Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:47, курсовая работа
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа жизни ребенка.
Эмоциональная сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста………………………………………………...6
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста………………………………………………………………...6
1.2. Средства и методы развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста………………………………………………..16
1.3. Значение подвижной игры в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста………………………………………………..17
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по изучению особенностей
эмоциональной сферы дошкольников……………………………...20
2.1. Организация и проведение исследования…………………………..20
2.2. Результаты диагностического обследования эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста……………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список……………………………………………………..31
32
Оглавление
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста………………………………………………...6
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста…………………………………………………………
1.2. Средства и методы развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста………………………………………………..16
1.3. Значение подвижной игры в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста………………………………………………..17
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по изучению особенностей
эмоциональной сферы дошкольников……………………………...20
2.1. Организация и проведение исследования…………………………..20
2.2. Результаты диагностического обследования эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста……………………………...24
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..31
Введение
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа жизни ребенка.
Эмоциональная сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики.
Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной жизни детей старшего дошкольного возраста.
Проблема развития эмоций и их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.
Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека.
Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Я. З. Неверович, А. П. Усова, Т. А. Маркова и др., которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоциональной сферы у детей. Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению.
Цель работы - изучить и проанализировать уровень эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования - особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в процессе дошкольного образования.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность эмоций и чувств личности.
2. Определить особенности развития эмоций в дошкольном возрасте.
3. Изучить уровень развития эмоций у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной воспитательной работы в процессе дошкольного образования.
Теоретико-методологической основой исследования явились представления об эмоциях отечественных и зарубежных учёных П. К. Анохин, Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, У. Джеймс, А. В. Запорожец, К. Э. Изард, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. К. Симонов, Д. Б. Эльконин.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогических исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование; методы обработки полученных результатов.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Ребенок очень рано проявляет эмоционально-социальную чувствительность. Уже младенец реагирует на то, как с ним взаимодействуют взрослые, каким тоном с ним разговаривают. Ребенок испытывает самые разнообразные эмоции, которые быстро сменяют друг друга. Гамма чувств ребенка первого года жизни достаточно широка: страх, гнев, удовольствие, неудовольствие, обида, симпатия, но существуют они, разумеется, еще в зачаточной форме.
Эмоциональная сфера психики ребенка чрезвычайно подвижна, но именно она определяет все социально-поведенческие реакции младенца, как, впрочем, и поведение детей в последующих возрастах детства. Любая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста также эмоционально насыщена и эмоциональная активность является доминирующей. Именно это делает малыша столь очаровательным, искренним, непосредственным. Эмоциональная жизнь ребенка очень яркая, т.к. переживаемые им чувства хоть и кратковременны, узки, но зато глубоки и сильны. Ребенок полностью отдается во власть возникшей эмоции или чувства, и именно это делает его легкоранимым и уязвимым. Всякое неосторожное прикосновение к легкоуязвимой хрупкой детской душе может привести к нарушениям в эмоциональной сфере ребенка, что может отразиться на складе его личности и психосоматическом здоровье [18, с. 52].
Особенности эмоциональной сферы ребенка формируются во взаимосвязи с познанием и неосознанным отражением экспрессии взрослых людей, к которым он очень рано проявляет «интерес», т.к. зависит от этих других и связан с ними как физически, так и психически. В познании ребенком других людей наблюдается определенная последовательность и стадиальность: сначала ребенок выделяет человека как субъекта общения и деятельности, затем переходит к характеристике его самого, фиксируя сначала внешние признаки, а позже начинает познавать и внутренние переживания, цели и стремления людей, но через внешние их проявления.
М. И. Лисина, изучая развитие общения детей со взрослыми, приходит к выводу о том, что в первом полугодии жизни возникает непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым, называемое еще ситуативно-личностным. Содержанием такого общения являются переживаемые ребенком эмоциональные состояния, которые и «сообщаются» взрослому [12, с. 7].
Подобные «сообщения» не имеют осознанной целенаправленности и достаточно аморфны. Они обычно являются выражением глобальной симпатии ребенка ко всем взрослым, общего его положительного «отношения» к человеку. Средством общения детей первого полугодия жизни являются, в основном, мимика, выразительные жесты и экспрессивные вокализации, т.е. экспрессивно-мимические акты. С 6-8 месяцев у детей появляется новая форма взаимодействия: ситуативное предметно-действенное (деловое) общение со взрослым. Содержание ситуативно-делового общения определяется совместными со взрослыми предметными действиями ребенка. На фоне взаимодействия ребенок осуществляет дальнейшее, уже более дифференцированное познание взрослого, его отношение к себе. С каждым месяцем диапазон средств общения ребенка расширяется. Кроме экспрессивно-мимических появляются локомоторные и предметные действия, которые трансформируются и используются детьми в установлении контактов со взрослыми, выражении своего отношения к нему и к оказываемым им на него воздействиям.
