Особенности развития воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание

Воображение – это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в которой она требует творчества, включая и речь. Воображение относится к высшим психическим процессам и проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребности и желаний личности, её мотивов. Творческое воображение, как интеллектуальная деятельность, возникает и начинает развиваться в дошкольном детстве. Достаточный уровень развития воображения является усл

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………...6
1.1. Теоретические основы изучения воображения…………………………...6
1.2. Особенности воображения детей дошкольного возраста………………12
1.3.Особенности воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………….16
Глава II. Исследование воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………….19
1.1.Обследование развития воображения детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………..19
2.2.Анализ полученных результатов …………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

крсовая ОНР.doc

— 361.50 Кб (Скачать документ)



 

                                                                                                           

 

 

Таблица № 2

Таблица результатов методики, проведенной с детьми дошкольного возраста, имеющих нормальное развитие, посещающих подготовительную группу МДОУ №35

Список детей 

Анализ 

Толя К.

ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

Ваня С.

ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

Настя К.

ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

Илья М.

ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

Антон П.

ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

Дарья К.

ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

Настя Н.

ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно

Лиза К.

ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно




                                                                                                   

 

 

 

 

Диаграмма результатов  проведенной методики «День рождение куклы Маши»

 Опираясь на данные, представленные на диаграмме , следует, что 62,5% испытуемых показали оптимальный уровень, 25% - средний и только 12,5% - низкий. Эти данные свидетельство того, что большинство испытуемых детей быстро и правильно создавали рисунки предметов из линий. Во время выполнения задания комментировали каждый рисунок. Пользовались различными цветами карандашей. Такие дано наглядное свидетельство того, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР развитие воссоздающего воображения приближено к норме.

   У всех  детей дошкольного возраста развивающихся в норме по методике «День рождение куклы Маши » развитие воображение высокое.

 

 

                                                

 

 

Заключение

       В результате проведенного исследования, количественно-качественный обработки данных, мы реализовали поставленную цель - изучить особенности психологической готовности к школе детей с общим недоразвитием речи. Воображение - это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения  и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

Формирование  функций воображения в детском возрасте – длительный процесс, определяющийся, с одной стороны, созреванием структур центральной нервной системы, а с другой – обучением.

       На основании анализа проведенных методик и психолого-педагогической, дефектологической литературы, мы приходим к выводу о том, что воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Однако имеет свои специфические особенности:

-  снижение мотивации в деятельности;

-  снижение познавательных интересов;

-  бедный запас общих сведений об окружающем мире;

-  отсутствие целенаправленности в деятельности;

- несформированность операционных компонентов;

-  сложность в создании воображаемой ситуации;

-  недостаточную точность предметных образов — представлений;

-  непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

-  недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.  Тихомирова Л.Ф « Упражнение на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников» - Академия развития – 1999г

2.  Методический и практический журнал « Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»- 2006, № 4, с.1-96

 

3.  Выготский  Л.С. « Воображение и его развитие в детском возрасте» - М - 1995.

 

4.  Ушаков О.С, Струнина Е.М « Методика развития речи детей дошкольного возраста»-М- 2008

5.  Бавыкина Г.Н. , Тулейкина М.М « Воспитание правильного звукопроизношения» - Комсомольск-на-Амуре-2003

6.  Гризик Т.И. « Развитие речи и обучение чтению детей 6 лет» - М- 1996

7.  «Детская психология» под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. и др. - Минск - 1988.

8.  Дьяченко  О.М. «Об основных направлениях развития воображения дошкольников». Вопросы психологии - 1988, № 6 .

9.  Дьяченко  О.М. «Пути активизации воображения дошкольников» Вопросы психологии - 1987, № 1.

10.  Дьяченко  О.М., Лаврентьева Т.В. «Психологическое развитие дошкольников». - М - 1984.

11.  Запорожец  А.В., Эльконин Д.Б., «Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов». – М., 1964.

12.  Зворыгина  Е.В. « Игра дошкольника». – М., 1989.

13.  Калягин  В.А. «Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений».- М.: «Академия», 2007.

14.  Коршунова  Л.С. « Воображение и его роль в познании». - М - 1979.

15.  Люблинская  А.А. «Детская психология». - М - 1971.

16.  Мастюкова  Е. М. «Ребёнок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция». – М.: Просвещение, 1992. – 95с.

17.  Мухина В.С. «Детская психология». под ред. Венгера Л.А. - М - 1985.

18.  Мухина В.С. «Психология дошкольника». - М - 1975.

19.  Немов Р.С., «Психология». Кн. 1,2. – М., 1994.

20.  Неудельман М.М. «Методы исследования воображения аномальных детей. Курс лекций». - Вып. 1 - М - 1978.

21.  Обухова Л.Ф., « Возрастная психология». – М., 1999.

22.  «Общая психология»под ред. Петровский А.В. - М - 1986.

23.  «Основы теории и практики логопедии». Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367с.

24.  Правдина О. В. «Логопедия». – М.: Просвещение,1973. – С. 22 – 64.

25.  «Практикум по возрастной и педагогической психологии» сост. Даниловой Е.Е., под ред. Дубровской И.В. - М - 1998.

26. « Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи». Дефектология, 1988. – №4. – С. 7.

27.  «Психология дошкольника». Хрестоматия сост. Урунтаева Г.А. - М - 1997.

28.  «Психология» под ред. Крутетского В.А. - М - 1974.

29.  «Психолого-педагогическое изучение детей с недоразвитием речи»Дефектология. –1993. – №2. – С. 7 – 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Высокий уровень +

Средний уровень + -

Низкий уровень -

 

                                                                                                             Приложение 1

Методика  « на что это похоже?»

Таблица №1

Имя/ возраст

Витя О.

Андрей А.

Рустам Ч.

Кристина П.

Даша Ш.

Наташа Д.

Вова Ж.

Дима Ч.

Андрей Б.

результаты

+ -

+ -

+ -

+

-

+ -

+

+ -

-


 

 

Таблица №2

Имя/ возраст

Толя К.

Ваня С.

Настя К.

Илья М.

Антон П.

Дарья К.

Настя Н.

Лиза К.

Количество  ошибок

+ -

+

+

+

+ -

+

+ -

+


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

                                                         

Методика  «Настроение»

Таблица№1

Имя/ возраст

Витя О.

Андрей А.

Рустам Ч.

Кристина П.

Даша Ш.

Наташа Д.

Вова Ж.

Дима Ч.

Андрей Б.

результаты

+ -

+ -

+ -

-

+ -

+

+ -

+

+


 

 

Таблица №2

Имя/ возраст

Толя К.

Ваня С.

Настя К.

Илья М.

Антон П.

Дарья К.

Настя Н.

Лиза К.

результаты

+ -

+

+

+

+

+

+

+ -




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методика «Плохое и Хорошее»

Таблица №1

 

Список детей 

Витя О.

Андрей А.

Рустам Ч.

Кристина П.

Даша Ш.

Наташа Д.

Вова Ж.

Дима Ч.

Андрей Б.

результаты

-

+ -

+ -

+ -

+ -

+

+ -

+

+


 

 

Таблица №2

 

Имя/ возраст

Толя К.

Ваня С.

Настя К.

Илья М.

Антон П.

Дарья К.

Настя Н.

Лиза К.

результаты

+

+

+

+

+

+

+

+




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Методика «День рождение куклы Маши »

Таблица №1

 

Список детей 

Витя О.

Андрей А.

Рустам Ч.

Кристина П.

Даша Ш.

Наташа Д.

Вова Ж.

Дима Ч.

Андрей Б.

результаты

-

+ -

+ -

+

+

+ -

+ -

+ -

+


 

Таблица №2

 

Список детей 

Толя К.

Ваня С.

Настя К.

Илья М.

Антон П.

Дарья К.

Настя Н.

Лиза К.

результаты

+

+

+

+

+

+

+

+


 


Информация о работе Особенности развития воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи