другие.
Еще в начале XIX века согласно «Манифесту об учреждении министерств» (1802 г.) территория Российской империи была разделена на шесть учебных округов во главе с университетом. Университетам подчинялись гимназии, уездные училища. Университет с попечителем во главе, представлял собой учебно-административный центр своего округа. С возникновением высших учебных заведений неуниверситетского типа (технических, педагогических, сельскохозяйственных и других институтов) значение университетов не уменьшалось, а продолжало возрастать.
Интенсивное социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века не успело сказаться на развитии высшего образования. В России одно высшее учебное заведение приходилось на 3,4 млн. человек, а один университет на 17 млн. населения (без учета Саратовского и Гельсингфорсского университетов). В Германии, например, один университет приходился на 2,8 млн. человек, а в Швейцарии, которая лидировала по количеству университетов (7) – один приходился на 0,5 млн. человек [14].
Россия вступила на путь индустриальной модернизации и развития науки позднее, чем Западная Европа, однако и здесь сеть университетов тоже росла. Накануне Первой мировой войны был подготовлен проект открытия еще 15 университетов. Однако, его реализацию сдерживало отсутствие в государственной казне средств.
В середине XX века возникла новая социокультурная ситуация, которая начала менять модель университетского образования. Как заметил А. Вебер в работе «Университет и историческая ситуация», в новой эпохе массовизации с множеством новых проблем возникли массовые новые организации, занятые решением этих проблем. В таких условиях университет разрастается в огромную организацию, сильно отличающуюся от «идеальной» модели Гумбольдта. Глубина социальных изменений привела к революционным преобразованиям как в структуре знания, так и в самих университетах. Происходит специализация университетов, которая «является в значительной степени следствием постоянного преобразования существования, присущего эпохе массовизации и совершающегося в ней».
В 40-50-е годы XX века отмечается небывалый подъем советского университетского образования. Успехи науки в исследовании космоса, в развитии ядерной энергетики, другие достижения подняли престиж высшего, а в большей степени университетского образования, на максимальную высоту. Одновременно с этим на Западе начинается первая волна дифференциации высшего образования, когда наряду с традиционным университетским образованием бурно развивается неуниверситетский сектор [1].
80-е – начало
90-х годов XX века отмечены усилением
интеграционных процессов в
С 1992 г. университетское образование в России вступило в новый этап своего развития. Это связано с целым рядом обстоятельств и, в первую очередь, с тем, что прекратили существование Советский Союз и вместе с ним единая вузовская система. Началось строительство новой системы высшего образования в границах каждой из 15 республик, образованных на территории бывшего СССР. При этом оказались разорванными традиционные межвузовские связи как по линии учебно-методической, так и научной работы, что создало дополнительные трудности. В российских университетах появилось значительное количество специалистов высокой квалификации, выехавших по разным причинах из ныне независимых государств ближнего зарубежья.
В Российской Федерации
уже в 1992 г. четко обозначились новые
тенденции в развитии университетского
образования: учитывая удельный вес
университетов в системе
Некоторые из вновь открытых стремятся сочетать черты классического и современного университета. Однако в большинстве случаев преобразование институтов в университеты носило чисто формальный характер, о чем свидетельствовали материалы социологических опросов. Так, 69% опрошенных студентов и 63% преподавателей ответили, что образование новых университетов – просто формальное переименование; 14% студентов и 18% преподавателей считали, что это может принести вред, и только по 11% преподавателей и студентов признали повышение качества обучения в связи с преобразованием в университет.
Как уже отмечалось выше, создание узкопрофильных университетов не соответствует отечественным традициям, а также не способствует гуманитаризации высшего образования, поскольку большинство новых университетов не имеет солидных гуманитарных факультетов (их, кстати, недостаточно и в некоторых старых университетах: нет юридических, философских, экономических и ряда других гуманитарных факультетов). Справедливое замечание декана исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова) проф. Карпова С.П., который в беседе с представителем журнала «Новая и новейшая история» сказал: «Несерьезным выглядит и переименование институтов в университеты и академии. Качество образования при этом редко меняется в лучшую сторону, а достигается в основном лишь рекламный или чисто финансовый эффект. Кроме того, по определению университет не может быть лингвистическим или химическим, он – универсум наук». К тому же, университет, согласно определению В.И. Даля, – высшая школа, учебное заведение первой ступени, по всем отраслям науки.
Новым явлением в жизни российских университетов стало определенное расширение их прав, принятие университетских уставов, учитывающих конкретные условия и традиции данного учебного заведения. На основе новых уставов во многих университетах в середине 90-х гг. прошли первые выборы ректоров на альтернативной основе, к руководству университетами пришли авторитетные ученые, получившие широкую поддержку университетских коллективов.
В последние годы российские университеты стремятся к открытию факультетов, специальностей, позволяющих удовлетворять новые потребности общества. В результате расширилась и началась подготовка в университетах социологов, политологов, культурологов, специалистов по экологии, информатике, социальных работников и других актуальных специальностей [16].
Российские
университеты получили возможности
расширять в последние годы разнообразные
связи с зарубежными, участвовать
в различных европейских и
международных научных и
Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиала ВУЗа