Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:53, курсовая работа
Цель изучения. Выявление особенностей словесной (слухо-речевой) механической памяти с учётом объективного характера предъявляемых словесных рядов и сравнительный анализ объёма памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью с объёмом памяти нормально развивающихся детей.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть особенности развития психики и особенности протекания нейродинамических процессов у ребёнка с нарушенным интеллектом;
- произвести теоретический анализ особенностей развития памяти детей с интеллектуальной недостаточностью;
- экспериментально выявить особенности памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- разработать практические рекомендации
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности развития психики, особенности протекания нейродинамических процессов, особенности памяти у ребёнка с нарушенным интеллектом
1.1. Особенности развития психики и особенности протекания нейродинамических процессов у ребёнка с нарушенным интеллектом……..6
1.2. Теоретический анализ особенностей развития памяти детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………….…10
Глава 2. Выявление особенностей памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (практический эксперимент)
2.1. Экспериментальное выявление особенностей памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (практический эксперимент)…………………………………………………………………….15
2.2. Результаты экспериментального исследования, практические рекомендации…………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………29
У детей с интеллектуальной недостаточностью процесс развития характеризуется рядом особенностей, влияющих на качество и содержание приобретаемых знаний, представлений и понятий.
Как свидетельствует проведенный нами теоретический анализ психолого-педагогической литературы, несмотря на актуальность проблемы, в области специальной педагогики указанный аспект исследован недостаточно.
Что касается изучения закономерностей развития памяти, то он является важной составной частью психологии. Над этой проблемой работали как зарубежные, так и отечественные ученые, такие как: Бартлетт Ф., Блонский П. П., Выготский Л. С., Зинченко П. И., Истомина З. М., Леонтьев А. Н., Мюллер Г., Рубинштейн С. Л., Сеченов И. М., Смирнова А. А., Ушинский К. Д., Штерн В., Эббингауз Г. Э. и многие другие.
Цель изучения - выявление особенностей словесной (слухо-речевой) механической памяти с учётом объективного характера предъявляемых словесных рядов и сравнительный анализ объёма памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью с объёмом памяти нормально развивающихся детей - достигнута
Гипотеза исследования - объём слухо-речевой памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью существенно отличается от объёма слухо-речевой памяти младших школьников с нормальным развитием интеллекта – подтвердилась.
Практическая значимость заключается в том, что нами выявлены особенности словесной (слухо-речевой) механической памяти с учётом объективного характера предъявляемых словесных рядов и произведён сравнительный анализ объёма памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью с объёмом памяти нормально развивающихся детей.
При обследовании и обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью является важным понимание реальных возможностей детей осуществлять процесс запоминания словесного материала как в самой элементарной форме - форме механической памяти - так и форме словесно-логической, с учетом естественной связи памяти с осмысливание словесной информации.
Имеющиеся в литературе данные говорят о том, что возможность осмысливать запоминаемый словесный материал активизирует процессы памяти у школьников с интеллектуальной недостаточностью (Л.В.Занков, 1939). Хотя одновременно известно, что дети с интеллектуальной недостаточностью отличаются ограниченным объёмом запоминаемого и воспроизводимого материала, наличием повторений, а также привнесений по типу побочных ассоциаций.
В практике психодиагностики широко известны приемы изучения словесной механической памяти «по А.Н. Леонтьеву», состоящий в предъявлении для запоминания ряда из 10-ти слов. Но это слова самого разного характера по своему значению, что заведомо определяет низкие показатели воспроизведения детьми с интеллектуальной недостаточностью.
На кафедре олигофренопедагогики разработана и апробирована методика, позволяющая производить сравнение возможностей у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью к механическому запоминанию словесного материала, разного по своему значению (конкретному или отвлеченному), а также - сравнивать возможности запоминания, собственно механического, с одной стороны, и, с другой, запоминания, включающего очевидную возможность естественно осмысливания. Последнее состоит в возможности устанавливать между предъявляемыми словами конкретного значения ситуативные смысловые связи.
Кроме того, родители детей с интеллектуальной недостаточностью не обладают специальными знаниями из области коррекционной педагогики, не знают в полной мере указанных особенностей представлений школьников о здоровье.
Следует также обратить внимание на следующие особенности:
- для детей, развивающихся в норме, характерно тяготение к показателям высокого уровня развития опосредованной памяти, в то время, как для испытуемых того же возраста с интеллектуальной недостаточностью– к показателям низкого уровня;
- для детей обеих категорий более сложным видом опосредования является самостоятельное создание и установление ассоциативных связей по сравнению с выбором уже готовых опор для запоминания;
- как при самостоятельном создании, так и при использовании уже имеющихся опор, способствующих эффективному запоминанию, отмечается меньшая продуктивность установленных связей у детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно в отношении слов абстрактного характера по сравнению с детьми, развивающимися в норме;
- младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью требуется большее количество дозированной помощи в процессе выполнения предъявляемых заданий со стороны взрослого по сравнению с младшими школьниками развивающимися в норме;
- дети с интеллектуальным нарушением допускают большее количество ошибок, чем дети, развивающиеся в норме;
- объём запоминаемой информации у детей с нормально развивающимся интеллектом превышают тот же показатель у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Следует особое внимание обратить на то, что организация практикуемого в школе механического запоминания, осуществляемого путём неоднократного повторения в разных видах работы со словесным материалом, также должна иметь место, вследствие медленного образования у детей с интеллектуальной недостаточностью отсталых нервно-психических связей. Но она должна быть направлена в основном, на повторение тех же осмысленных логических отношений.
Отмеченные тенденции в характере непосредственных мнемических действий у детей разных сравниваемых групп говорят об отсутствии чёткой однозначности в характере процессов непроизвольных зрительных внимания и памяти как у детей с интеллектуальной недостаточностью, так и с задержкой психического развития.
Родители строят систему воспитания и воздействия на детей без учёта их специфики, в результате им оказывается довольно сложно установить контакт с детьми, в доступной и понятной форме передать информацию, связанную со здоровьесбережением, заинтересовать и сформировать необходимые умения у детей.
Полученные результаты доказали необходимость организации дополнительной работы, направленной на уточнение, закрепление и расширение знаний и умений детей в области заботы о здоровье, привлечение к сотрудничеству не только педагогов, но и воспитателей, родителей детей, сотрудников столовой, медпункта.
В связи с тем, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью являются неоднородными по своему составу, в процессе обучения необходимо использовать как индивидуальный, так и дифференцированный подход, что реализовалось за счёт подбора разноуровневых контрольных заданий для учащихся, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Список литературы:
Учебная литература:
1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М. : Педагогика, 1980. – 527 с.
2. Изюмова, С. А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики / С. А. Изюмова. – М. : Просвещение, 1984. – 110 с.
3. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. – М. : Директ-Медиа, 2008. – 174 c.
4. Выготский Л.С. Память и особенности её развития в детском возрасте. Собрание сочинений в 6-и т. Том 2. – М.: Просвещение, 1982. – с.31-62.
5. Занков Л.В. Память школьника. – М.: 1944. – 127 с.
6. Занков Л.В. Память. – М.: ГУПИ Мин. просвещения РСФСР, 1949. – 198 с.
7. Зинченко П.И. О забывании и воспроизведении школьных знаний. Научные записки Харьковского пед. института. Том 1. – 1939. – с.119-214.
8. Зинченко П.И. О некоторых вопросах изучения памяти//Вопросы психологии. - 2006. - №1. – с.11-18.
9. Ипполитов Ф.В. Память школьника. – М.: Просвещение, 1991. – 189 с.
10. Истомина З.М. Развитие памяти. – М.: Просвещение, 1978. – 120 с.
11. Гальперин В.Г Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976. – 263 с.
12. Гарибян О.С. Школа памяти. – М.: Просвещение, 1971. – 112 с.
13. Лезер Ф. Тренировка памяти. – М.: Просвещение, 1979. – 196 с.
14. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания//Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М., 1979. – с.166-168.
15. Лекции по общей психологии/Под ред. Лурия А.Р. – Спб. : Питер, 2007. – 320 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
16. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М.: Бахрах, 2001.-298 с.
17. Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. – Самара.: Издательский Дом Бахрах-М, 2004. - 288 с.
18. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2 Психология образования.-3-е изд.-М.: Гуманит. Изд. центра ВЛАДОС, 1998. – 520 с.
19. Процко Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие. -- Мн., 2006. – 320 с.
Периодические издания:
20. Черенёва Е.А.Психофизиологические механизмы произвольного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью//
Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 5. С. 228-230.
25
[1] Процко Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие . -- Мн., 2006. – 320 с. ,с.34
[2] Черенёва Е.А.Психофизиологические механизмы произвольного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 5. С. 228-230.
[3] Процко Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие . -- Мн., 2006. – 320 с. ,с.37
[4] Изюмова, С. А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики / С. А. Изюмова. – М. : Просвещение, 1984. – 110 с., с.12
[5] Черенёва Е.А.Психофизиологические механизмы произвольного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 5. С. 228-230.
[6] Процко Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие . -- Мн., 2006. – 320 с. ,с.39
[7] Лекции по общей психологии/Под ред. Лурия А.Р. – Спб. : Питер, 2007. – 320 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»), с.213
[8] Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 Кн. – 4-е изд. –М.:Гуманитарн. Изд. Центр Владос, 2003. – Кн. 3: психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с., с.93
[9] Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. – Самара.: Издательский Дом Бахрах-М, 2004. - 288 с.
Информация о работе Особенности памяти у школьников с интеллектуальной недостаточностью