В дошкольном возрасте появляется внеситуативно-познавательное общение, направленное на познание окружающего мира вещей и людей. Формирующееся на этом этапе представление о взрослом человеке значительно обогащается и образ человека теряет ту аморфность и ситуативную ограниченность, которые отличали его на предыдущей ступени развития ребенка. Ведущим средством общения ребенка с окружающими его людьми становится речь. Овладение ребенком речью вносит существенные изменения в познание им человека. Благодаря слову чувственное содержание образа человека становится носителем психологического индивидуально-личностного содержания. Постепенно человек начинает выступать как лицо, обладающее не только непосредственными чувственно воспринимаемыми свойствами, но и сигнализируемыми ими психическими свойствами.
Однако, несмотря на большую роль речи в понимании ребенком человека, в дошкольном возрасте, как указывает М. И. Лисина, ведущими все же остаются экспрессивно-мимические акты. Какой бы ни была форма общения ребенка с окружающими людьми, необходимым средством его остается экспрессия.
Эмоциональное общение, видоизменяясь, проходит через все формы общения, пронизывает и окрашивает их, играя при этом огромную роль в формировании у ребенка эмоционально-ценностного отношения к людям, их понимания и развития у него собственных средств экспрессивного воздействия на окружающих. В ходе развития форм общения, усложнения его содержания, в результате накопления ребенком опыта переживаний и чувств его представления о человеке из глобальных, аморфных становятся более полными и четкими [12, с. 13].
В образе человека - объекте восприятия - выделяются ребенком какие-то постоянные свойства и признаки, помогающие ему понять переживаемые им отношения к окружающему. Общаясь с близкими взрослыми людьми, а затем и с людьми из более широкого окружения, дети учатся дифференцировать оттенки экспрессивного поведения и по ним «читать» переживаемое человеком состояние. Об этом свидетельствуют проявления маленькими детьми сочувствия, страха, радости и иных переживаний в соответствии с экспрессивной картиной поведения близкого им человека.
Для того, чтобы жить среди других людей, чувствовать себя комфортно в социуме, быть принятым и понятым этими другими, очень важно уметь понимать и чувствовать их эмоционально-психические состояния, адекватно на них реагировать. Подобное поведение требует развития эмоционально-перцептивной зоркости, умения замечать, распознавать состояние другого, владения «языком» эмоций, т.е. формирования эмоционально-перцептивных способностей.
Эмоционально-перцептивные способности - это свойства человека, которые позволяют ему воспринимать и распознавать экспрессию другого, понимать его эмоциональное состояние и адекватно реагировать на него в процессе общения и взаимодействия [8, с. 143].
Ребенок очень рано усваивает те формы эмоционального состояния, которые закрепились в определенной этнокультуре, он учится воспринимать и понимать переживания других людей и выражать собственные эмоции. Благодаря значению, которое имеет взрослый в жизни ребенка, в процессе взаимодействия с ним ребенок все тоньше дифференцирует и внешний облик взрослого, и изменения, которые происходят в нем, и в том числе и прежде всего изменения эмоционального выражения его лица, интонационной выразительности голоса, жестов. Младенец, еще не умея говорить и не понимая значения сказанного, адекватно реагирует на интонацию голоса взрослого. И если мама ласковым голосом говорит 4-7-ми месячному ребенку: «Ах ты безобразник такой! Это что ж ты наделал здесь?», - то малыш радостно улыбается в ответ на такой «выговор». Ребенок изначально существо чувствующее. Я эмоциональное, непосредственное, самоощущающее лежит в основе развития у малыша способности чувствовать состояние другого, еще не понимая его. Неосознанная аффективная включенность ребенка младенческого и раннего возраста в переживания человека, начиная с 2-3 лет обогащается опытом распознавания, постепенным осознанием и пониманием эмоционального состояния другого человека. Дети дошкольного возраста способны не только чувствовать, но и понимать различные эмоции.
Уровни понимания детьми эмоций различны у детей разного дошкольного возраста. А. М. Щетининой в результате специально проведенного исследования установлены уровни понимания дошкольниками эмоциональных состояний человека:
Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста