Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 06:57, курсовая работа
Цель исследования. Выявление уровня сформированности предпосылок письменной речи у заикающихся дошкольников.
Объект исследования. Предпосылки письменной речи.
Предмет исследования. Уровень сформированности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заиканием
Введение
Глава 1. Формирование письменной речи у старших дошкольников
1.1. Закономерности и условия формирования письменной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.2. Особенности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заиканием
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня сформированности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заиканием
2.1. Организация и содержание исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Проведение исследования;
Анализ данных, полученных в ходе исследования.
Более приемлемой для исследовательской деятельности, является классификация видов, разработанная Чиркиной Г.В., И.Н. Садовниковой, так как прослеживается последовательный анализ специфических ошибок, данная методика была взята за основу.
При разработке методики констатирующего эксперимента так же были использованы задания и серии заданий из методик: Л. М. Козыревой, Л.Г. Парамоновой, О.В. Елецкой и Н.Ю. Горбачевской.
Схема обследования детей включала следующие разделы:
1. Обследование тонких движений пальцев рук.
2. Обследование общей произвольной моторики.
3. Обследование состояния звукопроизношения.
4. Обследование фонематического восприятия (дифференциация фонем).
5. Обследование грамматического строя речи.
1. Обследование тонких движений пальцев рук.
1) Сжать пальцы в кулак.
2) Загнуть каждый из пальцев попеременно, то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).
3) Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) – точное выполнение задания;
Средний уровень (2 балла) – не выполнение одного задания;
Низкий уровень (1 балл) – не выполнение более одного задания.
2. Обследование общей произвольной моторики.
С этой целью были использованы тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца, где обследуется как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.
Таблица 1
Обследование общей моторики
Прием | Содержание задания |
- Исследование двигательной памяти, переключаемости, самоконтроля при выполнении проб | - Повторить любые движения - Повторить движения за исключением одного запретного |
- Исследование статической координации | Стоять с закрытыми глазами: - стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой ,руки вытянуты вперед(5 сек); - на правой ноге, затем на левой (5сек) |
-Исследование пространственной организации | - Прыжки на правой ноге, на левой, попеременно, затем попрыгать на двух ногах. - Обойти кабинет вокруг и вернуться, например, в правый угол и наоборот. - Поймать брошенный мяч правой рукой, затем левой |
Критерии оценки:
- Норма – 3 балла.
- Незначительно нарушены координация, ритм движений, моторно неловок – 2 балла.
- Движения выполняются неверно, с напряжением, грубыми ошибками при выполнении всех проб – 1 балл.
- При выполнении неловок, падает, пространственно дезориентирован, путает право – лево – 0 баллов.
3. Обследование состояния звукопроизношения.
По инструкции «Повтори за мной» и «Назови, что видишь на картинке».
Материал для проведения обследования: фразы, включающие звук, произношение которого исследуется и предметные картинки с положением исследуемого звука в начале, средине и конце слова (Приложение).
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) – нормативное произношение всех групп звуков;
Средний уровень (2 балла) – искажение или замена одного или двух звуков во всех речевых ситуациях;
Низкий уровень (1 балл) – искажение или замена всех или более двух звуков.
4. Обследование фонематического восприятия (дифференциация фонем).
Таблица 2
Обследование состояния фонематического слуха
Содержание задания | Наглядный материал |
-Опознание фонем а) Инструкция: «Подними руку, если услышишь [о] среди других гласных» б) Инструкция: «хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук [к] среди других согласных» | а, у, ы, о … п, н, м, к, т, р |
- Различение фонем близких по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонких и глухих б) шипящих и свистящих соноров. | п-б, т-д, к-г, ш-ж … с, ш, з, ж, ч … р, л, м, н |
-Повторить слоговой ряд а) звонкие – глухие б)шипящие-свистящие в) с сонорами | да-та, та-да-та,… ба-па, па-ба-па… жа-ша, жа-жа-ша … са-за, са-за-са… ша-са-ша, ша-ча-ша … жа-ра-ша … ра-ла-ла, ла-ра … |
- Инструкция: назови эти картинки, скажи, чем отличаются названия слова-паронимы | Бочка – почка Коза – коса Дом – дым … |
Критерии оценки:
- Все задания выполнены, верно – 3 балла.
- Допускаются ошибки, которые исправляются самостоятельно, после повторного воспроизведения – 2 балла.
- Часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение – 1 балл.
- Невыполнение – 0 баллов
5. Обследование грамматического строя речи.
Для обследования этого компонента языка ставилось целью:
Как ребенок понимает и употребляет в речи предлоги: в, на, из, под, из-за, из-под, между, около, над;
Как употребляет существительные родительного падежа множественного числа (петель, яблок, блюдец);
Как образовывает сравнительную степень прилагательных:
а) простым (синтетическим) способом при помощи суффиксов (её-ей), особенно с чередованием согласных (высокий – выше, дорогой – дороже, резкий – резче, простой – проще, сухой – суше);
б) супплетивным способом (лучше – хуже);
Как согласовывает в роде, числе, падеже прилагательные с существительными;
Как образует множественное число существительных с непродуктивными окончаниями (листья, жеребята);
Как пользуется глагольными формами:
а) разноспрягаемыми глаголами (бежать, хотеть);
б) спрягаемыми глаголами с особыми окончаниями в личных формах (есть, ешь, дать, дашь);
в) настоящего, прошедшего времени, повелительного наклонения с чередующимися звуками (ездить, жечь, стричь);
Как склоняет местоимения, числительные (нет двух блюдец, нет пяти окон, нет трех вёдер, нет моих пяти полотенец, нет твоих двух пальто);
Как образовывает причастия (читать – читающий);
Какие виды предложений употребляет в самостоятельной речи;
Может ли восстановить нарушенный порядок слов в предложении;
Может ли слова, данные в исходной форме, но нужной последовательности, согласовать между собой;
Может ли из слов, данных в произвольном порядке и в исходной форме, составить предложения, согласуя правильно слова и их порядок в предложении.
При обследовании использовались следующие задания:
1) Добавление в предложение слов, употребляемых в нужной грамматической форме;
2) Составление предложений по вопросам; составление предложений по демонстрации действий;
3) Составление предложений по картинке, по серии картинок;
4) Составление предложений по опорным словам;
5) Составление предложений по слову в заданной падежной форме.
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) – правильное выполнение всех заданий без ошибок;
Средний уровень (2 балла) - при выполнении заданий допущено не более двух ошибок;
Низкий уровень (1 балл) – при выполнении заданий допущено 3 и более ошибок.
В результате проведенной работы, мы получили следующие результаты:
1. Обследование тонких движений пальцев рук.
В целом дети показали неплохой результат при обследовании тонких движений пальцев рук. Только некоторые из них испытывали небольшие затруднения при выполнении 2 и 3 задания.
Результаты обследования отражены в таблице 3.
Таблица 3
Обследование тонких движений пальцев рук
| КГ дети - норма | % | ЭГ дети с ОНР и заиканием | % |
Высокий уровень | 4 | 57,1 | 3 | 42,8 |
Средний уровень | 2 | 28,5 | 2 | 28,5 |
Низкий уровень | 1 | 14,2 | 2 | 28,5 |
Изобразим полученные данные графически.
Рисунок 1. Уровень состояния тонких движений пальцев рук в КГ и ЭГ.
2. Обследование общей произвольной моторики.
В процессе обследования общей произвольной моторики было выявлено, что самым сложным для детей из экспериментальной группы было задание 5. Дети сбивались с темпа неоднократно, путались при выполнении задания. Наибольшая сложность возникала у детей при выполнении задания левой рукой.
Таблица 4
Обследование общей произвольной моторики
| КГ | % | ЭГ | % |
Высокий уровень | 2 | 28,5 | 1 | 14,2 |
Средний уровень | 4 | 57,1 | 5 | 71,4 |
Низкий уровень | 1 | 14,2 | 1 | 14,2 |
Информация о работе Особенности предпосылок письменной речи у старших дошкольников с заикнаием