Особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание

Педагогика является важнейшей из гуманитарных наук, т.к. она начинает работу с человеком раньше остальных. Прочие же науки больше способствуют самосовершенствованию человека, которое, безусловно, важно, но которое начинается далеко не на первом этапе социализации и в значительной степени зависит от того, что было заложено в человека на более ранних этапах. Поэтому очевидно, что хотя бы ознакомиться с педагогикой должен каждый человек, которому так или иначе приходится регулярно общаться с детьми или подростками, т.к. любая ошибка в этом общении может привести к любым последствиям, вплоть до искажения морально-нравственных ориентиров.

Содержание

Введение………………………………………………….……………..... 3
1. Специфика педагогического труда………...…………..……….......... 5
1.1.Определение основных понятий……………...………..…......5
1.2. Общение как основа педагогической деятельности..............9
1.3. Стили педагогической деятельности……………………….17
2. Особенности профессиональной деятельности учителей-новаторов………………………………………………………………20
2.1. Особенности профессиональной деятельности учителя-новатора Софьи Николаевны Лысенковой…………..….…20
2.2.Особенности профессиональной деятельности учителя-новатора Елены Николаевны Потаповой……..…….….…..26
Заключение……………………………………………………...……….30
Список используемой литературы……………………………….……..32
Приложение А. Опорные схемы………………………...………...……34
Приложение Б. Упражнения по развитию мускульной памяти………37
Приложение В. Приём калькирования…………………………………39
Приложение Г. Упражнения для леворуких детей…………………....40

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 111.23 Кб (Скачать документ)

3. Рассуждающе-импровизационный  стиль (РИС). Для учителей с РИС характерны ориентация на процесс и результаты I обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Учителя с РИС проявляют меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, они не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикуют коллективные обсуждения. Учителя с РИС (особенно во время опроса) предпочитают воздействовать на учащихся косвенным путем посредством подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

4. Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Учителя с РМС преимущественно ориентируются на результаты обучения и адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается у них со стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. Во время опроса учителя с РМС обращаются к небольшому количеству учеников, давая каждому достаточно времени на ответ, особое внимание ими уделяется слабым ученикам. Для учителей с ГМС характерна в целом рефлективность (Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение,. 1993. – с. 205-206).

  1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ-НОВАТОРОВ

 

2.1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-НОВАТОРА СОФЬИ НИКОЛАЕВНЫ ЛЫСЕНКОВОЙ

 

 

Московская учительница  начальных классов Софья Николаевна Лысенкова известна тем, что открыла педагогический прием: чтобы уменьшить объективную трудность освоения сложных вопросов программы обучения, надо опережать их введение в учебный процесс.  
«В этом и состоит первый «кит» технологии Лысенковой. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. При этом появляются новые в дидактике понятия, раскрывающие сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения (ближнее опережение — в пределах урока, среднее — в пределах системы уроков, дальнее — в пределах учебного курса, межпредметные опережения).      

Трудную тему С.Н. Лысенкова  начинает не в заданные программой часы, а много раньше. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что будет позже основной) тема даётся на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени. 
       Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление. Методический приём «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.). Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (затем и другие) говорит всё, что делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных. На первом этапе после объяснения нового материала учитель пишет на доске за ведущим. Далее только дети пишут за ведущим, слушают внимательно его объяснения. Важно, чтобы комментированное управление началось с первого дня обучения в школе (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов). По мере продвижения к третьему классу комментированное управление переходит в доказательное комментированное рассуждение.      

И наконец, третий «кит» системы  С.Н. Лысенковой — это опорные схемы (см. Приложение А), или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты» (Селевко Г.К., Энциклопедия образовательных технологий в 2-х томах, том 1, М.: НИИ школьных технологий, 2006. – с. 405-407).

Опережение Лысенковой - это не класс вундеркиндов, а самые  обычные классы обычной школы без всякого отбора и отсева, это и заинтересованная работа в классе сильных детей. Они не заскучают, они первыми поймут материал следующих тем и даже следующих лет обучения – ближнюю и дальнюю перспективу, которую Софья Николаевна вводит постепенно малыми дозами задолго до того, как придет их время по программе, начнут отвечать и поведут за собой остальных.

Трудную тему надо долго  выращивать, и придет время, когда  даже самый слабый ребенок ответит успешно. Софья Николаевна догадалась ввести в школу будущее. На каждом уроке она, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями дает труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или даже сто пятьдесят уроков. Учительница называет это "большой перспективой". Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение; а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и, в конце концов, усваивают его к сроку, не отставая от класса (Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988. – с. 325).

 

Приемы обучения, используемые С.Н. Лысенковой.

Первый этап - перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идет активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы при комментируемом управлении. При ответах учитывается желание ребят. Активны в ответах на этом этапе, как правило, сильные ученики. 
         Второй этап - работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Задается домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходит опережение, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены.

Третий этап - использование  сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется  навык беглого действия. На этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.

Контрольные работы по теме проводятся в программные сроки (вовремя!) на фоне глубоко, всесторонне изученного материала. И главное, ни на одном этапе нет напряжения в работе учителя и учеников. С первой до последней минуты урока дети активны: с опорными схемами и без них, устно и письменно, под управлением и самостоятельно. Каждому ученику посильный вопрос, доступное задание (но не ниже требований программы. Сильные ученики пробивают трудный путь всем остальным, а к намеченной цели приходят все вместе. Девиз опережающего обучения: через знающего ученика учить незнающего.

Получается, что дети от урока  к уроку учат друг друга. Важно  каждого спросить в его время, и тогда отметки у всех будут  хорошими, а к тому моменту, когда перспективный материал станет программным, его освоят все, всем хватит времени и внимания учителя (.Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М.:Просвещение, 1985.- с. 144-145).

Суть обучения в том, что  учитель наводящими вопросами помогает ученику самостоятельно решить проблему, а не дать в готовом виде.

 
   
 

Каждый из педагогов-новаторов использует какой-то изобретательский прием, они дают ученикам творческие задачи.

С.Н. Лысенкова использует два приема:

Первый - согласование ритмики, он позволяет ей вести весь класс в одном режим.

Второй - принцип предварительного действия. Трудный материал, вместо того, чтобы потом проходить его многократно с неуспевающими учениками, она по частям дает заранее, когда же приходит время изучения этого материала он уже знаком детям, его надо только свести в систему.

Кроме того необходимо упомянуть  еще один очень важный прием обучения, используемый С.Н. Лысенковой.

Это управление.

Управление - это такая  организация учебной деятельности, когда каждый ученик - учитель. Учит не только учитель, учит ученик, когда он думает вслух и ведет за собой весь класс. Каждый ученик может быть в роли ведущего.

Дети принимают то, что  понимают. Методический прием становится движущей силой урока. Ведущий чувствует: весь класс подчиняется его управлению, он учитель, от него одного зависит работа всех. Значит, надо говорить громко, четко, ясно, чтобы всем было понятно. В результате у детей хорошая дикция, развитая, выразительная речь.

Понятная, а следовательно, принятая детьми структура слога  стала структурой каждого шага управления. И выселила все имевшие место трудности букваря.

Урок должен сложиться  сразу. Время – золото. Сорить им на уроке нельзя.

 
 

Творчество позволит резко повысить уровень школьной подготовки; поможет создать условия, при которых станет возможным развитие всех творческих сил человека (Никитин Б.В. Вот как надо учить. М.: Народное образование, 1964, с.53).

 

Метод опережения экономит не только школьные часы, но и домашнее

время ученика – на чтение и досуг. А главное – у учителя  и ученика хорошее настроение, потому что дела идут успешно. Экономит он и время учителя. Когда-то проверка тетрадей занимала у Софьи Николаевны, как еще и сейчас у многих, 2,5 часа в день. Но уже три десятка лет все иначе. Лысенкова тетради домой не носит, проверяет в школе 25–30 минут (в классе тридцать учеников). Для этого нужно только одно – чтобы почти не было ошибок.

Вряд ли кто-то будет спорить  с тем, что настроение играет для  здоровья огромную роль. Ровное душевное состояние, уверенность в себе, удовольствие от каждого дня – когда утром хочется идти в школу, – так необходимо и учителю, и ученику.

Успех – один из самых  важных результатов опережающего обучения. От учителя зависит: путь к знаниям  будет для ребенка серым и  злым или розовым и добрым. Опережение имеет варианты – от возраста учеников, от целей и направленности обучения, государственных и частных, задумок самого учителя.      

Опережение Софья Николаевна прорабатывала и с восьмилетками (было и такое), и с семилетками, и с шестилетками и снова с семилетками. Классы называла разными буквами. Класс “Э” – класс эстетики. Кроме основных программных предметов дети занимались музыкой, изо, артистическим искусством, фольклором, английским языком. Все это входило в расписание, а время экономилось за счет опережения. В первом классе эшки учились совсем без домашних заданий.       

Класс “Я” (Я читаю, я  считаю, я пишу) – это класс, который  Софья Николаевна взялась готовить за год до школы: два урока по 35 минут один раз в неделю вместе с родителями. 1 сентября, когда дети пришли уже в большую, настоящую школу, на партах были учебники второго (!) класса. Переход к глубокому опережению у яшек прошел более мягко, чем с классом “Э”.   

Большая перспектива –  это связь между годами обучения, мостик в новый учебный год.

"...дети, любят учиться,  но важно уточнить: дети любят  учиться хо-ро-шо. Весь секрет  в том, как сделать, чтобы  детям всегда казалось, что им  легко и что у них все обязательно хорошо получится. Оказывается, секрет прост: надо забегать вперед, как говорится, заранее подстилать себе соломку"( Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просвещение, 1988.- с. 441-442).

Особенности метода опережающего обучения С.Н. Лысенковой:

-..предварительная подготовка  учащихся к введению первых  элементов будущих знаний;

-  комментируемое управление

-  опорные схемы

 

2.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-НОВАТОРА ПОТАПОВОЙ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ

 

 

Исследуя опыт древних  греков, затем ученика Сен –  Симона Сегена, а впоследствии и Марии Монтессори, Потапова сумела создать свою программу обучения письму, взяв из опыта вышеперечисленных предшественников то главное, что обогатило её собственную систему, но не просто взяв, а переработав и дополнив применительно к требованиям нашего времени, данной эпохи.

Система, несомненно, интересная, результаты работы по данной методике превосходят ожидания.

Обучение письму по методике Е. Н. Потаповой условно разделено  на 3 этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, второй – развитие тактильной памяти и третий – закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв. Все этапы связаны между собой, сочетаются на одном уроке.

Чтобы вызвать интерес  к письму в детских душах, педагогу нужно уметь предельно разнообразить  свою работу. Для этого нужно подбирать различные рисунки (транспорт, животных, растения и т.д.) при рисовании, раскрашивании, штриховке которых дети, как правило, испытывают удовлетворение, возможность самовыражения и радость от полученного результата.

Проявление творческого  подхода ученика находит поддержку со стороны учителя в виде устной похвалы, поощрения в процессе игры, соревнований и конкурсов между учащимися. Дети с радостью принимают условия игры, выражают активную заинтересованность.

Цель таких занятий  заключается в том, чтобы вырабатывать умения правильного написания движений руки слева направо, сверху вниз и  снизу вверх, развивая при этом глазомер, мелкую мускулатуру пальцев и  кисти руки.

На первом этапе письма широко используются такие упражнения, как:

Работа с линейками  – трафаретами (с геометрическими  фигурами и фигурами животных)

Работа с лекалами.

Рисование, соединённое со штриховкой.

Рисование и раскрашивание, которые часто используют и на уроках математики, рисования, труда.

Гимнастика для рук.

Письмо мокрой кисточкой  на доске, в воздухе, под счёт с  комментированием (см. Приложение Б).

На втором этапе продолжается работа над развитием мускульной памяти, развивается тактильная память. Вводятся новые виды штриховки, проводятся минутки чистописания, письмо элементов букв под счёт, ощупывание букв на заранее изготовленных карточках.

Выполнение таких упражнений помогает улучшить написание трудных  элементов букв, особенно с закруглениями  и написанием петель, а так же способствует видению рабочих строк.

Увлекательность процесса развивает у ученика интерес к письму.

На третьем этапе используется приём калькирования на плотной полиэтиленовой плёнке букв, соединений и слов. Продолжается штриховка, вводится письмо в воздухе с устным проговариванием, мокрой кисточкой на доске, письмо с комментированным управлением.

Детям нравится такое разнообразие, часто они сами предлагают тот  или иной вид работы, от желающих показать или прокомментировать  « как учитель» в таких случаях нет недостатка. Это ведь замечательно, что сам процесс захватывает детей, никого не оставляет равнодушным (см. Приложение В).

На каждом уроке проводится гимнастика для рук. Физкультурные минутки помогают снять усталость, настроить детей на творчество, подготовив мелкую мускулатуру рук к работе.

Обязательно надо использовать на уроках письма занимательные приёмы работы с учащимися:

Использование игр и занимательных  материалов на уроках, элементы соревнования, небольшие конкурсы.

Организация внеклассной  работы по языку (включая орфографию) в виде викторин, бесед, альбомов, плакатов.

Опора на чувственное восприятие языковых единиц, т. е. на зрительную и  слуховую наглядность: использование  красочных картин и плакатов, цветных мелков, художественное чтение – образцовое с точки зрения орфоэпии и пр.( Потапова Е. Н., Радость познания. М.: Просвещение, 1999 г. – с. 225-230)

Е. Н. Потапова очень даже права, сделав вывод о том, что, «работа  над каллиграфией помогает усвоению грамотного письма: аккуратно, чётко  написанные буквы лучше осознаются школьниками, лучше воспринимаются и запоминаются, нечёткое написание букв приводит к ошибкам; привычка к неаккуратному письму снижает качество запоминания».

Особые проблемы возникают  при обучении письму леворуких детей, у которых наблюдается не только слабое развитие руки, пальцев кистей руки, но и отсутствует координация  движений, что затрудняет точное воспроизведение букв и их соединений по образцам.

Для укрепления и развития руки и координации движений включается в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берёт начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из её элементов, образное изображение букв (г – видим в мачте флага, о – в бублике или очках и т. д.)(см. Приложение Г)( Федосова. Н. А. Обучение письму леворуких детей // «Начальная школа». – 1999. - №12. - с. 12).

Конечно, проводимая работа по методике Е. Н. Потаповой требует  тщательного осмысления, доработки  и совершенствования, применения к  требованиям данного времени.       

Информация о работе Особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов