Особенности развития воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание

Воображение – это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в которой она требует творчества, включая и речь. Воображение относится к высшим психическим процессам и проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребности и желаний личности, её мотивов. Творческое воображение, как интеллектуальная деятельность, возникает и начинает развиваться в дошкольном детстве. Достаточный уровень развития воображения является усл

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………...6
1.1. Теоретические основы изучения воображения…………………………...6
1.2. Особенности воображения детей дошкольного возраста………………12
1.3.Особенности воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………….16
Глава II. Исследование воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………….19
1.1.Обследование развития воображения детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………..19
2.2.Анализ полученных результатов …………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

крсовая ОНР.doc

— 361.50 Кб (Скачать документ)



 

Для обследования развития воображения детей с общим недоразвитием речи и детей имеющих нормальное развитие были использованы четыре методики:

1.«На что это похоже?»

Возраст: 5 – 6 лет 

Цель: выявление  уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Оборудование: карточка, с изображёнными на ней  тремя геометрическими фигурами, карандаш.

Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».

Анализ результатов:   

Оптимальный уровень  – ребенок выполняет задание  правильно и самостоятельно

Средний уровень  – ребенок выполняет задание  правильно, но с помощью взрослого

Низкий уровень  – ребенок не справляется с  заданием

2.«Настроение»

Возраст: 5 – 6 лет

Цель: выявить  уровень развития воображения

Оборудование: бланк с четырьмя пустыми секциями настроения (над каждой секцией написано настроение), карандаш.

Инструкция: В  этом квадратике нарисуй грустного  человечка, в этом ласкового, радостного, обиженного.

Анализ результатов:

Оптимальный уровень  – ребенок выполняет задание  правильно и самостоятельно

Средний уровень  – ребенок выполняет задание  правильно, но с помощью взрослого

Низкий уровень  – ребенок не справляется с  заданием

3.«Плохое и хорошее»

Возраст: 5 -6 лет

Цель: выявить  уровень развития воображения

Оборудование: 2 сюжетные картинки, рисунки с предметами, карандаш.

Инструкция. В  одном и том же предмете может  быть что-то хорошее и что-то плохое. Например, огонь согревает, но об него можно обжечься. Рассмотри картинки и скажи, что в каждом изображённом предмете или явлении есть хорошее, а что плохое.

Анализ результатов:

Оптимальный уровень  – ребенок выполняет задание  правильно и самостоятельно

Средний уровень  – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого

Низкий уровень  – ребенок не справляется с  заданием

4.«День рождение у куклы Маши»

Возраст: 5-6 лет

Цель: выявить  уровень развития воображения

Оборудование: рисунок, с иллюстрацией куклы Маши и контуров предметов, карандаш.

Процедура проведения. Сегодня у куклы день рождение. Ей принесли разные подарки, только рисунки  размыло дождем и от подарков остались одни линии. Попробуй дорисовать каждую линию, чтобы получился какой-нибудь предмет.

Анализ результатов:   

Высокий уровень  – ребенок выполняет задание  правильно и самостоятельно

Средний уровень  – ребенок выполняет задание  правильно, но с помощью взрослого

Оптимальный уровень  – ребенок не справляется с  заданием

 

 

 

 

 

 

 

 

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  • Количественный и качественный анализ
  •    

     Методика « На что это похоже?»

                                                                                        Таблица №1

    Таблица результатов  методики, проведенной с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посещающих подготовительную группу МДОУ №25.

     

    Имя

    Анализ 

    Витя О.

    ребенок выполняет  задание правильно, но с помощью  взрослого

    Андрей А.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого

    Рустам Ч.

    ребенок выполняет  задание правильно, но с помощью  взрослого

    Кристина П.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Даша Ш.

    ребенок не справляется  с заданием

    Наташа Д.

    ребенок выполняет  задание правильно, но с помощью  взрослого

    Вова Ж.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Дима Ч.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого

    Андрей Б.

    ребенок не справляется  с заданием




                                                

                                                                                             

     

     

          Таблица №2

    Таблица результатов  методики, проведенной с детьми дошкольного возраста, имеющих нормальное развитие, посещающих подготовительную группу МДОУ №35

    имя

    Анализ 

    Толя К.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Ваня С.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Настя К.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Илья М.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Антон П.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого

    Дарья К.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Настя Н.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого

    Лиза К.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно




     

     

     

        

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Диаграмма результатов проведенной методики « На что это похоже?»

