Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:53, курсовая работа
Цель изучения. Выявление особенностей словесной (слухо-речевой) механической памяти с учётом объективного характера предъявляемых словесных рядов и сравнительный анализ объёма памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью с объёмом памяти нормально развивающихся детей.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть особенности развития психики и особенности протекания нейродинамических процессов у ребёнка с нарушенным интеллектом;
- произвести теоретический анализ особенностей развития памяти детей с интеллектуальной недостаточностью;
- экспериментально выявить особенности памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- разработать практические рекомендации
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности развития психики, особенности протекания нейродинамических процессов, особенности памяти у ребёнка с нарушенным интеллектом
1.1. Особенности развития психики и особенности протекания нейродинамических процессов у ребёнка с нарушенным интеллектом……..6
1.2. Теоретический анализ особенностей развития памяти детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………….…10
Глава 2. Выявление особенностей памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (практический эксперимент)
2.1. Экспериментальное выявление особенностей памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (практический эксперимент)…………………………………………………………………….15
2.2. Результаты экспериментального исследования, практические рекомендации…………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………29
Таблица 2. Результаты выявления объёма словесной (слухо-речевой) механической памяти у младших школьников с нормальным развитием
№ испытуемого | объём памяти |
1. | 6 |
2. | 7 |
3. | 5 |
4. | 6 |
5. | 7 |
6. | 8 |
7. | 6 |
8. | 5 |
9. | 7 |
10. | 6 |
11. | 6 |
12. | 6 |
13. | 8 |
14. | 9 |
15. | 10 |
16. | 8 |
17. | 7 |
18. | 6 |
С целью статистической обработки результатов, мы применили U-критерий Х. Б. Манна и Д. Р. Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1, n2≥3 или n1=2, n2≥5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума.[9]
Таблица 3. Результаты различий в расположении двух выборок
№ | Выборка 1 | Ранг 1 | Выборка 2 | Ранг 2 |
1 | 3 | 6.5 | 6 | 23 |
2 | 2 | 1.5 | 7 | 29 |
3 | 3 | 6.5 | 5 | 17 |
4 | 4 | 12.5 | 6 | 23 |
5 | 3 | 6.5 | 7 | 29 |
6 | 5 | 17 | 8 | 33 |
7 | 4 | 12.5 | 6 | 23 |
8 | 3 | 6.5 | 5 | 17 |
9 | 7 | 29 | 7 | 29 |
10 | 3 | 6.5 | 6 | 23 |
11 | 3 | 6.5 | 6 | 23 |
12 | 2 | 1.5 | 6 | 23 |
13 | 4 | 12.5 | 8 | 33 |
14 | 3 | 6.5 | 9 | 35 |
15 | 3 | 6.5 | 10 | 36 |
16 | 4 | 12.5 | 8 | 33 |
17 | 5 | 17 | 7 | 29 |
18 | 5 | 17 | 6 | 23 |
Суммы: | 185 | 481 |
Результат: UЭмп = 14
Критические значения:
UКр | |
p≤0.01 | p≤0.05 |
88 | 109 |
Полученное эмпирическое значение Uэмп(14) находится в зоне значимости.
Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны, следовательно, чем больше Uэмп, тем менее вероятно, что существуют совпадения.
Таким образом, гипотеза о том, что объём слухо-речевой памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью существенно отличается от объёма слухо-речевой памяти младших школьников с нормальным развитием интеллекта – подтвердилась.
Следует отметить, что были также типичны повторения одних и тех же слов, а также привнесения, либо по типу побочных ассоциаций, либо это слова, заимствованные из рядов, предшествовавших предъявляемому.
Тем не менее, следует обратить внимание на то, что младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью обладают при запоминании способностью к отграничению одной совокупности слов от другой с соблюдением её определенной внутренней упорядоченности.
Последнее, особенно отчётливо обнаруживается при возможности осмысливать определенные смысловые связи «между».
Подтверждающими и уточняющими это положение данными, полученными при использовании нашей методики, стали следующие.
И в первом, и во втором рядах даже при третьем воспроизведении преобладает объём запоминания от 3-х до 5-ти слов - с общим разбросом показателей от 0 до 8-ми слов.
При воспроизведении третьего ряда слов - слов конкретного значения с легко «просматриваемыми» смысловыми связями - имеет место тот же широкий разброс показателей. Но наиболее типичным случаем является уже при первом воспроизведении объём, составляющий 5-7 слов. При третьем же воспроизведении объём воспроизводимых слов увеличивается до 9-ти.
В целом, это соответствует показателям «нормы» при воспроизведении любых словесных рядов. Показательно также, что наблюдается перечисление слов в определенной смысловой связи.
Повторы и привнесения имеют место при запоминании всех трех рядов. Но наименьшее их количество приходится, всё же, на третий ряд, наибольшее же - на второй ряд, где дети легко соскальзывают к перечислению хорошо знакомых предметов или же к установлению побочных ассоциаций.
Таким образом, наибольшие реальные возможности продуктивной словесной (слухо-речевой) памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью обнаруживаются в рамках запоминания слов конкретного значения в их смысловых связях, отражающих внешние связи предметов.
Это обстоятельство следует учитывать в педагогической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Предъявляемый детям словесный материал должен быть конкретным по своему содержанию и подвергаться смысловой обработке, направленной на выделение в словесных контекстах «субъектов» и «объектов» действий в их соотнесенности с самими действиями, их временной последовательностью, местом действий, их причинами и следствиями.
Следует также обратить внимание на следующие особенности:
- для детей, развивающихся в норме, характерно тяготение к показателям высокого уровня развития опосредованной памяти, в то время, как для испытуемых того же возраста с интеллектуальной недостаточностью – к показателям низкого уровня;
- для детей обеих категорий более сложным видом опосредования является самостоятельное создание и установление ассоциативных связей по сравнению с выбором уже готовых опор для запоминания;
- как при самостоятельном создании, так и при использовании уже имеющихся опор, способствующих эффективному запоминанию, отмечается меньшая продуктивность установленных связей у детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно в отношении слов абстрактного характера по сравнению с детьми, развивающимися в норме;
- младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью требуется большее количество дозированной помощи в процессе выполнения предъявляемых заданий со стороны взрослого по сравнению с младшими школьниками развивающимися в норме;
- дети с интеллектуальным нарушением допускают большее количество ошибок, чем дети, развивающиеся в норме;
- объём запоминаемой информации у детей с нормально развивающимся интеллектом превышают тот же показатель у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Следует особое внимание обратить на то, что организация практикуемого в школе механического запоминания, осуществляемого путём неоднократного повторения в разных видах работы со словесным материалом, также должна иметь место, вследствие медленного образования у детей с интеллектуальной недостаточностью нервно-психических связей. Но она должна быть направлена в основном, на повторение тех же осмысленных логических отношений.
Отмеченные тенденции в характере непосредственных мнемических действий у детей разных сравниваемых групп говорят об отсутствии чёткой однозначности в характере процессов непроизвольных зрительных внимания и памяти как у детей с интеллектуальной недостаточностью, так и с задержкой психического развития.
Таким образом, для отграничения одних от других со стороны непосредственного зрительного внимания, запоминания и воспроизведения можно ориентироваться только на случаи воспроизведения места от 1-го до 4-х предметов, что показательно только для учеников с интеллектуальной недостаточностью.
Кроме того, получаемые данные нужно соотносить с данными изучения других познавательных действий и процессов, прежде всего - мышления и речи в их соотнесённости с имеющимся у ребёнка жизненным опытом. Это соответствует такому принципу психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии, как всесторонность.
Отмеченные тенденции в проявлении особенности памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью свидетельствует, в целом, во-первых, о вариативности возможностей к репрезентации в сознании младших школьников с интеллектуальной недостаточностью окружающей их предметной действительности. Во-вторых, - о типичном для детей с интеллектуальной недостаточностью предельно обеднённом отражении этой действительности на таком уровне отражения, как сенсорно-перцептивный уровень.
Последнее, в свою очередь, можно рассматривать как прямое проявление недоразвития психической активности, что предполагает необходимость её постоянной стимуляции в педагогической работе с данной категорией детей.
Заключение
В настоящее время вопросы изучения особенностей психического развития, а также организации работы по коррекции недостатков психической деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью имеют большое значение для решения проблемы их социальной адаптации.
Информация о работе Особенности памяти у школьников с интеллектуальной недостаточностью