Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:08, курсовая работа
Воображение – это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в которой она требует творчества, включая и речь. Воображение относится к высшим психическим процессам и проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребности и желаний личности, её мотивов. Творческое воображение, как интеллектуальная деятельность, возникает и начинает развиваться в дошкольном детстве. Достаточный уровень развития воображения является усл
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………...6
1.1. Теоретические основы изучения воображения…………………………...6
1.2. Особенности воображения детей дошкольного возраста………………12
1.3.Особенности воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………….16
Глава II. Исследование воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………….19
1.1.Обследование развития воображения детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………..19
2.2.Анализ полученных результатов …………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..37
Для обследования развития воображения детей с общим недоразвитием речи и детей имеющих нормальное развитие были использованы четыре методики:
1.«На что это похоже?»
Возраст: 5 – 6 лет
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Оборудование:
карточка, с изображёнными на ней
тремя геометрическими
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».
Анализ результатов:
Оптимальный уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно
Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого
Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием
2.«Настроение»
Возраст: 5 – 6 лет
Цель: выявить уровень развития воображения
Оборудование: бланк с четырьмя пустыми секциями настроения (над каждой секцией написано настроение), карандаш.
Инструкция: В этом квадратике нарисуй грустного человечка, в этом ласкового, радостного, обиженного.
Анализ результатов:
Оптимальный уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно
Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого
Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием
3.«Плохое и хорошее»
Возраст: 5 -6 лет
Цель: выявить уровень развития воображения
Оборудование: 2 сюжетные картинки, рисунки с предметами, карандаш.
Инструкция. В одном и том же предмете может быть что-то хорошее и что-то плохое. Например, огонь согревает, но об него можно обжечься. Рассмотри картинки и скажи, что в каждом изображённом предмете или явлении есть хорошее, а что плохое.
Анализ результатов:
Оптимальный уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно
Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого
Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием
4.«День рождение у куклы Маши»
Возраст: 5-6 лет
Цель: выявить уровень развития воображения
Оборудование: рисунок, с иллюстрацией куклы Маши и контуров предметов, карандаш.
Процедура проведения. Сегодня у куклы день рождение. Ей принесли разные подарки, только рисунки размыло дождем и от подарков остались одни линии. Попробуй дорисовать каждую линию, чтобы получился какой-нибудь предмет.
Анализ результатов:
Высокий уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно
Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого
Оптимальный уровень – ребенок не справляется с заданием
Методика « На что это похоже?»
Таблица результатов методики, проведенной с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посещающих подготовительную группу МДОУ №25.
Имя |
Анализ |
Витя О. |
ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого |
Андрей А. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Рустам Ч. |
ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого |
Кристина П. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Даша Ш. |
ребенок не справляется с заданием |
Наташа Д. |
ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого |
Вова Ж. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Дима Ч. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Андрей Б. |
ребенок не справляется с заданием |
Таблица №2
Таблица результатов методики, проведенной с детьми дошкольного возраста, имеющих нормальное развитие, посещающих подготовительную группу МДОУ №35
имя |
Анализ |
Толя К. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Ваня С. |
ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно |
Настя К. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Илья М. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Антон П. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Дарья К. |
ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно |
Настя Н. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Лиза К. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Диаграмма результатов проведенной методики « На что это похоже?»
Исходя из данных, представленных, следует сделать вывод о том, что 37,5% испытуемых показали оптимальный уровень, 50% - средний и только 12,5% - низкий. Эти данные свидетельствуют о том, что дети в целом показали средний результат выполнения задания, имевшим целью выявить уровень воссоздающего воображения, оригинальности и гибкости мышления. Половина испытуемых детей испытывали трудности при определении схожести ряда геометрических фигур с какими-либо предметами, оказываемая помощь являлась эффективной. Такие данные свидетельство того, что у детей наблюдается более медленное формирование образов, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Однако полученные данные свидетельство того, что у 37,5% детей, имеющих нарушения речи, уровень образного воображения и образного мышления приближен к норме.
80% детей дошкольного возраста развивающихся в норме при выполнении задания , не допустив ошибок. Это свидетельствует о высоком уровне развития воображения. 20% детей показали средний результат . Это свидетельствует о среднем уровне развития воображения.
Методика «Настроение»
Таблица №1
Таблица результатов методики , проведенной с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи , посещающих подготовительную группу МДОУ №25.
Имя |
Анализ |
Витя О. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Андрей А. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Рустам Ч. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Кристина П. |
ребенок не справляется с заданием |
Даша Ш. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Наташа Д. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Вова Ж. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Дима Ч. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Андрей Б. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Таблица №2
Таблица результатов методики , проведенной с детьми дошкольного возраста, имеющих нормальное развитие, посещающих подготовительную группу МДОУ №35
Имя |
Анализ |
Толя К. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Ваня С. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Настя К. |
ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно |
Илья М. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Антон П. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Дарья К. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Настя Н. |
ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно |
Лиза К. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Диаграмма результатов проведенной методики «Настроение»
Опираясь на данные, следует сделать вывод о том, что 25% испытуемых показали оптимальный уровень и такой же процент показал низкий уровень, 37,5% - средний. Из чего следует, что у детей с ОНР наблюдаются нарушение в развитии эмоциональной сферы, многие дети не могут дифференцировать эмоции, предложенные им, именно поэтому результаты выполнения методики оказались столь низкими.
80% детей дошкольного возраста
развивающихся в норме при
выполнении задания , не допустив
ошибок. Это свидетельствует о
высоком уровне развития
Методика «Плохое и хорошее »
Таблица №1
Таблица результатов методики , проведенной с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи , посещающих подготовительную группу МДОУ №25.
Список детей |
Анализ |
Витя О. |
ребенок не справляется с заданием |
Андрей А. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Рустам Ч. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Кристина П. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Даша Ш. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Наташа Д. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Вова Ж. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Дима Ч. |
ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно |
Андрей Б. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Таблица №2
Таблица результатов методики, проведенной с детьми дошкольного возраста, имеющих нормальное развитие, посещающих подготовительную группу МДОУ №35
Список детей |
Анализ |
Толя К. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Ваня С. |
ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно |
Настя К. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Илья М. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Антон П. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Дарья К. |
ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно |
Настя Н. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Лиза К. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Диаграмма результатов проведенной методики «Плохое и хорошее»
Исходя из данных, представленных на диаграмме следует, что 25% испытуемых показали оптимальный уровень, 62,5% - средний и только 12,5% низкий. Эти данные свидетельство того, что большинство испытуемых детей не смогли дать эмоциональную оценку той или иной картинке самостоятельно, испытывали значительные затруднения в процессе выполнения данного задания: особенно трудности возникали при работе с сюжетными картинками и с картинками, изображающими настроения персонажей.
У детей дошкольного возраста развивающихся в норме по методике «Плохое и хорошее» 100% детей справились ,по данной методике развитие воображения высокое.
Методика « День рождения куклы Маши »
Таблица №1
Таблица результатов методики, проведенной с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи , посещающих подготовительную группу МДОУ №25.
Список детей |
Анализ |
Витя О. |
ребенок не справляется с заданием |
Андрей А. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Рустам Ч. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Кристина П. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Даша Ш. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Наташа Д. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Вова Ж. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого |
Дима Ч. |
ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого
|
Андрей Б. |
ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно |