Особенности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заикнаием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 06:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования. Выявление уровня сформированности предпосылок письменной речи у заикающихся дошкольников.
Объект исследования. Предпосылки письменной речи.
Предмет исследования. Уровень сформированности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заиканием

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование письменной речи у старших дошкольников
1.1. Закономерности и условия формирования письменной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.2. Особенности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заиканием
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня сформированности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заиканием
2.1. Организация и содержание исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

ВТОРАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА доработка.doc

— 373.50 Кб (Скачать документ)


8

Содержание

 

Введение

Глава 1. Формирование письменной речи у старших дошкольников

1.1. Закономерности и условия формирования письменной речи у детей старшего дошкольного возраста

1.2. Особенности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заиканием

Глава 2. Экспериментальное исследование уровня сформированности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заиканием

2.1. Организация и содержание исследования

2.2. Результаты исследования и их анализ

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2

 

Введение

Актуальность исследования. Вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе. Психологи и педагоги придают особую значимость обучению детей письменной речи и называют ее операциональные компоненты (письмо и чтение) ведущими в любой сознательной деятельности человека.

Изучению чтения и письма, подготовке детей к овладению грамотой посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. Анализируя данные вопросы с позиций разных наук, ученые, выделяют необходимые для овладения письменной речью психофизиологические компоненты, являющиеся «предпосылками усвоения письма» (Р.Е. Левина, 1961; И.Н. Садовникова, 1995; Е.А. Логинова, 2004; Е.Н. Российская, 2005), «предпосылками к возможности начать обучение детей грамоте» (Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, 1962), «предпосылками к освоению школьных навыков» (Д.Н. Исаев, 2003) и т.п.

Так для нормального протекания процессов чтения и письма необходима сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.); хорошее состояние зрительных и моторных функций (Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, СП. Ефимова, Е.В. Новикова, Ы.В. Новоторцева и др.); осознание собственной речи и овладение ею (Л.С. Выготский, К.Д.Ушинский, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Р.И. Лалаева и др.); достаточный уровень сформированности внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, И.В. Прищепова и др.), эмоционашю-личностная зрелость ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Холмовская, И.А. Домашенко, B.C. Мухина, М.И. Лисина и др.). Перечисленные психофизиологические компоненты являются необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью, а сбой в их формировании может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением и письмом.

Сложность письменно-речевой деятельности обуславливает наличие работ, освещающих, как правило, необходимость и влияние сформированное отдельных предпосылок на успешность формирования навыков чтения и письма. Вместе с тем, современная практика требует исследований, отражающих междисциплинарный подход к изучению проблемы.

В силу множества неблагоприятных биологических и социальных причин отмечается рост количества детей, имеющих различные патологии развития. Наиболее распространенными у старших дошкольников являются речевые нарушения, проявляющиеся заиканием.

Многочисленные исследования дают сведения о состоянии психофизиологических функций у детей с заиканием. Так, у дошкольников с заиканием нарушается слухоречевая память, воспроизведение ритмических структур и фонематическое восприятие (Р.А. Белова-Давид, В. К. Орфинская, Н. Н. Трауготт, Т.А. Фотекова и др.); отмечаются низкие показатели зрительного гнозиса, переработки зрительно-пространственной информации (Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина и др.); регистрируется некоторая двигательная недостаточность (В. К. Орфинская, Н. Н. Трауготт, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.Ф. Чиркина, Т.А. Фотекова и др.); отмечается наличие системного нарушения речи, затрагивающего все её компоненты (Р.Е.Левина, Г.А. Каше, Н.А. Никашина, И. К. Колповская, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина и др.); в тяжелых случаях со стороны умственного развития наблюдается иногда довольно значительное отставание как вторичное и временное явление» (В.И. Селиверстов); имеются эмоционально-личностные особенности поведения (Е.М. Мастюкова и др.).

Таким образом, исследования разных авторов позволяют определить, что у детей с заиканием оказываются нарушенными предпосылки готовности к овладению чтением и письмом. Вместе с тем фактически нераскрытой остается проблема изучения комплексной готовности к овладению дошкольников с нарушением речи.

Особенности чтения и письма детей с нарушением речи, распространенность у них дислексии, дисграфий и дизорфографий (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, И.К. Колповская, ЮЛ. Ржхолько и др.) вызывают необходимость осуществления работы, направленной на формирование, коррекцию и развитие у них необходимых предпосылок готовности к овладению письменной речью в дошкольном возрасте. Вместе с тем, при достаточной исследованности вопросов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений у детей с заиканием в логопедической теории и практике малоизученными остаются проблемы содержания и структуры формирования комплексной готовности таких дошкольников к овладению письменной речью. Следствием нерешенности обозначенной проблемы является отсутствие практических рекомендаций по формированию предпосылок готовности к овладению письменной речью у дошкольников с нарушениями речи.

Проблема исследования. Определения уровня сформированности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заиканием.

Цель исследования. Выявление уровня сформированности предпосылок письменной речи у заикающихся дошкольников.

Объект исследования. Предпосылки письменной речи.

Предмет исследования. Уровень сформированности предпосылок    письменной речи у старших дошкольников с заиканием

Гипотеза исследования. У детей старшего дошкольного возраста с заиканием отмечается недостаточный уровень сформированности предпосылок письменной речи, потому что, акт письма определяется как сложный вид координационной деятельности человека. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения. Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма.

Задачи исследования.

- Изучить лингвистическую, клиническую, психолого-педагогическую, дефектологическую и др. литературу по проблемам исследования.

- Провести диагностику детей для определения уровня сформированности предпосылок письменной речи.

- Обработать, качественно и количественно, и проанализировать результаты исследования и сделать выводы;

Для решения поставленных задач и достижения намеченной цели использовались следующие методы: обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме исследования; метод изучения психолого-педагогической и медицинской документации; метод индивидуального комплексного обследования дошкольников.

Исследовательская работа проводилась на базе МДОУ-ЦРР «Детский сад № 155» и на базе МДОУ «Детский сад  № 228» г. Барнаула среди детей старшего дошкольного возраста.

Период проведения исследовательской работы на базе МДОУ-ЦРР «Детский сад № 155» с 25.04.11г. по 29.04.11г.

Период проведения исследовательской работы на базе МДОУ «Детский сад № 228» с 03.05.11г. по 06.05.11г.

К исследовательской работе были привлечены дети из старшей возрастной группы с нормальным физическим слухом и с охранными возможностями интеллектуального развития, с нормальным речевым развитием.

У выбранных детей имеются нарушения речи, нарушения звукопроизношения разной структуры дефекта, искажение слоговой структуры слова, нарушения темпа и ритма, мелодико-интонационной стороны речи. В исследовании принимали участие 14 детей старшего дошкольного возраста, по 7 человек в каждой группе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть использована логопедами, педагогами, психологами и другими специалистами в работе с детьми 5 – 6 лет.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 38 страниц печатного текста, 8 таблиц, 5 диаграмм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формирование письменной речи у старших дошкольников

1.1. Закономерности и условия формирования письменной речи у детей старшего дошкольного возраста

По мнению Гвоздева А.Н. сенсомоторной основой психического развития ребенка являются те координации, которые возникают между глазом и рукой, между слухом и голосом. Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по определенным закономерностям, определяющим последовательной и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы.
Изучению вопроса о функциональном взаимодействии речедвигательного и речеслухового анализаторов в процессе формирования устной речи посвящены труды А.Н. Гвоздева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова. Функция слухового анализатора формируется у ребенка значительно раньше, чем функция речедвигательного анализатора прежде, чем звуки появятся в речи, они должны быть дифференцированы на слух. В первые месяцы жизни ребенка звук сопровождает непроизвольную артикуляцию, возникая вслед за движениями органов артикуляционного аппарата. В дальнейшем соотношение между звуком и артикуляцией в корне меняется: артикуляция становится произвольной, соответствуя звуковому выражению [4].

С точки зрения Жинкина Н.И. механизм речи включает два основных звена: образование слов из звуков и составление сообщений из слов. Слово есть место связи двух звеньев механизма речи. На корковом уровне произвольного управления речью образуется фонд тех элементов, из которых формируются слова. Во второй ступени отбора элементов образуется так называемая «решетка морфем» [9]. По теории Н.И. Жинкина, слова становятся полными только после операции составления сообщений. Весь смысл работы речедвигательного анализатора заключается в том, что он может продуцировать каждый раз новые комбинации полных слов, а не хранить их, перестройки могут совершаться только материальными слоговыми средствами, т.к. слог – основная произносительная единица языка. Именно поэтому, как считает Н.И. Жинкин, то главное, с чего начинается речевой процесс и чем он заканчивается, есть код речедвижений (отбор требуемых речедвижений), и в этом великая роль на пути от звука к мысли [4].

Как отмечает Лурия А.Р., для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении.

В процесс письма активно включаются ещё глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, речедвигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность.

Как отмечал Лурия А.Р., письмо может быть рассмотрено как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру.

Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени овладения навыком. Так ребенок, приступающий к обучению грамоте, начинает с освоения смысловой стороны письма. В отличие от неграмотного ребенка, который «срисовывает» буквы со всеми особенностями шрифта, как геометрический узор, начинающий школьник воспринимает буквы как смысловые схемы, ассоциированные и с их звуковыми образами, и с начертательными образами слов.

Как отмечает Лурия Р.А., каждый ребенок, независимо от применяемого к нему метода обучения, неизбежно проходит через несколько фаз. На первом этапе обучения школьник пишет крупно, и это связано не только с грубостью его пространственных координаций. Причина в том, что, чем крупнее письмо, тем меньше относительная разница между движениями кончика пера и движениями самой руки, т.е. тем проще и доступнее перешифровка [21].

Процесс письма, будет ли это свободное письменное изложение или списывание текста или письмо под диктовку является далеко непростым психологическим актом. Каждый процесс письма включает в свой состав много общих элементов. Письмо всегда начинается с известной задачи. Если учащийся должен написать диктуемое слово или фразу, этот замысел сводится к тому, чтобы, заслушав текст, написать его со всей точностью и правильностью. Если учащийся должен написать изложение или письмо, замысел сначала ограничивается определенной мыслью, которая позднее формируется во фразу, из фразы выделяются уже те слова, которые должны быть написаны первыми [13].

Замысел, подлежащий превращению в развернутую фразу, необходимо не только удерживать, но с помощью внутренней речи в дальнейшем превращать в развернутую структуру фразы, части которой должны сохранить свой порядок.

А.Р. Лурия выделил следующие специальные операции письма: «анализ звукового состава того слова, которое подлежит написанию… Выделение последовательности звуков в слове является первым условием для расчленения речевого потока» [21].

Условием письма является уточнение звуков, превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки-фонемы [6]. Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознано, в дальнейшем они автоматизируются.

Информация о работе Особенности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заикнаием