Особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание

Педагогика является важнейшей из гуманитарных наук, т.к. она начинает работу с человеком раньше остальных. Прочие же науки больше способствуют самосовершенствованию человека, которое, безусловно, важно, но которое начинается далеко не на первом этапе социализации и в значительной степени зависит от того, что было заложено в человека на более ранних этапах. Поэтому очевидно, что хотя бы ознакомиться с педагогикой должен каждый человек, которому так или иначе приходится регулярно общаться с детьми или подростками, т.к. любая ошибка в этом общении может привести к любым последствиям, вплоть до искажения морально-нравственных ориентиров.

Содержание

Введение………………………………………………….……………..... 3
1. Специфика педагогического труда………...…………..……….......... 5
1.1.Определение основных понятий……………...………..…......5
1.2. Общение как основа педагогической деятельности..............9
1.3. Стили педагогической деятельности……………………….17
2. Особенности профессиональной деятельности учителей-новаторов………………………………………………………………20
2.1. Особенности профессиональной деятельности учителя-новатора Софьи Николаевны Лысенковой…………..….…20
2.2.Особенности профессиональной деятельности учителя-новатора Елены Николаевны Потаповой……..…….….…..26
Заключение……………………………………………………...……….30
Список используемой литературы……………………………….……..32
Приложение А. Опорные схемы………………………...………...……34
Приложение Б. Упражнения по развитию мускульной памяти………37
Приложение В. Приём калькирования…………………………………39
Приложение Г. Упражнения для леворуких детей…………………....40

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 111.23 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФБГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»

 

 

Кафедра Методологии образования

Специальность050708

Педагогика и методика начального образования

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

 

Курсовая работа

 

Студентки 4 курса факультета педагогики,

психологии и начального образования

 

АБРАМОВОЙ АЛЛЫ КОНСТАНТИНОВНЫ

 

 

 

Научный руководитель:

Доцент, кандидат педагогических наук                             И.В. Кошкина

 

Зав. кафедрой:

Доктор педагогических наук, профессор                    Е.А. Александрова                       

 

 

Саратов

2012 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………….……………..... 3

1. Специфика педагогического труда………...…………..……….......... 5

               1.1.Определение основных понятий……………...………..…......5

              1.2. Общение как основа педагогической деятельности..............9

              1.3. Стили педагогической деятельности……………………….17

2. Особенности профессиональной деятельности учителей-новаторов………………………………………………………………20

               2.1. Особенности профессиональной деятельности учителя-новатора Софьи Николаевны Лысенковой…………..….…20

               2.2.Особенности профессиональной деятельности учителя-новатора Елены Николаевны Потаповой……..…….….…..26

Заключение……………………………………………………...……….30

Список используемой литературы……………………………….……..32

Приложение А. Опорные схемы………………………...………...……34

Приложение Б. Упражнения по развитию мускульной памяти………37

Приложение В. Приём калькирования…………………………………39

Приложение Г. Упражнения для леворуких детей…………………....40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Педагогическая деятельность– одна из важнейших форм самовыражения человека, сравнимая разве что с медицинской, правоохранительной и прочими видами деятельности, отвечающими за само существование человека.

Однако педагогическая деятельность имеет от прочих одно важное отличие: когда все важнейшие виды деятельности призваны отвечать за физическое существование  человека, педагогическая деятельность подготавливает его к жизни в обществе, проводя важнейшую часть его социализации, в ходе которой человек становится личностью.

Педагогика является важнейшей  из гуманитарных наук, т.к. она начинает работу с человеком раньше остальных. Прочие же науки больше способствуют самосовершенствованию человека, которое, безусловно, важно, но которое начинается далеко не на первом этапе социализации и в значительной степени зависит от того, что было заложено в человека на более ранних этапах. Поэтому очевидно, что хотя бы ознакомиться с педагогикой  должен каждый человек, которому так или иначе приходится регулярно общаться с детьми или подростками, т.к. любая ошибка в этом общении может привести к любым последствиям, вплоть до искажения морально-нравственных ориентиров.

Объектом курсовой работы является профессиональная деятельность учителя начальных классов.

Предметом исследования является структурные компоненты деятельности учителя начальных классов.

Цель исследования – выявить особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов:

-  Общение как основа педагогической деятельности

-  Приёмы обучения школьников  начальных классов

Задачи исследования:

- Изучить научную, публицистическую, педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования.

-  Выявить особенности деятельности учителя начальных классов

-  Познакомиться с творчеством педагогов-новаторов

-  Обобщить результаты исследования

Методы исследования: наблюдение, моделирование ситуаций, теоретические методы (анализ, синтез, обобщение), методы изучения и обобщения педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА

 

    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

 

 

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное  на всестороннее развитие личности ребенка  и подготовку его к жизни в  современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется  в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.

Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические  и практические знания, на основе которых  осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность.

Способами передачи опыта  общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд. (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. – 10 с)

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и  внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Такт педагогический —  это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых  разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к ученику. (Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич - Минск.: Современное слово, 2001. – с. 30)

Качества учителя, успешно решающего свои задачи

1.Учитель понимает ученика,  уважает его мнение, умеет слушать  и слышать, «доходит» до каждого  ученика.

2.Заинтересовывает своим  предметом, хорошо его знает  и преподает.

3.Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.

4.Общительный, хороший  друг, открытый, искренний.

5.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный. 

6.Применяет психологические  знания, приемы для решения трудных  ситуаций.

7.Владеет собой, умеет  сдерживать эмоции.

8.Тактичен.

9.Всесторонне развит, умный,  умеет говорить.

10.Обладает чувством юмора,  незлой иронией, немного кокетством (!)

А это качества учителя, с  которыми лучше не работать в школе:

1.Агрессивен, груб, оскорбляет  учеников, применяет физическую  силу, бестактен, использует свою  власть над учеником.

2.Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу

3.Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не  знания, а поведение.

4.Аморален, эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает.

5.Не умеет выслушать,  понять ученика, не уважает  ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим.

6.Не способен заинтересовать  предметом, решать методические  и педагогические проблемы.

7.Не знает свой предмет,  обладает ограниченным кругозором.

8.Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять  за себя.

9. Не творчески работает.

10.Педантичен, формалист.

Специфической характеристикой  педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;

малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;

продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;

высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

Учитель – это призвание, учительство – это служение, а  не работа. Потому учитель должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на земле. Потому идеальный учитель – это такой, для которого учительство – смысл жизни. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Дело учителя – учить, а дело общества – дать учителю достойные средства к существованию.

Цель учителя начальной  школы – сформировать у ребенка  желание учиться (а не отбить у  него это желание) и дать ему необходимый  для этого 

 

аппарат (умение читать, считать, писать). Он покажет ценность каждого ребенка. Он проявит его интересность и нужность, а значит – разовьет

индивидуальные качества ученика. У хорошего учителя приоритеты в формировании ребенка идут именно в такой последовательности – сначала – мотивация, потом – средства, техническая часть. Впрочем, идеальный учитель сделает и другое. Он влюбит учеников в свой класс. Он покажет ценность каждого ребенка. Он проявит его интересность и нужность, а значит – разовьет индивидуальные качества ученика

Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость крики, оскорбления  в школе недопустимы.

Также современный учитель, молодой или пожилой, должен следить за собой, быть опрятным, иметь свой стиль. Дети любят красоту во всех проявлениях. (Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. Введение в педагогическую деятельность. – М.: Академия, 2000. – 325с.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА

 

 

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Общение — основа, неотъемлемый элемент труда учителя. В центре нашего внимания — профессиональное общение педагог—воспитанник.

В процессе общения:

- передается и усваивается социальный опыт;

- происходит изменение  структуры и сущности взаимодействующих  субъектов; 

-  формируется разнообразие  человеческих индивидуальностей; 

- происходит социализация личности.

Педагогическое общение  — это особый вид общения, оно  является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее  и воспитывающее. Общение ориентировано  на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение — процесс динамичный с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога, и детей в общении. (Батракова С.Н. Основы профессионально – педагогического общения. –Ярославль: Академия развития, 1986. – с. 47)

Ученые-исследователи, а  в последние годы и практики, обращают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педагогического общения прежде всего потому, что общение — важное средство решения учебно-воспитательных задач.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.

Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса.

Традиционно в общении  выделяют три взаимосвязанных функции  коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности).

Эти функции общения в  педагогической деятельности реализуются  в единстве, но для раскрытия сущности каждой из них рассмотрим их отдельно.

Педагогическое общение  — это прежде всего коммуникация — передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога. Обмен информацией — самый трудный, особенно для начинающего учителя, аспект педагогической деятельности. Эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно прежде всего обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанниками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения.

Информация о работе Особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов