Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 06:57, курсовая работа
Цель исследования. Выявление уровня сформированности предпосылок письменной речи у заикающихся дошкольников.
Объект исследования. Предпосылки письменной речи.
Предмет исследования. Уровень сформированности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заиканием
Введение
Глава 1. Формирование письменной речи у старших дошкольников
1.1. Закономерности и условия формирования письменной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.2. Особенности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заиканием
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня сформированности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заиканием
2.1. Организация и содержание исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Изобразим полученные данные графически.
Рисунок 2. Состояние общей произвольной моторики в ЭГ и КГ.
3. Обследование состояния звукопроизношения.
При исследовании звукопроизношения дети с интересом выполняли предлагаемые им задания. В ЭГ двое детей справились с заданием без ошибок. У трех детей наблюдались искажения звуков, еще у двух – искажения, пропуски и замены звуков.
В КГ трое детей справились с заданием без ошибок. У одного ребенка наблюдалось искажение звуков.
Наиболее часто встречались следующие нарушения звукопроизношения:
1) Замены звука другим:
- звонкие парными глухими (буфет – «пуфет», шуба – «шупа», стрекоза – «стрекоса»);
- твердые парными мягкими (лук – «люк», суп – «сюп»);
- соноры [р] и [л] (стрекоза – «стлекоза», три – «тли», рак – «лак»).
2) Пропуски звука: (белка – бека, тритон – титон)
3) Искажение звуков: часто встречается межзубный сигматизм.
4) Недостаточно автоматизированные звуки: звуки, которые произносятся изолированно правильно, в спонтанной речи часто заменяются или искажаются.
Таблица 5
Обследование состояния звукопроизношения
| КГ | % | ЭГ | % |
Высокий уровень | 6 | 85,7 | 2 | 28,5 |
Средний уровень | 1 | 14,2 | 3 | 42,8 |
Низкий уровень | - | - | 2 | 28,5 |
Изобразим полученные данные графически.
Рисунок 3. Уровень состояния звукопроизношения у детей в ЭГ и КГ.
4. Обследование фонематического восприятия (дифференциация фонем).
При исследовании состояния фонематического восприятия мы обнаружили, что недостаточная сформированность функций речеслухового анализатора при сохранном физическом слухе создаёт большие затруднения для детей при различении сходных звуков, отличающихся одним фонематическим признаком. Шесть человек из семи в ЭГ испытали большие трудности в дифференциации и различении звуков, особенно группы шипящих и свистящих, остальные дети допускали единичные ошибки. Только один ребенок в ЭГ справился с заданием без ошибок. Он правильно показали все картинки.
Таким образом, выявленные результаты позволяют сделать вывод о недостаточной сформированности у некоторых детей функций речеслухового анализатора, что свидетельствует о том, что у этих детей есть нарушения письма.
Таблица 6
Обследование фонематического восприятия
| КГ | % | ЭГ | % |
Высокий уровень | 7 | 100 | 1 | 14,2 |
Средний уровень | - | - | - |
|
Низкий уровень | - | - | 6 | 85,7 |
Изобразим полученные данные графически.
Рисунок 4. Состояние уровня фонематического восприятия в ЭГ и КГ.
5. Обследование грамматического строя речи.
При обследовании грамматического строя речи дети испытывали значительные трудности в употреблении предлогов, образовании новых слов с помощью приставок, склонении местоимений и числительных, образовании причастий, восстановлении правильного порядка слов в предложении, согласовании слов в предложении. Наименьшее количество трудностей вызвали задания по образованию прилагательных от существительных, составление предложений по вопросам и демонстрации действия. Высокий уровень в ЭГ не показал никто из детей.
Таблица 7
Обследование грамматического строя речи
| КГ | % | ЭГ | % |
Высокий уровень | 5 | 71,4 | - | - |
Средний уровень | 1 | 14,2 | 1 | 14,2 |
Низкий уровень | 1 | 14,2 | 6 | 85,7 |
Изобразим полученные данные графически
Рисунок 5. Состояние уровня грамматического строя речи
Таким образом, при обследовании группы детей старшего дошкольного возраста детского сада выявлен недостаточный уровень сформированности предпосылок письменной речи, обусловленные несформированностью компонентов развития ребенка:
- грамматическая система (предпосылки аграмматической дисграфии);
- звукопроизношения;
- общей, мелкой моторики, пространственной ориентировки (предпосылки оптической дисграфии).
Также наблюдается недоразвитие психических функций, что является предпосылкой разных форм дисграфий.
Дети экспериментальной группы испытывают трудности в обучении письму. Это проявляется в виде различных форм дисграфии и требует проведения в сочетании логопедического, педагогического и медицинского воздействия, что должно послужить положительной динамике в речевом развитии учащихся. Для проведения направленной коррекционно-логопедической помощи необходимо составление плана работы с такими детьми.
Так же следует отметить, что в результате проведенного обследования были выявлены недостаточно сформированные тонкие движения пальцев рук и общая произвольная моторика. Они так же оказывают негативное влияние на формирование процессов письма.
Полученные результаты исследования подтверждают нашу гипотезу, о том, что у детей старшего дошкольного возраста с заиканием отмечается недостаточный уровень сформированности предпосылок письменной речи, потому что, акт письма определяется как сложный вид координационной деятельности человека. Недостаточный уровень сформированности каких-либо компонентов создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма.
Процесс формирования грамотного письма у детей в настоящее время является одной из самых распространенных проблем, которой необходимо уделять достаточное внимание педагогам, родителям, психологам и логопедам. Тенденция роста детей с нарушениями речи в последнее время говорит о росте актуальности данной проблемы.
В условиях современного общества мало внимания уделяется вопросам коррекционной работы с детьми, а, как показывает практика, существует большая необходимость в проведении такой работы. Поэтому для нас было интересно изучение проблемы сформированности предпосылок письменной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и заиканием на базе МДОУ – ЦРР «Детский сад № 155, и на базе МДОУ «Детский сад № 228».
Во время проведения эксперимента всем детям в группе предлагались диагностические задания, но для анализа и коррекционной работы фиксировались только результаты детей с общим недоразвитием речи экспериментальной группы.
При обследовании все дети показали средние результаты самостоятельных ответов. Требовалась дополнительная помощь взрослого.
Часть детей после нагрузки, проявляют утомляемость, начинает проявляться невнимательность и расторможенность.
Нарушения общей моторики выражались в затруднении выполнения таких заданий, как прыжки на одной ноге, действия с мячом, позы Ромберга, многоступенчатая инструкция «обойти кабинет и вернуться, встав в правый угол» (сложная инструкция выполнения). Неуверенность в выполнении заданий.
Нарушение звукопроизношения сочетается с нарушениями просодической стороны речи.
Таким образом, при обследовании группы детей старшего дошкольного возраста детского сада выявлен недостаточный уровень сформированности предпосылок письменной речи, обусловлен несформированностью различных компонентов развития ребенка.
В результате исследования у всех детей были выявлены нарушения ручной моторики, которые проявлялись в нарушении точности, быстроты, координированности движений.
По результатам проведенной работы, стоит заметить, что очень важно своевременно выявить причины самых первых трудностей письма, возникающих у ребёнка в период овладения его грамотой, чтобы иметь возможность сразу оказать ему целенаправленную помощь. Но гораздо важнее обнаружить признаки возможного возникновения затруднений при овладении письмом ещё до начала обучения ребёнка грамоте (то есть в дошкольном возрасте). Ведь если ребенок не различает некоторые речевые звуки на слух, если после пяти лет в его устной речи имеются звуковые замены, а после четырех все еще сохраняются аграмматизмы, если в пять-шесть лет он не владеет простейшими формами звукового анализа или обнаруживает несформированность зрительно-пространственных представлений, он не сможет овладеть полноценным письмом. В случае выявления хотя бы одного «слабого звена», необходимо сделать все возможное для своевременного его выравнивания, а значит и для предупреждения дисграфии.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение: у детей старшего дошкольного возраста с заиканием отмечается недостаточный уровень сформированности предпосылок письменной речи, потому что, акт письма определяется как сложный вид координационной деятельности человека. Недостаточный уровень сформированности каких-либо компонентов создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма.
Информация о работе Особенности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заикнаием