    Исходя из данных, представленных, следует сделать  вывод о том, что 37,5% испытуемых показали оптимальный уровень, 50% - средний  и только 12,5% - низкий. Эти данные свидетельствуют о том, что дети в целом показали средний результат выполнения задания, имевшим целью выявить уровень воссоздающего воображения, оригинальности и гибкости мышления. Половина испытуемых детей испытывали трудности при определении схожести ряда геометрических фигур с какими-либо предметами, оказываемая помощь являлась эффективной. Такие данные свидетельство того, что у детей наблюдается более медленное формирование образов, чем у их нормально развивающихся сверстников.

     

    Однако полученные данные свидетельство того, что у 37,5% детей, имеющих нарушения речи, уровень образного воображения и образного мышления приближен к норме.

          80% детей дошкольного возраста развивающихся в норме при выполнении задания , не допустив ошибок. Это свидетельствует о высоком уровне развития воображения. 20% детей показали средний результат . Это свидетельствует о среднем уровне развития воображения.

     

     

    Методика «Настроение»                                                       

         Таблица №1

    Таблица результатов методики , проведенной с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи , посещающих подготовительную группу МДОУ №25.

                                                                                                                                                         

    Имя

    Анализ 

    Витя О.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого

    Андрей А.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого

    Рустам Ч.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого

    Кристина П.

    ребенок не справляется  с заданием

    Даша Ш.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого

    Наташа Д.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Вова Ж.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого

    Дима Ч.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Андрей Б.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно


     

       

     

     

     

     

     

     

    Таблица №2

     

    Таблица результатов  методики , проведенной с детьми дошкольного возраста, имеющих нормальное развитие, посещающих подготовительную группу МДОУ №35

     

                                                                                                                 

    Имя

    Анализ 

    Толя К.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого

    Ваня С.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Настя К.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Илья М.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Антон П.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Дарья К.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Настя Н.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Лиза К.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Диаграмма результатов проведенной методики «Настроение»

    Опираясь на данные, следует сделать вывод о том, что 25% испытуемых показали оптимальный уровень и такой же процент показал низкий уровень, 37,5% - средний. Из чего следует, что у детей с ОНР наблюдаются нарушение в развитии эмоциональной сферы, многие дети не могут дифференцировать эмоции, предложенные им, именно поэтому результаты выполнения методики оказались столь низкими.

          80% детей дошкольного возраста  развивающихся в норме при  выполнении задания , не допустив  ошибок. Это свидетельствует о  высоком уровне развития воображения. 20% детей показали средний результат . Это свидетельствует о среднем уровне развития воображения.

     

     

     

     

     

     

     

    Методика «Плохое и хорошее »

    Таблица №1

    Таблица результатов  методики , проведенной с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи , посещающих подготовительную группу МДОУ №25.

    Список детей

    Анализ 

    Витя О.

    ребенок не справляется  с заданием

    Андрей А.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого

    Рустам Ч.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого

    Кристина П.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого

    Даша Ш.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого

    Наташа Д.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Вова Ж.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого

    Дима Ч.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Андрей Б.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно




     

                                                                                                                

     

          

     

    Таблица №2

    Таблица результатов методики, проведенной с детьми дошкольного возраста, имеющих нормальное развитие, посещающих подготовительную группу МДОУ №35

    Список детей

    Анализ 

    Толя К.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Ваня С.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Настя К.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Илья М.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Антон П.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Дарья К.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Настя Н.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Лиза К.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно




     

                                                                                                                  

     

     

     

     

     

     

     

    Диаграмма результатов  проведенной методики «Плохое и хорошее»

    Исходя из данных, представленных на диаграмме следует, что 25% испытуемых показали оптимальный уровень, 62,5% - средний и только 12,5% низкий. Эти данные свидетельство того, что большинство испытуемых детей не смогли дать эмоциональную оценку той или иной картинке самостоятельно, испытывали значительные затруднения в процессе выполнения данного задания: особенно трудности возникали при работе с сюжетными картинками и с картинками, изображающими настроения персонажей.

    У детей дошкольного возраста развивающихся в норме по методике «Плохое и хорошее» 100% детей справились ,по данной методике развитие воображения высокое.

     

     

     

     

     

     

    Методика « День рождения куклы Маши »

    Таблица №1

           Таблица результатов методики, проведенной с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи , посещающих подготовительную группу МДОУ №25.

    Список детей 

    Анализ 

    Витя О.

    ребенок не справляется  с заданием

    Андрей А.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью взрослого

    Рустам Ч.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого

    Кристина П.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Даша Ш.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Наташа Д.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого

    Вова Ж.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого

    Дима Ч.

    ребенок выполнил задание правильно, но с помощью  взрослого

     

    Андрей Б.

    ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

    Информация о работе Особенности развития воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи