Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:08, курсовая работа
Воображение – это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в которой она требует творчества, включая и речь. Воображение относится к высшим психическим процессам и проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребности и желаний личности, её мотивов. Творческое воображение, как интеллектуальная деятельность, возникает и начинает развиваться в дошкольном детстве. Достаточный уровень развития воображения является усл
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………...6
1.1. Теоретические основы изучения воображения…………………………...6
1.2. Особенности воображения детей дошкольного возраста………………12
1.3.Особенности воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………….16
Глава II. Исследование воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………….19
1.1.Обследование развития воображения детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………..19
2.2.Анализ полученных результатов …………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..37
Таблица № 2
Таблица результатов методики, проведенной с детьми дошкольного возраста, имеющих нормальное развитие, посещающих подготовительную группу МДОУ №35
Список детей |
Анализ |
Толя К. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Ваня С. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Настя К. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Илья М. |
ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно |
Антон П. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Дарья К. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Настя Н. |
ребенок выполнил
задание правильно и |
Лиза К. |
ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно |
Диаграмма результатов проведенной методики «День рождение куклы Маши»
Опираясь на данные, представленные на диаграмме , следует, что 62,5% испытуемых показали оптимальный уровень, 25% - средний и только 12,5% - низкий. Эти данные свидетельство того, что большинство испытуемых детей быстро и правильно создавали рисунки предметов из линий. Во время выполнения задания комментировали каждый рисунок. Пользовались различными цветами карандашей. Такие дано наглядное свидетельство того, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР развитие воссоздающего воображения приближено к норме.
У всех детей дошкольного возраста развивающихся в норме по методике «День рождение куклы Маши » развитие воображение высокое.
Заключение
В результате проведенного исследования, количественно-качественный обработки данных, мы реализовали поставленную цель - изучить особенности психологической готовности к школе детей с общим недоразвитием речи. Воображение - это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.
Формирование функций воображения в детском возрасте – длительный процесс, определяющийся, с одной стороны, созреванием структур центральной нервной системы, а с другой – обучением.
На основании анализа проведенных методик и психолого-педагогической, дефектологической литературы, мы приходим к выводу о том, что воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Однако имеет свои специфические особенности:
- снижение мотивации в деятельности;
- снижение познавательных интересов;
- бедный запас общих сведений об окружающем мире;
- отсутствие целенаправленности в деятельности;
- несформированность операционных компонентов;
- сложность в создании воображаемой ситуации;
- недостаточную точность предметных образов — представлений;
- непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;
- недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.
Библиографический список
1. Тихомирова Л.Ф « Упражнение на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников» - Академия развития – 1999г
2. Методический и практический журнал « Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»- 2006, № 4, с.1-96
3. Выготский Л.С. « Воображение и его развитие в детском возрасте» - М - 1995.
4. Ушаков О.С, Струнина Е.М « Методика развития речи детей дошкольного возраста»-М- 2008
5. Бавыкина Г.Н. , Тулейкина М.М « Воспитание правильного звукопроизношения» - Комсомольск-на-Амуре-2003
6. Гризик Т.И. « Развитие речи и обучение чтению детей 6 лет» - М- 1996
7. «Детская психология» под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. и др. - Минск - 1988.
8. Дьяченко О.М. «Об основных направлениях развития воображения дошкольников». Вопросы психологии - 1988, № 6 .
9. Дьяченко О.М. «Пути активизации воображения дошкольников» Вопросы психологии - 1987, № 1.
10. Дьяченко
О.М., Лаврентьева Т.В. «
11. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., «Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов». – М., 1964.
12. Зворыгина Е.В. « Игра дошкольника». – М., 1989.
13. Калягин В.А. «Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений».- М.: «Академия», 2007.
14. Коршунова Л.С. « Воображение и его роль в познании». - М - 1979.
15. Люблинская А.А. «Детская психология». - М - 1971.
16. Мастюкова Е. М. «Ребёнок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция». – М.: Просвещение, 1992. – 95с.
17. Мухина В.С. «Детская психология». под ред. Венгера Л.А. - М - 1985.
18. Мухина В.С. «Психология дошкольника». - М - 1975.
19. Немов Р.С., «Психология». Кн. 1,2. – М., 1994.
20. Неудельман М.М. «Методы исследования воображения аномальных детей. Курс лекций». - Вып. 1 - М - 1978.
21. Обухова Л.Ф., « Возрастная психология». – М., 1999.
22. «Общая психология»под ред. Петровский А.В. - М - 1986.
23. «Основы теории и практики логопедии». Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367с.
24. Правдина О. В. «Логопедия». – М.: Просвещение,1973. – С. 22 – 64.
25. «Практикум по возрастной и педагогической психологии» сост. Даниловой Е.Е., под ред. Дубровской И.В. - М - 1998.
26. « Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи». Дефектология, 1988. – №4. – С. 7.
27. «Психология дошкольника». Хрестоматия сост. Урунтаева Г.А. - М - 1997.
28. «Психология» под ред. Крутетского В.А. - М - 1974.
29. «Психолого-педагогическое изучение детей с недоразвитием речи»Дефектология. –1993. – №2. – С. 7 – 14.
Приложение
Высокий уровень +
Средний уровень + -
Низкий уровень -
Методика « на что это похоже?»
Таблица №1
Имя/ возраст |
Витя О. |
Андрей А. |
Рустам Ч. |
Кристина П. |
Даша Ш. |
Наташа Д. |
Вова Ж. |
Дима Ч. |
Андрей Б. |
результаты |
+ - |
+ - |
+ - |
+ |
- |
+ - |
+ |
+ - |
- |
Таблица №2
Имя/ возраст |
Толя К. |
Ваня С. |
Настя К. |
Илья М. |
Антон П. |
Дарья К. |
Настя Н. |
Лиза К. |
Количество ошибок |
+ - |
+ |
+ |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
+ |
Приложение 2
Методика «Настроение»
Таблица№1
Имя/ возраст |
Витя О. |
Андрей А. |
Рустам Ч. |
Кристина П. |
Даша Ш. |
Наташа Д. |
Вова Ж. |
Дима Ч. |
Андрей Б. |
результаты |
+ - |
+ - |
+ - |
- |
+ - |
+ |
+ - |
+ |
+ |
Таблица №2
Имя/ возраст |
Толя К. |
Ваня С. |
Настя К. |
Илья М. |
Антон П. |
Дарья К. |
Настя Н. |
Лиза К. |
результаты |
+ - |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ - |
Приложение 3
Методика «Плохое и Хорошее»
Таблица №1
Список детей |
Витя О. |
Андрей А. |
Рустам Ч. |
Кристина П. |
Даша Ш. |
Наташа Д. |
Вова Ж. |
Дима Ч. |
Андрей Б. |
результаты |
- |
+ - |
+ - |
+ - |
+ - |
+ |
+ - |
+ |
+ |
Таблица №2
Имя/ возраст |
Толя К. |
Ваня С. |
Настя К. |
Илья М. |
Антон П. |
Дарья К. |
Настя Н. |
Лиза К. |
результаты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Приложение 4
Методика «День рождение куклы Маши »
Таблица №1
Список детей |
Витя О. |
Андрей А. |
Рустам Ч. |
Кристина П. |
Даша Ш. |
Наташа Д. |
Вова Ж. |
Дима Ч. |
Андрей Б. |
результаты |
- |
+ - |
+ - |
+ |
+ |
+ - |
+ - |
+ - |
+ |
Таблица №2
Список детей |
Толя К. |
Ваня С. |
Настя К. |
Илья М. |
Антон П. |
Дарья К. |
Настя Н. |
Лиза К. |
результаты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |