Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиала ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 09:35, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения высших учебных заведений.
2. Рассмотреть возникновение и развитие системы российского высшего образования.
3. Выяснить место и роль высшего образования в современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
1.1. История развития университетского образования …………………
1.2. Возникновение и развитие системы российского высшего образования ………………………………………………………………....
1.3. Место и роль высшего образования на современном этапе развития России……………………………………………………………………….
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА ВУЗА………………………………………………………………………..
2.1. Нормативно-правовое регулирование и особенности деятельности филиала вуза……….. ………………………………………..……………..
2.2. Организация педагогического процесса в вузе.……………………...
2.3. Оценка качества подготовки студентов по результатам Интернет-экзамена в сфере профессионального образования ……………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………...……………...

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА ВУЗА

 

2.1. Нормативно-правовое регулирование и особенности деятельности филиала вуза

 

Филиалы не являются юридическими лицами, свою деятельность осуществляют в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Федеральными законами, указами президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительской власти, Типовым положением о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений), Уставом Университета и Положением о филиале.

Основными задачами филиалов является:

  • Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в приобретении начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности (в связи с малочисленными группами в филиалах чаще реализуется индивидуальный подход к каждому студенту);
  • Проведение научно-исследовательских и внедрение работ в тесной связи с учебным процессом;
  • Накопление, сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей;
  • Проведение лекций, школ-семинаров, симпозиумов, конкурсов, рабочих встреч и других мероприятий.

Образовательная деятельность и структура филиалов.

Содержание образовательных  программ и организация учебного процесса определяется учебными планами, утвержденными Ученым советом Университета.

Объем и структура  приема студентов на первый курс Университета для обучения в филиале осуществляется на основании договоров, заключаемых Университетом, при этом общее количество обучающихся в филиале не должно превышать предельную численность контингента, установленную лицензией на право ведения образовательной деятельности. Организацию приема для обучения в филиале осуществляет приемная комиссия в порядке, определяемом Правилами приема в Университет. Зачисление в университет для обучения в филиале осуществляет ректор Университета.

Структуру и  штатное расписание филиала утверждает ректор Университета. (Приложение 1). В своей структуре филиал может иметь факультеты, кафедры, аспирантуру и докторантуру, учебные, научные, информационно-аналитические подразделения, библиотеку, издательство, редакции журналов и малотиражной газеты, управления и иные структурные подразделения, осуществляющие образовательную, научную, научно-исследовательскую, информационно-аналитическую, методическую, редакционно-издательскую, финансово-экономическую и иную деятельность, предусмотренную Уставом Университета и Положением о филиале. Структурные подразделения филиала создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению Ученого совета Университета.

Общее управление деятельностью филиала осуществляет Университет. К компетенции Университета по управлению филиалом относится:

  • Определение основных направлений его деятельности, утверждение планов и отчетов об их выполнении;
  • Назначение и увольнение директора и главного бухгалтера.
  • Определение структуры филиала;
  • Утверждение штатного расписания;
  • Утверждение смет доходов и расходов;
  • Утверждение форм, объема и порядка передачи Университету информации о деятельности филиала;
  • Утверждение плана и структуры приема студентов на 1 курс, на старшие курсы бюджетной и внебюджетной основы обучения.

Непосредственное  управление деятельностью филиала  осуществляет его директор, назначенные  приказом ректора Университета. Директор действует на основании доверенности, выданной ректором. Директор филиала осуществляет оперативное руководство деятельностью филиала, в пределах его полномочий издает приказы и указания для всех работников и учащихся  филиала, совершает в пределах своих полномочий действия необходимые для достижения целей и задач Университета. В филиале может быть предусмотрена должность заместителя (заместителей) директора филиала.

Таким образом, филиал является структурным подразделением высшего учебного заведения, полностью  ему подчиняется и руководствуется его нормативно-правовыми документами, а также общероссийским законодательством в области образования. Особенностью филиалов является то, что они, осуществляя свою образовательную деятельность от имени головного вуза, находятся на территориальном удалении от него, используют местные особенности и ресурсы как материальные, так и человеческие: профессорско-преподавательский состав может работать только в филиале, так и по совместительству в других вузах, что может отражаться на качестве преподавания; контингент абитуриентов складывается в основном из местного населения, поэтому отпадает необходимость в общежитии, но и накладывает отпечаток местных и национальных особенностей в их поведении; наполняемость студенческих групп и набор на специальности обучения очень зависит от местных потребностей в кадрах, что заставляет филиал быть более мобильным и предприимчивым, а это может отразиться как на качестве и абитуриентов, так и на качестве преподавания. Перечисленные особенности могут играть как положительную, так и отрицательную роль в деятельности филиала. Всё зависит от так называемого человеческого фактора, от экономической целесообразности, местных особенностей и возможно, других факторов.

 

2.2. Организация педагогического процесса в вузе

 

Традиционно метод  обучения определяют как способ взаимосвязанной  и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения.

Система общих  методов обучения имеет следующий  вид:

  • методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, учебные дискуссии, лекции, диспуты);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, педагогическое требование, лабораторные работы, проблемно-поисковые методы, создание воспитывающих ситуаций);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание;
  • методы контроля (специальная диагностика, устный и письменный опрос, самопроверка, тестирование).

В контексте  гуманистической парадигмы образования особое место занимает в настоящее время т.н. интерактивное обучение. Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. К методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие:

1) эвристическая беседа;

2) дискуссия;

3) «мозговая  атака»;

4) метод «деловой  игры» и другие.

Эвристика – (от греч. – нахожу) – система логических приемов и методических правил исследования; метод обучения, способствующий целенаправленному развитию продуктивно-познавательных качеств мышления (находчивости, оригинальности, активности, самостоятельности и пр.).

Следует отметить, что в практике педагогического  процесса в вузе перечисленные методы, скорее всего, будут выступать не в «чистом виде», не самостоятельно, а их элементы будут «вкраплены» в разных долях в разные формы занятий. Возможно, что несколько разных методов из числа рассмотренных будут взаимодействовать на одном и том же занятии.

Таким образом, следует иметь в виду, что использование  и выбор методов обучения зависит  от целей обучения, научной значимости изучаемого материала, от индивидуально-психологических особенностей студентов и уровня их подготовленности.

Форму обучения можно определить как способ, характер взаимодействия педагога и обучаемых, обучаемых между собой, обучаемых  с изучаемым материалом. В вузе функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекция, семинар, самостоятельная работа студентов, производственные и учебные практики, дипломное и курсовое проектирование.

На протяжении всей истории высшей школы с момента зарождения до наших дней ведущей формой обучения является лекция. Слово «лекция» имеет латинский корень, от латинского lection – чтение.

Опыт и специальные  исследования показывают, что отказ  от лекций снижает научный уровень  подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Более того, в процессе обучения складываются ситуации, когда лекционная форма не может быть заменена никакой другой:

  • при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция становится основным источником информации;
  • новый учебный материл по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;
  • отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;
  • по основным проблемам курса существуют разнообразные концепции. Лекция необходима для их объективного освещения.
  • лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.

Если учесть значительно возросшую информированность  молодежи по многим вопросам, обилие источников и каналов информации, то ясно, что информационная функция современной лекции – важная, но далеко не единственная и не ведущая ее функция. В современных условиях не утрачивается, а возрастает роль таких функций вузовской лекции как мотивационная (развитие интереса к науке, познавательных потребностей) организационно-ориентационная (ориентация в источниках, литературе) профессионально-воспитательная (воспитание, развитие специальных способностей) методологическая (образцы научных методов объяснения, анализа, прогноза) оценочная и развивающая (формирование мыслительных операций). Реализация указанных функций позволяет осуществлять на лекции разностороннее воспитание студентов, вот почему воспитательную функцию считают не рядоположенной остальным, а интегрирующей.

Процесс обучения в университете предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство оперативной обратной связи.

Семинарские занятия  как форма обучения имеет давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано  с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. На семинаре основную роль играет функция обобщения и систематизации знаний. Главное в семинарском занятии не столько передача новой информации, сколько расширение, закрепление и углубление знаний, умений, навыков, способов их получения и применения.

Эффективным методом  самостоятельной работы студентов  является семинар в виде развернутой  беседы по плану, заранее им известному, а также небольшого сообщения или доклада с последующим их обсуждением.

Заслушивание  и обсуждение докладов студентов  является довольно распространенной формой. Подготовка доклада включает несколько  этапов и предусматривает длительную, систематическую работу студентов и помощь педагогов по мере необходимости.

При проведении семинарских занятий методом  развернутой беседы по отдельным  вопросам может выступить заранее  подготовленное сообщение. Сообщения  отличаются от докладов тем, что дополняют  вопрос фактическим или статистическим материалом. Очередной выступающий на семинаре должен выражать свое мнение по поводу поставленных вопросов и строил свой ответ в логической взаимосвязи с уже высказанными суждениями, ставил задачу своего выступления, т.е. указывал, какой аспект проблемы собирается изложить, аргументировал свое мнение и подводил итоги свои рассуждения.

Важным элементом  семинара выступает дискуссия.

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Следует помнить, что добровольность выступлений – это еще не дискуссия, хотя и свидетельство активности студентов. Дискуссия оправдывает свое название в том случае, если обсуждаемый вопрос сложен, важен и неоднозначен по подходу и толкованию, т.е. предполагает альтернативные ответы.

Участие в дискуссии  формирует у партнеров (студентов  и преподавателей) коммуникативные  навыки, культуру общения, в том числе  умение терпимо относиться к мнению собеседника, вести дискуссию,  аргументировано доказывать свою точку зрения, умение слушать и уважать мнение оппонента.

Близка к  дискуссии другая форма публичного обсуждения проблем – диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) –  специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две и более стороны, отстаивающие свои позиции.

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиала ВУЗа