Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:47, курсовая работа
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа жизни ребенка.
Эмоциональная сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста………………………………………………...6
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста………………………………………………………………...6
1.2. Средства и методы развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста………………………………………………..16
1.3. Значение подвижной игры в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста………………………………………………..17
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по изучению особенностей
эмоциональной сферы дошкольников……………………………...20
2.1. Организация и проведение исследования…………………………..20
2.2. Результаты диагностического обследования эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста……………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список……………………………………………………..31
Анализ второй серии опроса показал затруднение с ответом на 2-ой и 7-ой вопросы. Дети не сразу понимали смысл вопросов.
Тест № 2. Изучение социальных эмоций
Таблица 3. - Результаты первой серии опроса по тесту № 2
Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Баллы | Уровень |
А. Настя | 0 | 5 | 3 | 0 | 3 | 0 | 11 | низкий |
А. Павел | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 5 | 24 | высокий |
А. Наташа | 5 | 5 | 3 | 0 | 0 | 0 | 13 | низкий |
В. Катя | 0 | 5 | 5 | 0 | 3 | 3 | 16 | средний |
Г. Тимур | 0 | 5 | 5 | 0 | 3 | 0 | 13 | низкий |
С. Миша | 5 | 3 | 3 | 0 | 5 | 0 | 16 | средний |
Ф. Даша | 3 | 0 | 3 | 3 | 0 | 3 | 12 | низкий |
Ш. Женя | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 5 | 24 | высокий |
Анализ первой серии показал: трудности с ответами возникли при ответах на 4-ый. Дети отвечали не сразу и в группах не сразу признаются в плохих поступках. На 5-ый вопрос дети отвечали правильно, но в тех ситуациях, когда надо проявить заботу, они ее не проявляют.
На 2 - ой вопрос ребята аргументировали свой ответ правильно с пониманием.
Таблица 4. - Результаты второй серии опроса по тесту № 2
Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Баллы | Уровень |
А. Настя | 0 | 0 | 3 | 5 | 3 | 0 | 3 | 14 | низкий |
А. Павел | 0 | 5 | 5 | 2 | 5 | 3 | 5 | 26 | высокий |
А. Наташа | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 9 | низкий |
В. Катя | 3 | 3 | 5 | 0 | 5 | 3 | 0 | 19 | средний |
Г. Тимур | 0 | 5 | 3 | 0 | 5 | 3 | 3 | 19 | средний |
С. Миша | 3 | 0 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 24 | высокий |
Ф. Даша | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 | 5 | 3 | 11 | низкий |
Ш. Женя | 0 | 3 | 3 | 0 | 3 | 5 | 5 | 19 | средний |
Анализ второй серии показал, что дети затруднялись ответить на 1-ый и 4-ый вопросы. Они считают, что девочка Света ленивая и ей помогать не стоит, а маленький мальчик не умеет играть и все сломает.
В процентном соотношении получились такие результаты:
Тест №1 Тест №2
Рисунок 1. - Процентное соотношение результатов обследования детей по тестам № 1 и № 2
Результаты диагностики по двум тестам показывают, что достаточно большое количество детей - 43,7% - имеют низкий уровень сформированости эмоциональной сферы; 31,2% детей - имеют средний уровень сформированости эмоциональной сферы и лишь 25% - детей имеют высокий уровень сформированости эмоциональной сферы.
Таким образом, анализируя результаты диагностики можно сделать вывод о недостаточной обращенности внимания воспитателей к эмоциональной сфере ребенка в педагогической деятельности: наполняя взаимодействие с детьми разнообразной информацией, педагоги не обращают свое внимание и внимание детей на переживания, способы и средства выражения этих переживаний, что говорит о необходимости изменения и наполнения содержания и форм специально-организованной деятельности, направленной не только на обогащение эмоционального опыта дошкольников, но и на осмысление ими «языка» эмоций. В этой связи, можно рекомендовать:
Использовать в работе с детьми игры и упражнения, стимулирующие развитие эмоциональной сферы, ассоциативности через чувственно-эмоциональное постижение окружающего. Кроме игр и игровых упражнений, которые строятся, с одной стороны, на развитии механизма синестезии, с другой стороны - на развитии механизма эмпатии, рекомендуем использовать эстетическую игру, которая способствует расширению и осознанию эмоционально-чувственного опыта детей; через удовольствие создает условия для развития способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Это позволяет ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете, и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем.
При проведении игр и игровых упражнений, а также в процесс эстетической игры использовать произведения искусства (учитывая эмоционально-чувственный опыт каждого ребенка и группы в целом); использовать в работе наряду с традиционными способами создания изображения - нетрадиционные.
Кроме того, я бы порекомендовала включить подвижные игры в разные формы работы по физическому воспитанию такие как: физкультурное занятие (на воздухе и в зале), утренняя гимнастика, прогулка, на занятиях, вечера досуга, динамические паузы и др. Чаще использовать игры сюжетного характера, так как сюжет захватывает внимание ребенка, и в них ярче всего проявляются эмоции.
Для создания у детей интереса к игре использовать в играх маски, включать музыку. В играх-эстафетах использовать различные предметы: скакалки, канат, мячи, кегли и т. д.
Заключение
Одна из ценностей дошкольного возраста - повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции.
Моя работа была направлена на выявление уровня эмоциональной сферы дошкольников.
В связи с поставленной целью в первой части работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников и изучены пути развития эмоциональной сферы дошкольников.
Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития эмоций в психологических исследованиях в деятельностном, поведенческом и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость эмоций в жизни ребенка.
Анализ теоретических положений и методических выводов первой части исследования позволил провести экспериментальную работу.
В процессе эксперимента мною была проведена диагностика выявления уровня эмоциональной сферы детей 5-6 лет.
Результаты диагностики показали, что достаточно большое количество детей - 43,7% - имеют низкий уровень сформированости эмоциональной сферы; 31,2% детей - имеют средний уровень сформированости эмоциональной сферы и лишь 25% - детей имеют высокий уровень сформированости эмоциональной сферы.
В результате эксперимента был сделан вывод о недостаточной обращенности воспитателей к эмоциональной сфере ребенка в педагогической деятельности.
Исходя из полученных данных, мною был составлен ряд рекомендаций по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, направленный на развитие базовых эмоций, навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).
В заключении, можно сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе дошкольного образования.
Библиографический список
1. Агафонова, И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: учебно-методическое пособие / И. Н. Агафонова. - СПб: АППО, 2006. - 82 с. ISBN: 5-04-009709-3
2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с. ISBN 5-09-014882-1
3. Волков, Б. С. Детская психология: психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Просвещение, 2007. - 144 с. ISBN 5-09-011513-3
4. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. А. Задгенидзе, Н. Н. Степина. - М.: Айрис - пресс, 2008. - 160 с. ISBN 978-5-397-01461-8
5. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Колелева. - М.: Просвещение, 1995. - 176 с. ISBN: 5-8297-0238-2
6. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / А. В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1995. - 176 с. ISBN 5-09-014882-1
7. Запорожец, А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А. В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1998. - 238 с. ISBN 978-5-09-011513-1
8. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. - М.: Академия, 2006. - 348 с. ISBN 5-8284-0015-0
9. Кряжева, Н. А. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Н. А. Кряжева. - Ярославль: Академия Холдинг, 2007. - 60 с. ISBN 5-8297-0265-7
10. Лабунская, В. А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица / В. А. Лабунская. - М.: Педагогика, 1991. - 66 с. ISBN 5-09-002630-0
11. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1991. - 38 с. ISBN: 978-5-9268-1136-7
12. Лисина, М. И. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника / М. И. Лисина // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3. - С. 4-7. ISSN 1991-3087
13. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры / В. М. Минаева. - М.: Аркти, 1999. - 48 с. ISBN5-691-00582-0
14. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1995. -361 с. ISBN: 5-9717-0790-4
15. Недоспасова, В. А. Растем играя. Пособие для воспитателей и родителей / В. А. Недоспасова. - М.: Просвещение, 2003. - 94 с. ISBN: 5-353-01435-9
16. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос - пресс, 2003. - 304 с. ISBN: 5-353-01435-5
Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста