Особенности развития воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание

Воображение – это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в которой она требует творчества, включая и речь. Воображение относится к высшим психическим процессам и проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребности и желаний личности, её мотивов. Творческое воображение, как интеллектуальная деятельность, возникает и начинает развиваться в дошкольном детстве. Достаточный уровень развития воображения является усл

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………...6
1.1. Теоретические основы изучения воображения…………………………...6
1.2. Особенности воображения детей дошкольного возраста………………12
1.3.Особенности воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………….16
Глава II. Исследование воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………….19
1.1.Обследование развития воображения детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………..19
2.2.Анализ полученных результатов …………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

крсовая ОНР.doc

— 361.50 Кб (Скачать документ)


                                                              

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава I. Теоретические основы изучения особенностей воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………...6

1.1. Теоретические основы изучения воображения…………………………...6

1.2. Особенности воображения детей дошкольного возраста………………12

1.3.Особенности воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………….16

Глава II. Исследование воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………….19

1.1.Обследование развития воображения детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………..19

2.2.Анализ полученных результатов …………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………….35

Библиографический список……………………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

                                              

                                                    

Введение

           Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. [3]                                 

             Воображение – это универсальный  психический процесс, входящий  в состав любого вида деятельности  человека в той мере, в которой  она требует творчества, включая  и речь. Воображение относится к высшим психическим процессам и проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребности и желаний личности, её мотивов. Творческое воображение, как интеллектуальная деятельность, возникает и начинает развиваться в дошкольном детстве. Достаточный уровень развития воображения является условием психологической готовности детей к школе. Особое значение приобретает исследование и целенаправленное формирование воображения у детей при наличии того или иного речевого нарушения, в частности – общего недоразвития речи. Ведь правильная речь является одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребёнка и имеет большое значение для формирования личности в целом и успешного обучения в школе. [3]                                 

            Изучением особенностей проявления  творческого воображения у детей  с общим недоразвитием речи  и использование практических  приёмов для активизации воображения  занимались В.П.Глухов, Е.М.Мастюкова, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова. Однако, вопрос развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, остаётся в настоящее время мало изученным, недостаточно существует методик, направленных на изучение и коррекцию данного аспекта. Поэтому проблема более глубокого разностороннего изучения воображения, особенностей его проявления в связи с поиском методов и средств обучения, направленных на формирование познавательной активности и творческих способностей детей является актуальной и значимой для дошкольной логопедии и логопсихологии. [9]

          По мнению О.М. Дьяченко, воображение - социально обусловленный процесс, как по своему происхождению, так и по своему содержанию. Без специальной практической педагогической работы развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Следует помнить и о том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Л.С. Выготский считал, что необходимо расширять опыт ребёнка. Чем больше он видел, слышал, пережил и усвоил, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения. Дефектологи утверждают, что развитие воображения тесно связано с освоением знаков родного языка. Слово даёт возможность ребёнку представить и преобразовать предмет в его отсутствие. [9]

Цель  исследования: Выявить индивидуальные особенности воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: дети дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.

Предмет: особенности воображение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: развитие воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отстает от нормы и имеет качественное своеобразие в отличие от детей группы «норма».

Для достижения данной цели был поставлен  ряд задач:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Подобрать психодиагностический инструментарий для исследования воображения детей с общим недоразвитием речи.
  3. Исследовать воображение детей с общим недоразвитием речи и нормально развивающихся детей.
  4. Провести сравнительный анализ полученных данных.

Методы  исследования:

  1. Анализ литературы по проблеме исследования.
  2. Количественный и качественный анализ полученных данных.

Методики:«На что это похоже?», «Настроение», «Плохое и хорошее», «День рождение куклы Маши»

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в результате исследования расширяются представления о психических аспектах развития воображения детей с общим недоразвитием речи через общение в условиях интегрированной группы ДОУ.

База  исследования: исследование проводилось на базе МДОУ №25 и МДОУ №35 г.Комсомольска-на-Амуре. В исследовании принимали участие девять детей с общим недоразвитием речи и восемь детей, имеющих нормальное речевое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

Теоретические основы изучения особенностей воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    1. Особенности воображения

      Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. [10]

      Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению. По мнению отечественных психологов, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. [10]

      При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности. [10]

      Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. [10]

      Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления . [20]

     Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

     Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. [20]

      Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. [20]

      Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. [20]

      Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. [20]

    Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

Агглютинация - «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить  классический персонаж сказок человек-зверь  или человек-птица (например, кентавр  или птица Феникс).

Гиперболизация - это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос и Гулливер.

Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Типизация. Для этого способа  характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе.

Акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается.

    Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития. [23]

    Таким образом, важной особенностью воображения, по справедливому высказыванию С. Л. Рубинштейна, является определенный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления. [31]

    Одним из важных моментов в исследованиях, посвященных воображению, является выяснение роли данного процесса в познании. Будучи тесно связано как с чувственным, так и с опосредованным познанием воображение практически вплетается во все познавательные процессы, выступая в качестве интегративной функции. Как писал Л.С. Выготский, «воображение надо рассматривать, как более сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях». [4]

    Вопрос о соотношении воображения и мышления является, пожалуй, стержневым во всей психологии воображения. По данному вопросу имеется несколько точек зрения в зависимости от того, на чем делается акцент — на сходстве данных процессов или на их различиях. [4]

    Если акцент делается на различии воображения и мышления, это ведет к отрицанию взаимной связи этих процессов. Воображение в подобной трактовке рассматривается как исключительно самостоятельный процесс, не зависящий от других психических функций. Такую точку зрения развивали В.В. Абрамов, С.Д. Владычко, Т. Рибо, А.И. Розов и др. [4]

   Другая точка зрения, когда акцентируется внимание на сходстве воображения и мышления, и сходство доводится до тождества. При этом воображение утрачивает всякую специфику и сводится к мышлению (А.В. Брушлинский, В. Вундт, O.K. Тихомиров). [4]

    Вероятно, ближе всего к истине А.В. Петровский и М.Б. Беркинблит, характеризующие эти процессы как функциональные компоненты целостной познавательной деятельности. Они считают, что если лишить мышление воображения, оно становится творчески бесплодным и не способным к новым конструкциям. В то же время, если изолировать воображение от мышления, то само воображение становится бесцельным и бессильным. С точки зрения Л.С. Выготского, воображение и мышление теснейшим образом переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; и тот, и другой процессы участвуют в любом творческом акте. Творческое мышление — это и есть мышление плюс воображение, иначе говоря, это единый интеллектуально-волевой процесс [4].

    Следует отметить, что для активизации воображения необходимо наличие «строительного материала», роль которого выполняют образы памяти, т.е. представления, полученные ребенком в процессе познания окружающего мира. [4]

    Так, П.П. Блонский отмечал, что оперирование образами начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования и кончается сознательной репродукцией и творческим воображением. Постоянно развиваясь, эти процессы находятся в тесной взаимосвязи. [4]

    Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Исследованию роли речи в процессе становления воображения всегда отводилось должное место в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская). Отмечается, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, что дети с задержкой речевого развития оказываются отстающими и в развитии мышления, и в развитии воображения. Дети, речевое развитие которых идет с отклонениями от нормы, также оказываются с чрезвычайно бедными формами воображения. [4]

    Л.С. Выготский подчеркивал связь воображения ребенка с речью. Он считал, что "... очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоение речи...". И он полагал, что существует три группы факторов, показывающих связь воображения ребенка с его речевым развитием: во-первых само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развивает его воображение; во-вторых, задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения; в-третьих, не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения. [4]

Информация о работе Особенности развития воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи