Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиала ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 09:35, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения высших учебных заведений.
2. Рассмотреть возникновение и развитие системы российского высшего образования.
3. Выяснить место и роль высшего образования в современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
1.1. История развития университетского образования …………………
1.2. Возникновение и развитие системы российского высшего образования ………………………………………………………………....
1.3. Место и роль высшего образования на современном этапе развития России……………………………………………………………………….
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА ВУЗА………………………………………………………………………..
2.1. Нормативно-правовое регулирование и особенности деятельности филиала вуза……….. ………………………………………..……………..
2.2. Организация педагогического процесса в вузе.……………………...
2.3. Оценка качества подготовки студентов по результатам Интернет-экзамена в сфере профессионального образования ……………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………...……………...

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

Обмен опытом с  зарубежными университетами, участие  в международных программах позволяют  выяснить, в чем наше преимущество и в чем мы отстаем. Отставание, прежде всего, относится к материальной базе российских университетов: отсутствие современного оборудования, недостаток компьютерной техники, множительной аппаратуры, снижение возможностей закупки новейшей литературы и периодики, трудности с оплатой зарубежных командировок, не включенность в систему Интернета и так далее.

В то же время  ясно видно, что отечественная система  преподавания фундаментальных наук, широкая общетеоретическая подготовка выпускников университетов, многочисленные семинарские и практические занятия позволяют окончившим российские университеты свободно ориентироваться в сложных ситуациях, принимать самостоятельные решения, участвовать в исследовательской работе на самых современных направлениях. Российские профессора и доценты не уступают по своей подготовке зарубежным, имея перед ними определенные преимущества, прежде всего, в общенаучной эрудиции, в умении более широко взглянуть на стоящую перед исследователем научную проблему. Сохранению и развитию положительных сторон отечественного университетского образования призвана служить федеральная программа «Российские университеты», которая действует уже ряд лет и охватывает все университеты Российской Федерации. Проводимая с участием правительственных комиссий аккредитация университетов должна способствовать объективному установлению их рейтинга, выделению тех из их числа, которые могут получить звание федеральных исследовательских и в связи с этим достаточное финансирование не только для сохранения имеющегося потенциала, но и для движения вперед.

Самые большие  трудности российских университетов  проистекают в современных условиях от недостаточного и несвоевременного финансирования. Здания университетов  ветшают, оборудование приходит в негодность, не хватает мебели в аудиториях, нет современных наглядных пособий и аппаратуры для их использования. Сильно ограничены возможности летней практики студентов различных факультетов, которая обычно проводилась далеко от университетских корпусов. Конечно, все это скажется и уже сказывается на уровне подготовки университетского специалиста. В то же время хочется отметить, что, несмотря на трудности, университеты сохранили основные научно-преподавательские кадры, что начали расти конкурсы поступающих в университеты фактически на все факультеты, что усиливается тяга выпускников к обучению в аспирантуре. И именно в этом залог того, что российские университеты имеют хорошие перспективы.

Одним из неиспользованных до сих пор путей улучшения  материального положения университетов  могла бы стать хорошо налаженная и постоянно действующая система связи с выпускниками в масштабах факультетов или всего университета. Непрерывная переписка с выпускниками, организация с ними постоянных встреч, напоминание об университетских событиях и нуждах – все это может подвигнуть окончивших университет, особенно из числа преуспевающих бизнесменов, на внесение определенных сумм в университетский фонд.

Наконец, должна быть продумана система постоянного  участия российских университетов  в европейском университетском  сообществе, обмена преподавателями, студентами, аспирантами. Надо добиваться полной конвертируемости дипломов российских университетов во всем мире. Значительный шаг в этом направлении делается в настоящее время, когда европейские государства готовы признать российские вузовские дипломы.

Университетская система в России существует, несмотря на все сложности и трудности  нашего времени, и имеет хороший  потенциал для своего дальнейшего  развития и совершенствования. Реализация этого потенциала зависит, прежде всего, от того, сумеют ли федеральные и региональные органы власти осознать первостепенное значение образования для решения всех проблем развития страны как великой державы и предоставить ему абсолютный приоритет в государственном и местных бюджетах.

 

1.3. Место и роль высшего образования на современном этапе развития России

 

Проблемы университетского образования, его развития, роли и  места университетов в жизни  общества с момента появления  и до сих пор продолжают оставаться в числе наиболее злободневных. Интерес  общества к образованию как обязательному условию построения собственного будущего невероятно значителен, поскольку высшее образование выступает синонимом начала успехов на жизненном пути.

На протяжении всей истории существования российского  университетского образования предпринимались разнообразные попытки реформирования этой сферы. В целом они имели нацеленность на расширение и углубление образованности населения Российской империи. Особо в ряду этих реформ выделяется попытка «освобождения» образования 60-70-х годов. Но все эти новации имели весьма ограниченный характер и периодически прерывались политической реакцией, связанной с ростом революционного движения в России [14].

Начало XX века –  переломный момент в истории России. Страна жила пониманием необходимости  системных перемен, но вот каких конкретно, в каком направлении эти изменения должны осуществляться, на какие ценности, идеалы ориентироваться, единой позиции так и не сложилось.

Это целиком  и полностью проявилось в жизнедеятельности  отечественной системы образования. С одной стороны, в этот период мы наблюдаем бурное развитие философской, педагогической мысли, а с другой – неспособность консервативной политической системы к плодотворному, сущностному взаимодействию с передовыми достижениями российской и мировой науки, к модернизации на основе смены общественных идеалов в соответствии с новыми интересами и потребностями общества.

Развитию образования  в социалистическом государстве  способствовало официально признание  властей таких ценности как коллективизм, идеологичность, массовость. В первых советских Конституциях было зафиксировано право всех граждан на всестороннее и бесплатное образование. Массовость, обязательность обучения – важнейшие достижения советской школы, закрепленные, регулярно подтверждаемые и развиваемые нормативными документами.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х – начала 90-х годов XX века оказали существенное влияние  на российское образование, позволив реализовать  академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В развитых странах этот показатель составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения [20].

Большинство современных  авторов считают, что роль университетов  должна возрастать, что только университетская  фундаментальная подготовка дает их воспитанникам возможность более быстро и безболезненно приспосабливаться к непрерывно меняющимся потребностям общества.

Определение места  и роли высшего образования в  системе общественного воспроизводства  в современных условиях целесообразно и эффективно на основе понимания в качестве триединства – как экономического фактора, как условия адаптации людей к внешней среде и как социальной ценности (рис.1).

Высшее образование  как экономический ресурс, т.е. как  фактор производства, рассматриваем посредством двух логических цепочек: «образование – наука – производство» и «образование – человеческий капитал – производство».

Первая цепочка  «образование - наука - производство»  прямо показывает, что непосредственной производительной силой является наука, но более целесообразно рассмотреть связку «образование – наука», трактуя эту связку как непосредственную производительную силу.

Рис.1. Высшее образование  в качестве триединства

 

Выделим три  момента:

1) научные исследования  и разработки, которые доведены до необходимых кондиций, предлагаются народному хозяйству (интеграция высшего образования и НИОКР);

2) вузы поставляют  в сферу НИОКР специалистов  и управленцев. Образование - как  фактор развития НИОКР; 

3) хорошо подготовленные  кадры, их состав, структура, инновационность от этого зависят успехи науки и степень технологического применения достижений НИОКР к производству, масштабы и темпы отдачи науки в народном хозяйстве.

Другая логическая цепочка «образование - человеческий капитал- производство» дает возможность показать образование в качестве экономического ресурса, действующего через категорию человеческого капитала.

Высшее образование  как условие адаптации людей  к внешней среде рассмотрим через  две логические цепочки: «образование – человеческий капитал – производство» и «образование – личность - общество». Первую цепочку «образование – человеческий капитал – производство» можно истолковать, как ориентация людей на постоянное повышение своего профессионально-квалификационного уровня с учетом самообразования. Что касается второй цепочке «образование – личность – общество» возрастающую значимость высшего образования как самоценности, что неразрывно связано с цивилизационными основами нынешнего общества и что находится в полном соответствии с идеями постиндустриализма.

Высшее образование  как самоценность обеспечивает реализацию таких потребностей человека, как  самореализация, самоуважение, но в  то же время при наличии у человека необходимых нравственных принципов  вузовское образование дает возможность человеку получить соответствующее признание в коллективе и обществе. В данном случае образование как самоценность надлежит рассматривать не только в смысле развития человеческой личности, но и как момент адаптации, а также как экономический ресурс.

Высшее образование как социальную ценность рассматриваем через самостоятельный анализ цепочки «образование – личность – общество». Во-первых, человек, обучаясь в вузе, формируется не только как специалист, но и как личность. Во-вторых, о необходимости формирования специалиста как гражданина, т.е. как социально ответственной личности. И, в-третьих, люди не только трудятся, но и кооперируются по интересам (различные любительские общества и пр.), т.е. взаимодействуют друг с другом как личности. Это выступает как условие нормальной жизнедеятельности и внутренней душевной комфортности.

Высшее образование  в сочетании с необходимыми морально-этическими качествами формирует человека как  социально самодостаточного. Это  предполагает, что человек выступает  как некая самоцель общественного развития. Выгоды и преимущества, которые получает индивид, выступающий как носитель высшего профессионального образования. Но в то же время высказывания по этому вопросу не носят систематизированного характера, приобретаемые человеком выгоды теоретически не сведены в пучок полезностей.

Выгоды и  преимущества высшего образования, приобретаемые индивидом, можно  свести в следующие группы:

  1. индивид приобретает в ходе трудовой деятельности: престижная работа, благоприятные условия труда, повышенная заработная плата, возможности карьерного роста, авторитет в коллективе;
  2. повышенная адаптационность: умение приспосабливаться к меняющейся внешней среде; свойство мобильности рабочей силы; повышенная конкурентоспособность на рынке труда; возрастание позитива в общении с другими людьми, при этом не только по работе, но и в иной обстановке;
  3. развитие человека как личности (в этом случае говорим о значении высшего образования как самоценности), при этом люди осуществляют свои наиболее высокие потребности, связанные с самореализацией и с необходимостью обеспечения признания со стороны общества [20].

В итоге можно  сказать, что (при прочих равных условиях) люди с высшим образованием приобретают  статус «адаптационной личности», уверенно чувствующей себя в условиях беспокойного рыночного пространства. Из числа лиц с высшим образованием в существенной степени формируется и другой тип людей, которых можно условно назвать «адаптационно-инновационными».

В экономико-теоретической  литературе практически все исследователи, занимающиеся проблематикой образования и высшего образования, говорят о следующих выгодах общества, проистекающих из применения труда лиц с вузовским образованием:

Во-первых, образование  населения выступает как инструмент экономического роста – чем выше уровень образования, тем выше экономический рост, научный и технический потенциал общества.

Во-вторых, рост уровня образования влияет на уровень  доходов людей, его получающих. Высокие  доходы, в свою очередь, выступают  как фактором роста потребительского спроса, так и акселератором экономики.

В-третьих, образование  – это один из немногих каналов  восходящей социальной мобильности.

Таким образом, высокий уровень образования  является в целом благом для общества.

Развитие системы  высшего профессионального образования в настоящее время определяется целым комплексом условий. Выделим некоторые из них. Это рост общественной востребованности высшего образования в мире вообще, и в России в частности; последствия длительного недофинансирования высшей школы со стороны государства; отставание материальной базы вузов от мирового уровня и требований качественного образования и др.

Одним из важнейших  условий является обеспечение государственных  гарантий доступности высшего профессионального  образования и создание условий  для повышения его качества. В Концепции модернизации российского образования обеспечение доступности эти условия названы приоритетными направлениями региональной политики.

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиала ВУЗа