Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:47, курсовая работа
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа жизни ребенка.
Эмоциональная сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста………………………………………………...6
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста………………………………………………………………...6
1.2. Средства и методы развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста………………………………………………..16
1.3. Значение подвижной игры в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста………………………………………………..17
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по изучению особенностей
эмоциональной сферы дошкольников……………………………...20
2.1. Организация и проведение исследования…………………………..20
2.2. Результаты диагностического обследования эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста……………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список……………………………………………………..31
По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредствам которого ребенок готовиться к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Многие высказывания о подвижных играх педагогов и ученых прошлых лет имеют не только историко - познавательное значение, но сохраняют свою актуальность и в настоящее время.
При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.
В играх дети делают все как бы втроем: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом, все, что составляет богатство человеческой личности.
Игры с правилами, направленные на развитие интеллектуальной и физической компетенции детей старшего дошкольного возраста, прочно вошли в арсенал деятельности дошкольных работников и по праву пользуются у них заслуженным признанием как действенная форма организации образовательного процесса. В исследованиях Эльконина Д.Б. показано: развивающее значение игры с правилами обусловлено ее специфическими характеристиками.
Исследователи отмечают, что особое место игре с правилами отводится формированию нормативной регуляции поведения детей, т.е. умению договариваться о совместном соблюдении правил, сопоставлять свои достижения с результатами сверстников, адекватно реагировать на проигрыш [22, с. 174].
Демонстрация взрослым реальной возможности выиграть, его участие в совместной игре с детьми в качестве равноправного партнера, который соблюдает договорные правила и на равных стремится к успеху, во многом определяют желание детей присоединиться к привлекательной деятельности.
В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться [25, с. 63].
Русская народная культура издавна богата играми, в которых живет уважение к прошлому и вера в будущее.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и проведение исследования
Исследование уровня эмоциональной сферы детей проводилось в детском саду № 53 г. Комсомольска-на-Амуре с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В исследовании участвовало 8 детей, 4 девочки и 4 мальчика.
Использовалась методика Минаевой В. М. «Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры» [13, с. 23] и Урунтаевой Г. А. «Практическая психология» [19, с. 17]. Для этого мною использовались следующие тесты:
Тест №1 Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (Проводится индивидуально, в двух сериях).
Первая серия: Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Когда бывает интересно?
- Когда человек удивляется?
- Когда человек получает удовольствие?
- Когда бывает стыдно?
- Когда бывает страшно?
- Когда человек злится?
- Когда бывает радостно?
- Когда у человека горе?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу №1.
Вторая серия: Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
- Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?
- Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету,
- Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
- Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
- Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?
- Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?
- Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу №2.
Обработка данных. Оцениваем соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравниваем понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.
Все результаты данного опроса оценивались: если ребенок отвечал правильно и без подсказок - 5 баллов (высокий уровень), если ребенок отвечал не уверенно и требовались наводящие вопросы - 3 балла (средний уровень), ребенок не может ответить - 0 баллов (низкий уровень).
Тест №2 Изучение социальных эмоций
Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы и ситуации.
Проведение исследования. Сначала я наблюдала за детьми в разных видах деятельности. Затем проводила индивидуально две серии.
Первая серия: задаются ребенку вопросы:
1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
2. Можно ли обижать животных? Почему?
3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли драться если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Вторая серия: Ребенку предлагается закончить несколько ситуаций:
1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, поиграй или помоги закончить Свете уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
2. Петя принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машинку и стал с ней играть, Тогда Петя… Что сказал Петя? Почему?
3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сказала Вера? Почему?
4. Таня и Оля играли в «дочки - матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». - «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
5. Коля играл в «Лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка не как не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что сказал Коля? Почему?
6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?
7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?
Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:
1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.
2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная: неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д.)
3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких случаях.
4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно - завидует успеху другого, радуется его неудаче).
При обработке результатов серий особое внимание обращала не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения эксперимента были мною сопоставлены, после чего был сделан вывод о сформированности социальных эмоций и их влияния на поведение детей.
Все результаты данного опроса оценивала: если ребенок отвечал правильно и без подсказок - 5 баллов (высокий уровень), если ребенок отвечал не уверенно и требовались наводящие вопросы - 3 балла (средний уровень), ребенок не может ответить - 0 баллов (низкий уровень). Результаты теста №2 представлены нами в таблицах 3 и 4.
2.2. Результаты диагностического обследования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Тест №1. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей
Таблица 1. - Результаты первой серии опроса по тесту №1
Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Баллы | Уровень |
А. Настя | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 5 | 0 | 14 | низкий |
А. Павел | 3 | 3 | 0 | 3 | 5 | 3 | 5 | 5 | 27 | средний |
А. Наташа | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 3 | 32 | высокий |
В. Катя | 0 | 0 | 3 | 0 | 5 | 0 | 5 | 3 | 16 | низкий |
Г. Тимур | 0 | 0 | 3 | 0 | 5 | 0 | 5 | 3 | 16 | низкий |
С. Миша | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 38 | высокий |
Ф. Даша | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 36 | высокий |
Ш. Женя | 0 | 0 | 0 | 3 | 5 | 3 | 3 | 0 | 14 | низкий |
Анализ первой серии выявил: что двое детей из 8-и вопросов не смогли ответить на 4 из них и на 3 вопроса ответили с помощью наводящих вопросов. Двое ребят только в 2-х вопросах отвечали с помощью наводящих вопросов, а на 6 вопросов ответили правильно. Трудности возникли при ответах на 1 и 2-ой вопросы. Ребята задумывались и путали интерес с удовольствием.
Таблица 2. - Результаты второй серии опроса по тесту № 1
Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Баллы | Уровень |
А.Настя | 3 | 0 | 3 | 0 | 3 | 0 | 0 | 5 | 14 | низкий |
А. Павел | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 29 | средний |
А. Наташа | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 38 | высокий |
В. Катя | 3 | 0 | 3 | 3 | 3 | 5 | 0 | 5 | 22 | средний |
Г. Тимур | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 | 0 | 5 | 11 | низкий |
С. Миша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 5 | 38 | высокий |
Ф. Даша | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 22 | средний |
Ш. Женя | 0 | 0 | 3 | 0 | 3 | 5 | 0 | 5 | 16 | низкий |
Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста