Особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание

Педагогика является важнейшей из гуманитарных наук, т.к. она начинает работу с человеком раньше остальных. Прочие же науки больше способствуют самосовершенствованию человека, которое, безусловно, важно, но которое начинается далеко не на первом этапе социализации и в значительной степени зависит от того, что было заложено в человека на более ранних этапах. Поэтому очевидно, что хотя бы ознакомиться с педагогикой должен каждый человек, которому так или иначе приходится регулярно общаться с детьми или подростками, т.к. любая ошибка в этом общении может привести к любым последствиям, вплоть до искажения морально-нравственных ориентиров.

Содержание

Введение………………………………………………….……………..... 3
1. Специфика педагогического труда………...…………..……….......... 5
1.1.Определение основных понятий……………...………..…......5
1.2. Общение как основа педагогической деятельности..............9
1.3. Стили педагогической деятельности……………………….17
2. Особенности профессиональной деятельности учителей-новаторов………………………………………………………………20
2.1. Особенности профессиональной деятельности учителя-новатора Софьи Николаевны Лысенковой…………..….…20
2.2.Особенности профессиональной деятельности учителя-новатора Елены Николаевны Потаповой……..…….….…..26
Заключение……………………………………………………...……….30
Список используемой литературы……………………………….……..32
Приложение А. Опорные схемы………………………...………...……34
Приложение Б. Упражнения по развитию мускульной памяти………37
Приложение В. Приём калькирования…………………………………39
Приложение Г. Упражнения для леворуких детей…………………....40

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 111.23 Кб (Скачать документ)

Сравнивая результаты с традиционной методикой, приходим к выводу о целесообразности проведения данной работы. Происходит не только формирование многих важных понятий, которые пригодятся детям в будущем, но, что особенно важно, задачи обучения и воспитания решаются в комплексе, а это создаёт условия для всесторонне развитой личности. (Стрижакова М. Т. От рисунка к букве // «Начальная школа». - 2000. - №9.- с. 14)

Особенности методики Е.Н.Потаповой:

-  развитие мускульной памяти

-  приём калькирования

-  развить синтетическое, логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речь, память, творческие способности учащихся,

-  эффективно формировать у младших школьников не только каллиграфический навык письма, но и скорость письма, развитие речи,

-  развивать фонематический слух, пространственное мышление.

-  задачи обучения и воспитания решать в комплексе

-  обучение письму леворуких детей:

    образное изображение букв

    конструирование буквы

    зрительный анализ буквы

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Педагогическая деятельность относится к одному из сложных  и своеобразных видов. Она представляет скрещение основных видов деятельности. В профессиональной работе педагога переплетаются и взаимодействуют и познавательная, коммуникативная, художественная деятельность. А в целом все это— практико-познавательная деятельность, так как педагог в результате профессиональной работы развивает, преобразует и формирует личность ребенка, человека..

Личностный подход - не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от друга. Это последовательное, всегда и во всем, отношение к  ученику как к личности, как к ответственному и сознательному субъекту деятельности.

Подводя итоги, можно сделать  некоторые гипотетические выводы. Учитель, как и 80 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век  информации, когда есть телевизор, сотовые  телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя - это образ какого-то универсального человека. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.

Педагогическое общение - это всегда целенаправленный процесс. Цели такого общения заключаются  в том, чтобы создавать условия  для субъектно-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций.

Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые  возникают в процессе воспитательной деятельности.

С помощью методики С.Н. Лысенковой учитель, чувствуя трудности детей  в переходе от чувственно-наглядного восприятия к абстрактно-логическому, обеспечивает преодоление этих трудностей системой условных знаков, схематических  моделей, которые помогают учащимся овладевать мыслительными приемами.       

На уроках полно используются возможности опорных схем в целях  индивидуализации обучения, дифференцирования  заданий каждому ученику, в развитии самостоятельности при решении познавательных задач.

Технология Е.Н.Потаповой  позволяет в процессе игровых  ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов сформировать не только понятие о букве и ее графическом начертании. Развить синтетическое, логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речь, память, а также творческие способности учащихся. Решить в комплексе задачи обучения и воспитания, эффективно формировать у младших школьников не только каллиграфический навык письма, но и скорость письма, развитие речи, фонематический слух, пространственное мышление.

      

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

 

Батракова С.Н. Основы профессионально  – педагогического общения. –  Ярославль: Академия развития, 1986 - 47.

Бодалев А.А. Психология общения, – М.: Дрофа,, 1996 – с. 78.

Грехнев В.С. Культура педагогического  общения. – М.: Дрофа,, 1990 – с. 455-456.

Загвязинский В.Н. Педагогическое творчество учителя. – М.: Академия, 1987 – с. 58.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов – на – Дону:. Феникс., 1997. – с. 114

Ильин Е.Н. Искусство общения. – М.: Академия, 1982. – с. 63-64

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров  А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высших и средних педагогических учеб. заведений. - М.: Издательский центр: Академия, 2003 – С. 10.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Академия, 1979.- с. 97

Лобанов А.А. Педагогика общения. – Владимир: Слово, 1995 – с. 192-194.

Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М.:Просвещение, 1985.- с. 144-145).

Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просвещение, 1988.- с. 441-442

Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение,. 1993. – с. 205-206

Никитин Б.В. Вот как надо учить. М.: Народное образование, 1964, с.53

Потапова Е. Н., Радость познания. М.: Просвещение, 1999 г. – с. 225-230

Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. Введение в педагогическую деятельность. – М.: Академия, 2000. – 325с.

Селевко Г.К., Энциклопедия образовательных  технологий в 2-х томах, том 1, М.: НИИ  школьных технологий, 2006. – с. 405-407

Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: Современное слово, 2001 – с. 30.

Стрижакова М. Т. От рисунка к букве // «Начальная школа». - 2000. - №9.- с. 14

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –Киев.: Рад. школа, 1985. – с.65

Федосова. Н. А. Обучение письму леворуких детей // «Начальная школа». – 1999. - №12. - с. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ

 

Математика    Большие опоры – схемы

1. Введение в анализ  задачи (I класс).

2. Название компонентов  сложения - вычитания (I класс).

3. Наборное полотно - нахождение x-компонентов сложения -• вычитания (I класс).

4. Наборное полотно - нахождение  х-компонентов умножения - деления (II класс).

5. Наборные полотна - решение  простых задач (I класс).

6. Наборные полотна - решение  простых задач (II класс).

7. Введение в решение  задач на умножение-деление (I класс).

8. Таблица Пифагора - табличное  умножение - деление (II класс).

9. Изменение результатов  действий в зависимости от  изменения компонентов (II класс).

10. Сводные таблицы - изучение  четырех свойств арифметических  действий (I класс).

11. Порядок арифметических  действий (II класс).

12. Таблица Пифагора - внетабличное  умножение - деление (II класс).

13. Части, доли (II класс).

14. Наборные полотна - введение  в решение задач на зависи¬мость  между величинами (II-III классы).   

Малые опоры  – карточки

1. Развитие беглости счета  по теме «Десяток» (I класс).

2. Развитие беглости счета  по теме «Сложение - вычитание»  с переходом через десяток (I класс).

3. Сводные таблички - развитие  навыка счета по теме «Нумерация 100» (I класс).

4. Преобразование именованных  чисел (I-II классы).

5. Частные случаи арифметических  действий (I-II классы).

6. Развитие беглости счета  по табличному умножению - делению  (II класс).

7. Развитие беглости счета  по внетабличному умножению - делению (II класс).

8. Зависимость между величинами (II-III классы).

9. Буквы латинского алфавита (II класс).   

Русский язык    Большие опоры – схемы

1. Думай, когда пишешь  предложение (I класс).

2. Алфавит (I класс).

3. Гласные буквы (I класс).

4. Переноси правильно  слова (I класс).

5. Названия предметов  (I класс).

6. Названия действий (I класс).

7. Названия признаков  (I класс).

8. Безударные гласные  в корне слова (I-II классы).

9. Парные согласные на  конце и в середине слова  (I-II класс).

10. Состав слова (I-II классы).

11. Предлоги и приставки  (II класс).

12. Сложные слова (II класс).

13. Имена существительные  склоняются (II-III классы).

14. Три склонения имен  существительных (II-III классы).

15. Глагол (II-III классы).

16. Окончания прилагательных  проверяй вопросами (II- III классы).

17. Главные и второстепенные  члены предложения (II – III классы).

18. Помни о знаках препинания (II-III классы).   

Малые опоры - карточки.

1. Буквы, слоги, слова  - развитие навыка чтения в  букварный период (I класс).

2. Гласные после шипящих  (I класс).

3. Мягкий знак разделительный (I класс).

4. Выходы практических  трудностей «Безударные гласные» (I- III классы).

5. Выходы практических  трудностей . «Парные согласные на кон¬це и в середине слова» (I-III классы).

6. Выходы практических  трудностей «Непроизносимые со-гласные» (II-III классы).

7. Выходы практических  трудностей «Предлоги со словами» (I- III классы).

8. Выходы практических  трудностей «Глагол» (III класс).

9. Выходы практических  трудностей «Наречия» (III класс).

10. Сводные таблицы слов: с удвоенными согласными (I - III классы); с ь разделительным (I-III классы); с  непроизносимыми согласными (II-III классы); с приставкой с (II-III классы) с  буквой ё (I-III классы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МУСКУЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

 

1. Упражнение «Ёжик» (рисование,  соединённое со штриховкой) использую на уроках математики.

– Послушайте и отгадайте, кто это?

Ночью ходит, днём он спит.

Если сердится – ворчит.

Он живёт в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто ж?

Ну, конечно, это… (ёж).

– Правильно! Ёжик гуляет по лесу. Поставим карандаш от середины клетки на две точки выше, ведём в угол клетки, затем плавно переходим на рисование шляпки гриба на две  клетки. Рисуем глаз, иголки.

– Теперь нарисуйте ёжиков через клетку до полей. Чей ёжик быстрее  добежал до финиша?

– Посчитайте, сколько ёжиков получилось.

2. Упражнение «Светофор» (работа с линейками – трафаретами)  использую на уроках письма.

– Отгадайте загадку:

На самом перекрёстке

Висит колдун трёхглазый,

Но никогда не смотрит

Тремя глазами сразу.

(Светофор)

– Какие три цвета у  светофора?

– Что они обозначают?

– Кто ещё регулирует движение, если нет светофора?

– Из каких фигур можно  построить светофор, постового, пешехода?

– Закрасьте цветными карандашами  светофор.

– Какие виды штриховки  используем при работе с фигурами постового и пешехода?

Используются упражнения, нацеленные на развитие свободных плавных движений руки в разных направлениях типа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЁМ КАЛЬКИРОВАНИЯ

 

Упражнения, нацеленные на развитие свободных плавных движений руки в разных направлениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ  ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

 

.


Информация о работе Особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов