Особенности подготовки и проведения праздников дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа

Описание

Актуальность. Праздники и развлечения яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста.
Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».
Цель исследования – обобщить педагогический опыт работы по проведению и подготовке праздников в детском саду.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………. 5
1.1 Значение и роль праздника…………………………………………. 5
1.2 Деятельность в контексте праздника……………………………… 7
1.3 Классификация праздников………………………………………… 11
1.4 Влияние праздника на формирование и развитие психических процессов………………………………………………………………… 13
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………… 16
ГЛАВА П. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА В
ДЕТСКОМ САДУ………………………………………….. 17
2.1 Этапы работы и особенности подготовки праздника …………… 17
2.2 Педагогическая значимость праздников и развлекательных
досуговых мероприятий ………………………………………………… 19
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………… 24

Работа состоит из  1 файл

Насибулина-Праздники-курсовая.docx

— 75.69 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  Классификация  праздников.

 

      В детских  садах традиционно проводятся  следующие праздники:

  • Праздник осени. Проводится обычно в октябре месяце. Это праздник

прощания с летом. Зал  украшен желтыми листьями, изображениями овощей и фруктов. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.

  • Новый  Год. Детей традиционно посещает Дед Мороз  со

Снегурочкой. Дети водят  хоровод вокруг елки нарядной. Зал  украшен разноцветными гирляндами, сверкающими фонариками, игрушками  и снежинками. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год – самый  веселый  праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Педагоги придумывают множество  игр, сюрпризных моментов. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые  разнообразные сказочные герои. В завершение праздника Дед Мороз  дарит детям подарки.

  • Восьмое Марта.  Дети поздравляют своих мам, бабушек, учителей и

воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью  дети готовят подарки для мам. Мальчикам объясняется, что это  праздник всех женщин и девочек тоже надо поздравлять в этот день. Нужно  быть вежливыми и внимательными к ним.

  • До свидания, детский сад. Этот праздник проводится для детей

подготовительной группы в конце учебного года.  Дети прощаются  со своим детским садом, благодарят воспитателей. Как правило, в этом празднике широко представлена тема школы. В ходе подготовки этого праздника  формируется положительная мотивация  к обучению в школе.

 

     Эти праздники  можно условно разделить на 2 типа: календарные и тематические.

     Основные цели  праздников:

 

Тип

Название праздника

Цели

Календарные

- 8 Марта

 

- Новый Год

- воспитание чувства уважения  и благодарности маме;

- формирование у детей  отношения к празднику как  к чудесному радостному событию,  развитие эмоциональности детей

тематические

- Праздник осени

 

 

-До свидания, детский  сад.

Воспитания умения видеть прекрасное в природе;

 

- формирование положительной  мотивации к будущему обучению  в школе, воспитание чувства  благодарности  воспитателям  детского сада, развитие эмоциональности.


 

 

     Следует отметить, что глубокие изменения, постигшие  нашу страну и общество в   последние десятилетия, коренным  образом изменили социальную  направленность обучения. К сожалению,  из детского сада ушли такие  понятия как патриотизм, любовь  к Родине. И вместе с этим  перестали отмечаться все советские  праздники. Среди них оказался и 23 февраля – День армии и флота. Но в то же время в детских садах появляются и новые праздники.

     Существует  опыт проведения народного праздника  «Масленица».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4  Влияние праздников  на формирование

и развитие психических процессов  детей.

 

     Дошкольный  возраст – время формирования  и активного развития всех  без исключения психических процессов.  Праздники, как часть учебно-воспитательной  работы, как часть  детства,  играют немаловажную роль в  развитии этих процессов. Наибольшее  влияние оказывают на развитие  внимания и памяти.

     Внимание рассматривается  психологией как направленность  и сосредоточенность сознания, предполагающее  повышение уровня сенсорной, интеллектуальной  или двигательной активности  индивида. (16, с.231).

    По характеру  происхождения и по способам  осуществления выделяют два основных  вида внимания: произвольное и  непроизвольное.

    Непроизвольное  внимание возникает и поддерживается  независимо  от сознательных намерений  человека. Внимание вызывает все  необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством – новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привычки. А праздник для ребенка – это всегда масса новых, ярких впечатлений. На празднике часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности.

     Таким образом,  можно говорить о постоянном  использовании на нем непроизвольного  внимания детей. 

    Произвольное  внимание – это сознательно  направляемое и регулируемое  сосредоточение. Оно возникает, если  в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно выполняет программу действий.

     Необходимость  волевых усилий для организации  внимания ярко проявляется при  вхождении в работу, при возникновении  в ней затруднений, ослаблении  познавательного интереса, а также  при наличии помех (новых, сильных  или эмоционально значимых раздражителей).

    В процессе  подготовки праздника воспитатель  объясняет детям важность предстоящего  мероприятия, тематику праздника,  рассказывает, что на нем будет  и что надо будет сделать  детям.

     Таким образом,  перед детьми ставится задача, которую они при помощи воспитателей  и педагогов выполняют. Так  «запускается» механизм и происходит  тренировка произвольного внимания.

     Помимо произвольного и непроизвольного внимания, может быть выделен еще один особый вид внимания – послепроизвольное. Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только его результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание говорить о послепроизвольном внимании.

      Деятельность  так захватывает в этом случае  ребенка, что ему не требуется  заметных волевых усилий для  поддержания внимания.           Поскольку у детей дошкольного возраста

Произвольное внимание  неустойчиво, в основном, в процессе подготовки и проведения праздников используется непроизвольное и послепроизвольное внимание. Но следует помнить, что произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.

     Таким образом, подготовка и проведение праздников в детском саду для детей является одним из средств развития всех видов внимания.

     Процесс подготовки  и проведения праздников играет  большую роль в развитии памяти. Запоминание, сохранение и последующее  воспроизведение индивидом его  опыта и называется памятью. (16, с.291).

    В памяти различают  основные процессы, запоминание,  сохранение, воспроизведение и забывание.  По характеру психологической  активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В процессе подготовки и проведения  праздника у детей используются  и развиваются все вышеназванные  виды памяти.

     Двигательная  память – запоминание, сохранение  и воспроизведение различных  движений и их систем. Она активно  используется в постановке танцев  и  пении и тесно связана  со словесно-логической памятью.

    Эмоциональная  память – это память на чувства.  Эмоции всегда сигнализируют  о том, как удовлетворяются  потребности и интересы, как осуществляются  отношения с окружающим миром.  Праздники всегда богаты различными  эмоциями, а эмоциональная память  всегда оказывается сильнее других  видов памяти. Поэтому она имеет  очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

    Также психология  выделяет и образную память  – память на представления,  на картины природы и жизни,  а также  на звуки, запахи и вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.

      Содержанием  словесно-логической памяти являются  мысли, которые не существуют  без языка, поэтому память на  них  называется не просто  логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть  воплощены в различную языковую  форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

     Двигательная, образная и словесно-логическая  память не могут существовать  изолированно друг от друга,  так как между собой связаны,  прежде всего, соответствующие  стороны предметов и явлений  внешнего мира, а следовательно, и формы их отражения. И для детей очень важно формирование обширного, разностороннего и полного представления об окружающем их мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

     Из всего  вышесказанного можно сделать  вывод, что проведение красочных,  интересных, эмоционально богатых  праздников способствует развитию  различных видов памяти у дошкольников.

     Праздник -  одно из средств полноценного  и всестороннего развития личности  ребенка, синтез практически всех  искусств. В процессе подготовки  и проведения праздника используются  разнообразные виды репродуктивной  деятельности, что позволяет решать  ряд специфических задач: развивать  слуховое восприятие, голос и  произношение, расширять активный  словарь, развивать моторику, расширять  представления детей об  окружающем  мире, способствовать формированию  навыков общения.

    И хотя творческой  деятельности у детей в дошкольный  период как таковой еще нет,  в ходе подготовки их проведения  праздника формируются предпосылки  для ее развития. Праздники как  часть учебно-воспитательного   процесса оказывают большое влияние  на развитие психических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА П.

ПОДГОТОВКА И  ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА

В ДЕТСКОМ  САДУ

 

Этапы работы и   особенности подготовки праздника.

 

    Подготовка и  проведение праздника в детском  саду – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и, конечно же, детей.

     Чтобы организовать  эту работу, всем необходимо последовательно  действовать по единому плану,  преодолевая один за другим  все этапы подготовки праздника.

 

Этапы работы

 

    Изучая опыт работы детских садов и школ по организации праздников мы выделили следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

1 этап -  предварительное  планирование.

П этап - работа над сценарием.

Ш этап – предварительное знакомство детей с праздником.

1У этап – репетиции.

У этап – проведение праздника.

У1 этап – подведение итогов.

УП этап последействие праздника.

     В начале  учебного года проводится собрание  педагогического коллектива детского  сада, на котором обсуждается  план работы на год. Происходит  отбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.

    На втором этапе  начинается непосредственная подготовка  к празднику. Воспитатели, отсматривая программы, учитывая индивидуальные особенности детей, их способности и знания.

    Музыкальный руководитель  подбирает танцы, причем подбор  осуществляется с учетом возможностей  каждого конкретного ребенка  и группы в целом.

    На данном этапе  подготовки создается сценарий  праздника, включающий в себя  отобранный материал. Причем первый  в учебном году праздник строится  на очень простом материале.  В праздник включается как  можно больше зрелищ и игр, ведущую рол в которых играет педагогический коллектив, а музыкальная деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках.

     На последующих  праздниках зрелища и игры  постепенно вытесняются выступлениями  детей,  и педагогам уже достается  роль ведущего.

    Таким образом, праздник в детском саду используется для закрепления изученного материала, подведения итогов.

    Когда сценарий  готов, воспитатели проводят в  своих группах занятия, на которых  детям рассказывается о предстоящем  празднике, объясняется что это  за праздник и чему он посвящен.

Информация о работе Особенности подготовки и проведения праздников дошкольников