Особенности подготовки и проведения праздников дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа

Описание

Актуальность. Праздники и развлечения яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста.
Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».
Цель исследования – обобщить педагогический опыт работы по проведению и подготовке праздников в детском саду.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………. 5
1.1 Значение и роль праздника…………………………………………. 5
1.2 Деятельность в контексте праздника……………………………… 7
1.3 Классификация праздников………………………………………… 11
1.4 Влияние праздника на формирование и развитие психических процессов………………………………………………………………… 13
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………… 16
ГЛАВА П. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА В
ДЕТСКОМ САДУ………………………………………….. 17
2.1 Этапы работы и особенности подготовки праздника …………… 17
2.2 Педагогическая значимость праздников и развлекательных
досуговых мероприятий ………………………………………………… 19
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………… 24

Работа состоит из  1 файл

Насибулина-Праздники-курсовая.docx

— 75.69 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

ПАВЛОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ

И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ

ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

учащаяся группы ЗДВО-42

Насибулина

Проверила:

Погожева Е.Ю.

 

 

 

ПАВЛОДАР

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................  3 

ГЛАВА  I. РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ

              ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………….   5

1.1 Значение и роль праздника………………………………………….     5

1.2  Деятельность в контексте праздника………………………………      7

1.3  Классификация праздников…………………………………………    11

1.4 Влияние праздника на формирование и развитие психических процессов…………………………………………………………………     13

ВЫВОДЫ …………………………………………………………………  16

ГЛАВА П.  ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА В     

                     ДЕТСКОМ САДУ…………………………………………..   17

2.1  Этапы работы и   особенности подготовки праздника ……………   17

2.2 Педагогическая значимость праздников и развлекательных

досуговых мероприятий …………………………………………………    19

ВЫВОДЫ ……………………………………………………………….     21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….   22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….    23

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………      24

 
  
  
  
  
  
  
  
  
  

ВВЕДЕНИЕ

 

     

  Актуальность. Праздники и развлечения  яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста.

     Сочетая  различные виды искусства, они оказывают  большое влияние на чувства и  сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство  глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».     

Подготовка  и проведение праздников и развлечений  служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и  стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и  развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает  память, речь, воображение, способствует умственному развитию.      

    Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей 

 все это важные факторы эстетического  воспитания.     

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает  детский организм, улучшает координацию  движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей  в детском саду сделать для  них радостным и содержательным.

      В основе каждого праздника, развлечения  лежит определенная идея, которая  должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник  1 Мая — день международной солидарности трудящихся и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

     Идея  праздника будет донесена до каждого  ребенка, если она раскрывается на доступном  детям художественном материале, с  учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для  детей каждой возрастной группы, рекомендованным  «Программой воспитания в детском  саду». При этом учитываются уже  имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и  двигательных навыков, интересы.

Объект исследования – значение и роль праздников в детском саду.

    Предмет – процесс подготовки и организации праздников в детском саду.

   Цель исследования – обобщить педагогический опыт работы по проведению и подготовке праздников в  детском саду.

           Объект исследования -  воспитание детей посредством праздников.

         В основу исследования положена  гипотеза, согласно которой ознакомление дошкольников  с окружающим миром посредством праздников может быть успешным, если соблюдать следующие условия:

     - создание  эмоционально-благополучной атмосферы  в группе детского сада;

    - гарантия свободы  и самостоятельности в условиях  педагогического руководства воспитателя.

   Цель определила  следующие задачи:     

- Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;     

- Проанализировать опыт работы по подготовке и проведению праздников в детском саду;     

- Выявить значение праздников для развития детей;     

- Выявить особенности процесса подготовки и проведения праздников;     

Предполагается  использовать следующие методы исследования:     

- Анализ литературы по проблеме;      

- Наблюдение за процессом проведения праздника;     

- Беседы с педагогами;     

Структура и объем работы обусловлены логикой  и результатами исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ В РАЗВИТИИ

И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

1.1  Значение и роль  праздника.

 

     

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое  позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть  от будней. И уже почти афоризмом  стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно  обогащают ребенка, расширяют его  знания об окружающем мире, помогают восстанавливать  старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь  его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь  ориентироваться на интересы каждого  конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится  этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь –  зрелищность, яркость и веселость. (1).     

Праздник  – это прекрасная ситуация для  активизации речи, ее коммуникативной  функции. Праздник – это речевая  среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники – это радость общения, радость  творчества и сотворчества, радость  самовыражения, радость раскрепощения  и взаимообогащения. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми со сниженным слухом позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.     

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей  — все это важные факторы эстетического  воспитания. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает  детский организм, улучшает координацию  движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей  в детском саду сделать для  них радостным и содержательным.

       Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.

    В общую цепь  радостных настроений, незабываемых  эмоций детства свои особые  чувства и переживания вносят  праздники. Праздники – это  радость общения, радость творчества  и сотворчества, радость самовыражения,  радость раскрепощения и взаимообогащения.

     В связи  с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей  необходимо использовать для  развития речи, мышления, координации  все возможные ситуации. И праздник в данном случае должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.

      Главная  задача педагогов, используя интерес  детей, их увлеченность, синтезировать  в данном виде деятельности  эстетическое и нравственное  воспитание, умение видеть и понимать  прекрасное, а также все те  умения и навыки, которыми дети  овладели за весь период обучения.

     Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.

     В любом  празднике присутствуют разнообразные  виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима.

     Видов образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности.

     В разнообразных  видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регистрацинового пользователя - Выберите т

 

1.2  Деятельность в контексте  праздника.

 

      В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение.

     Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. (16,  с.99).

    Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период жизни ребенка.

      Но дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.

     Для нашего  исследования является важным  определение деятельности таких  психологов, как Белов М.Я., которые  понимают под деятельностью систему  взаимодействий субъекта с миром,  в процессе которых происходит  возникновение и воплощение в  объекте психологического образа  и реализации опосредованных  им отношений субъекта в предметной  деятельности. Классификации видов деятельности.

      В психологии, философии, педагогике представлены  различные классификации видов  деятельности. Наиболее распространенной  является следующая классификация:

     - репродуктивная  деятельность, направленная на получение уже известного результата известными средствами;

     - продуктивная (творческая) деятельность, направленная на выработку новых целей и соответствующих им средств или достижение известных целей с помощью новых средств.

       Анализ  данной классификации позволяет  говорить, что деятельность -  это  активная форма отношения к  объекту. (8, с.8).

     Творческая  деятельность – это деятельность  человека, в ходе которой он  создает нечто новое. Неважно,  будет ли это какой-нибудь вещью  внешнего мира или построением  ума или чувства. В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка.

     В педагогике  творческая деятельность определяется  как объективный фактор развития  личности ребенка. Профессиональное  назначение педагога состоит  в том, чтобы организовать процесс  формирования личности,  т.е. организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений, культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекло максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в социальную жизнь.

     Ведущим видом  деятельности у детей является деятельность репродуктивная, т.к. ведущий вид  мышления – наглядно-действенный, наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на  данном этапе развития практически отсутствует.

     Основой любого  праздника является музыкальная  деятельность. В  массовом детском саду она состоит из песен и танцев. Разучивание и исполнение песен в детском саду для детей – очень сложная и кропотливая работа. И самое главное в ней  - пение представляется нам важным  элементом обучения речи детей, так как оно указывает большую помощь в процессе развития восприятия, голоса и произношения.

     На праздниках  в детском саду, в музыкальной  деятельности преобладают, как  правило, песни и танцы.

    В процессе  постановки танца проводится  большая работа по развитию  слухового восприятия. Детей необходимо  различать музыкальные такты  и ритм музыки, необходимо так  же разучить движения танца,  что в свою очередь благотворно  влияет на развитие  крупной  моторики, координации и мышечной  памяти.

     Также танец  позволяет  детям через набор  определенных движений почувствовать  характер и ритм музыки.

    Не последнюю роль в празднике в детском саду для детей   играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений, в тщательном отборе речевого материала в соответствии с состоянием речи и возможностями каждого конкретного ребенка, а также в подготовительной работе, предусматривающей полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить и воспроизвести слова, но и понять внутреннее содержание стихотворения, его смысл, а также овладеть всеми словами произведения и максимально использовать их в активном словаре.

      По нашему  мнению, чтение стихов и другая  речевая деятельность на празднике  не только желательна и возможна, но и необходима, так как это  создает богатейшие возможности  для развития речи, ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.

     Большую роль  в процессе подготовки праздника  играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

     Изобразительная деятельность обладает огромной познавательной силой, позволяя детям  использовать зрительной анализатор, осязание, двигательную чувствительность. Зрительный ряд, воспринимаемый ребенком в процессе изобразительной деятельности, сочетается со словом.

     На основании зрительного образа со словом у детей формируются представления об окружающем мире. (6. С.25).

     Навыки и  умения, составляющие технику рисования,  аппликации, оригами, имеют двигательный характер. А движения составляют основу , имеют двигательный характер. А движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д.

     Для развития  моторики человека большое значение  имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется под влиянием воспитателя. Особенно важным для развития ребенка является овладение движениями рук. Развитие движений руки во многом зависит от овладения орудиями и инструментами.

     Человеческая  рука как рабочий орган начинает  развиваться рано и постепенно  совершенствуется в процессе  разнообразной деятельности и  в том числе изобразительной  (5, с.18).

     М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. И этот факт должен использоваться в работе с детьми.

     Особенности  изобразительной деятельности заключаются  в том, что для ее осуществления  важно не только развитие рук,  а совместное развитие рук  и глаз. Зрительный контроль за движением необходим на всех этапах создания изображения. И на занятиях по изобразительной деятельности у детей необходимо развивать дополнительно координацию глаз и рук, так как и то, и другое участвует у детей в процессе речевой деятельности.

     Дети, готовясь  к празднику, делают подарки  родителям (открытки маме к  8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование.

     Очень важно,  чтобы ребенок понимал, что  своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

     Основную часть  костюмов, необходимых для выступления  на празднике, готовят родители  детей и педагогический коллектив  детского сада, а небольшие дополнения  к костюмам и необходимые аксессуары  дети могут сделать сами на  занятиях изобразительной деятельностью.

      Общение,  как особый вид деятельности, активно используется как в  процессе подготовки, так и непосредственно  при проведении праздника.

     Оно происходит  между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и. конечно  же, между самими детьми.

    Для нас представляет  интерес точка зрения психологов (А.В.Петровского, А.В.Брушлинского, В.П.Зинченко и др.) на общение как на многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности.

     Общение включает  в себя обмен  информацией  между участниками совместной  деятельности, который может быть  охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к одному из важнейших средств общения.

     Вторая сторона  общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями и поступками.

     Наконец, третья  сторона общения предполагает  восприятие общающимися  друг  друга.

    Очень важно,  например, воспринимает ли один  из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется. И очень важная задача для педагогов и воспитателей – создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных», так, чтобы не было обиженных и обделенных. Чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка – праздник – не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.

      Таким образом,  в едином процессе общения  можно условно выделить три  стороны:  передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.

      Итак,  в процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение). Использование разнообразной  деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает  ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, развивает  крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.

     

 

 

Информация о работе Особенности подготовки и проведения праздников дошкольников