Особенности подготовки и проведения праздников дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа

Описание

Актуальность. Праздники и развлечения яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста.
Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».
Цель исследования – обобщить педагогический опыт работы по проведению и подготовке праздников в детском саду.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………. 5
1.1 Значение и роль праздника…………………………………………. 5
1.2 Деятельность в контексте праздника……………………………… 7
1.3 Классификация праздников………………………………………… 11
1.4 Влияние праздника на формирование и развитие психических процессов………………………………………………………………… 13
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………… 16
ГЛАВА П. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА В
ДЕТСКОМ САДУ………………………………………….. 17
2.1 Этапы работы и особенности подготовки праздника …………… 17
2.2 Педагогическая значимость праздников и развлекательных
досуговых мероприятий ………………………………………………… 19
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………… 24

Работа состоит из  1 файл

Насибулина-Праздники-курсовая.docx

— 75.69 Кб (Скачать документ)

    Если праздник  уже отмечали в прошлом году, то все вспоминают, что на нем  было. Педагог выясняет, что дети  запомнили,  и при необходимости  восполняет пробелы в памяти  детей.

      После того, как дети уяснили, что это  за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать дети сами. Необходимо поставить перед детьми цель, к которой они при помощи педагогов будут двигаться.

     После определения  целей и задач начинается непосредственная  работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев. Оформлению  зала, изготовлению аксессуаров  к костюмам. На  данном этапе  идет также работа над сценарием,  куда вносятся изменения и  коррективы, появившиеся во время  работы.

    Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

     Когда приходит  тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный  зал полон зрителей и дети  с замиранием сердца ждут начала  действия…, праздник начинается…, проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

    После этого  идет подведение итогов. Как мы  уже отмечали, детская, да и  взрослая память долго хранит  светлые, радостные, яркие впечатления,  которыми богат праздник. И задача  педагогов на этом этапе состоит  в том, чтобы «привязать» к  этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети  получили на празднике и в  процессе его подготовки.

    Для этого проводятся  беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось. При помощи  педагога выделяется важное и  главное в празднике, поясняются  непонятные моменты.

     И последний  этап – последействие праздника,  когда закрепляются наиболее  содержательные и красочные впечатления,  связанные с тематикой праздника,  они запечатлеваются в рисунках  и лепке.

     На музыкальных  уроках дети повторяют полюбившиеся  им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

    Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, очень важно, использовать эту ситуацию для обучения и развития.

     

 

 

 

 

 

 

2.2  Педагогическая значимость праздников

и развлекательных досуговых  мероприятий

 

    Однако истоки  праздничного действия связаны  с противопоставлением праздника   обычным дням – будням. В.Н.Топоров отмечал, что целью праздника было достижение оптимального состояния его участников от полноты мира ощущения до восстановления некоторого среднего, нейтрального обыденного уровня, нарушенного трагической ситуацией.

    Именно праздник  выступал той культурной формой  взаимодействия людей друг с  другом, когда осуществлялась передача  потомкам культурных традиций, возникало ощущение полного слияния с природой

    М Забылин отмечает, что большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества. Изобразительная сторона торжества связана с народными песнями, танцами, играми, нарядами и т.п.

     Роль праздника  неоспорима в том смысле, что  он снимает напряжение, гармонизирует  эмоционально-психическое состояние  человека и общества, возвращает  подлинное

 Соответствие с природой  и социальной средой, примиряет  с буднями, с их однообразием  и монотонностью, восстанавливает  мир с ограниченным местом  и временем. В старину всегда любили праздники не просто потому, что в эти дни «суетливые дела спят», а потому, что духовное чтили выше телесного.

    Традиционно праздник  в дошкольном образовательном  учреждении готовится к «красному»  дню календаря, когда дети исполняют  стихи, песни, танцы, взрослые  готовятся вместе  ними. Самой  главной задачей выступает разучивание  с детьми отдельных фрагментов  праздничного сценария, их репетиция и показ родителям.

      Помимо  основных праздников, очень много  утренников проводится в детском   саду. Это  и:

- Праздник Урожая;

- День Птиц;

- Масленица;

- Встреча пернатых друзей;

- День Победы;

- День защитников Отечества.

     Учитывая особенности  мировидения детей, акценты праздничного  действия необходимо делать на  сказке (ее драматизации, переживании  сюжета), движении (танце), игре, творчестве.

    Целостная интегральная  технология праздника представляет  собой пространство «погружения»  ребенка и педагога в сферу  культурных ценностей и смыслов  целостного  мировидения народа.

     Цели праздника реализуются благодаря сообщности, в котором на равных правах участвуют педагоги, родители и дети разных возрастных групп. В празднике проигрываются элементы ритуалов, социального порядка.

    Во время праздника  создается обостренное чувство  общности и содидарности.

    Сегодня же  массовая практика дошкольных  учреждений показывает примеры   формального отношения педагогов  к проведению развлечений. Дети не принимают участия в составлении праздничного сценария, а выступают послушными исполнителями того действия, которое предлагается им педагогами и воспитателями. Так теряется стихия совместного действия.

      Мы у  себя в детском саду в старших  группах применяем совместные  действия при подготовке праздника,  где все приобретает опыт разрешения  спорных, конфликтных ситуаций  на различных этапах проведения  праздника – от написания   до договора об исполнении  различных ролей. (См. приложение).

     Даже самые  незначительные  действия несут  в себе глубинные ценностные  установки во взаимоотношениях  людей.

    Так, в обнимании друг друга в начале праздника символизирует прощение и объединение всех в едином устремлению к радостному событию в жизни.

     Мы также  в праздничной форм организовываем  прослушивание народной музыки, песен, просмотр видеозаписи,  хороводов.

     Очень значимо  совместное прослушивание или  просмотр фильма, когда к нему  готовятся все вместе: затемняют  групповое помещение, готовят  аппаратуру, костюмы, декорации,  пробуя угадать, что может понадобиться  на основе произведения.

    В процессе  подготовки к мероприятиям мы  разрешаем детям самим  украсить  себя.

    Существует три  вида украшений:

    - украшение тела: рисование по телу косметическими  красками знаков, символов, рисунки  и просто цвета,  отражающие  цель танца или роли (использовать  необходимо краски, не раздражающие  кожу ребенка и легко смываемые  водой). Все это  настроение праздника, тайны и удивительного наслаждения;

 

- костюмы: должны быть  свободными, не стесняющими движения; стиль одежды может быть разным. Изготовление костюмов (сарафаны, венки, пояса, рубахи, браслеты, бусы)  не требует большого мастерства, поэтому выполняется все в совместной с ребенком деятельности;

 

    - маски: они  помогают детям войти в образ,  легко перевоплотиться, вызывая  у личности дополнительную энергию.  Изготовление тоже совместно  с детьми происходит.

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

     Таким образом,  праздничное действие, которое мы  проводим вместе с детьми, позволяет детям пережить вечно новое ощущение пути, вечное движение. Познание различных способов коммуникации на празднике позволяет принятие на себя роли и использование масок.

     Божества древности,  вытесненные из повседневной  жизни, допускаются в  праздник  в виде персонажей и масок,  которые можно выбирать и в  образе которых можно быть.

     Праздник выступает  проводником в иной мир телесных  и внутренних состояний, ведет  к преображению; помогает «тому,  что есть в ребенке» стать  «тем, чем хотелось бы быть».

     Так, в празднике  возникает духовное проникновение,  а затем и осознание, понимание   всеединства мира Природы,  Людей,  Культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

           Таким образом,  мы пришли к выводу, что праздник  – это прекрасная ситуация для  активизации речи, ее коммуникативной  функции. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка, это радость общения, радость  творчества и сотворчества, радость  самовыражения, радость раскрепощения  и взаимообогащения. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима.

      В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.     

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей  — все это важные факторы эстетического  воспитания.

           Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает  детский организм, улучшает координацию  движений.

           Подготовка к  праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей  в детском саду сделать для  них радостным и содержательным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

 

  1. Воспитание  экологической культуры в дошкольном детстве. М. Новая школа. 1995
  2. Градобоева Т. Дошкольное воспитание. М., 1988
  3. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников. М., 2001
  4. Николаева С.Н. Воспитание культуры в детстве. М., 1995
  5. Николаева С.Н. Методика воспитания детей дошкольного возраста. М., 1999
  6. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитание с  детства. М., 2002
  7. Николаева С.Н. Воспитание  младших дошкольников. М., 2000
  8. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М., 2004
  9. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред Л.А.Векгера/. М., 2005
  10. Воспитание детей в детских дошкольных учреждениях /под ред. А.М. Федотова/ М., 2004
  11. Воспитание в детских дошкольных учреждениях /под ред В.Волкова/. М., 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Сценарий праздника  «День Земли»

    Цель. Создание  у детей радостного настроения: воспитание любви и бережного  отношения к природе.

     Оформление  зала. На центральной стене зала  – панно с изображением зеленого  шара, солнца, зверей, птиц и насекомых.

     На центральной стене – декорация леса: деревья, елочки, кусты, цветы, муравейник, ручей, озеро, пенек.

     Оборудование. Платочки для танца, палочки  для аттракциона, зонтики, корзины  с орехами, сушеными ягодами,  бочонок меда, книги о природе  и сувениры, бантики, аудиокассеты  с музыкой.

     Действующие  лица: Ведущий, Лесной Гном – взрослые; белки, клест, сорока, заяц, божья коровка, цветы,  муравьи, рыжий кот, гномик, медведь, лиса, лягушки – дети.

 

    Ход праздника.

Дети в костюмах птиц, зверей и насекомых входят в зал  под песню «Рассвет-чародей», сл.М.Пляцковского, муз.ВШаинского и расходятся в рассыпную.

Ведущий. Ребята, отгадайте  загадку!

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.

Но знают все: и млад, и стар, что она – огромный шар.  (Земля).

А в народе еще так говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

1-й воспитатель. Скажи   мне, как правильней Землю назвать:  Земля дорогая?  Земля золотая?

2-й воспитатель. Нет,  лучше, наверное, сказать ей: «Родная,  Земля наша милая, добрая мать!». 

Так ласковее будет звучать. И вернее. Ведь все, что мы любим, все создано ею – и горы, и  реки, и лес, и цветы. И осень, и  лето, и дождик, и ты.

Дети поют песню «Зеленый мир, сл Ю.Полухина, муз М.Парцхаладзе.

Ведущий. Много на Земле  нашей разных чудес: и высокие  горы, и глубокие реки, и ледяные  моря, и  жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Войдешь в прохладную зеленую  чащу и сколько же всего увидишь: листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит. Сколько же в лесу тайн.  У каждой птицы и зверя своя повадка – и у больших,  и у маленьких. Ребята, хотите побывать в лесу? (ответы детей).

     Давайте отправимся  в путешествие по лесу. Нас  ждут необыкновенные приключения  и неожиданные встречи.

Звучит песня «Вместе  весело шагать», сл М.Матусовского, муз В.Шаинского

Дети цепочкой идут в лес. Ведущий ведет детей. Все останавливаются  на лесной полянке.

Информация о работе Особенности подготовки и проведения праздников дошкольников