Особенности развития воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание

Воображение – это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в которой она требует творчества, включая и речь. Воображение относится к высшим психическим процессам и проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребности и желаний личности, её мотивов. Творческое воображение, как интеллектуальная деятельность, возникает и начинает развиваться в дошкольном детстве. Достаточный уровень развития воображения является усл

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………...6
1.1. Теоретические основы изучения воображения…………………………...6
1.2. Особенности воображения детей дошкольного возраста………………12
1.3.Особенности воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………….16
Глава II. Исследование воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………….19
1.1.Обследование развития воображения детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………..19
2.2.Анализ полученных результатов …………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

крсовая ОНР.doc

— 361.50 Кб (Скачать документ)

    Вывод: Воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Особенности воображения у детей дошкольного возраста в норме

    Воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста.

     Развивая представление о том, что у ребенка воображение более развито, чем у взрослых, некоторые исследователи рассматривают воображение в качестве источника присущих дошкольнику видов деятельности. Критикуя такую позицию, B.C. Мухина утверждает, что развитие воображения не причина, а результат овладения игровой, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности .[18]

    Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 - 3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда - направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения обращение к предметам – заместителям. С другой - влияние своего личного "Я" переживание своей отделенности от окружающего мира .[19]

    В этом возрасте можно четко выделить два типа воображения. Это познавательное воображение - когда ребенок с помощью кукол разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты (кормление детей в детском саду или дома, укладывание их спать, прогулка и т.д.), и аффективное воображение, проявляемое при проигрывании ребенком своего переживания. [18]

    А режиссерская игра, которая была выявлена в исследовании Е.М. Гаспаровой, широко проявляется в домашних условиях и очень часто связана именно с аффективным воображением. Именно аффективное воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличие от положительных эмоций, связанных в сознании ребенка с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний ребенок пока не осознается ребенком, что ведет к использованию символов для выражения своих отрицательных переживаний. Первоначально эти символы заимствуются детьми (Баба Яга, Змей Горыныч и т.д.), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик). [18]

    Второй тип защиты личности с помощью воображения - это создание воображаемой ситуации. В случае угрозы образу "Я" ребенок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа "Я" в тех случаях, когда он не может согласовать образ"Я" с требованиями реальности. С этим механизмом связаны рассказы-фантазии детей о том, что они самые сильные, что они кого-то самого сильного в группе победили и т.п. [18]

    Второй этап в развитии воображения - возраст 4 - 5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образы, которым ребенок должен следовать. А уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. [18]

    В этом возрасте у здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Позитивное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребенок 4 - 5 лет нацелен на следование образам. Отклонения от образов в процессе овладения ими возможны, но и они носят обыгрывающий, часто случайный характер.

    К 4 - 5 годам в процессе воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребенок сочиняет сказку называя события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты (например, заяц и лиса строят избушки не лубяную и ледяную, а из кирпича и из снега и т.п.). [18]

    Третий этап в развитии воображения дошкольника - возраст 6 - 7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. [18]

    Аффективное воображение ребенка направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. С другой стороны, в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещаемому воображению. И в этом возрасте начинают существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. А творчество ребенка носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. [18]

    Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурной игры и элементами художественного творчества. А возможность выбора проявляется в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, в поисках самой идеи, замысла. В этом возрасте появляется новая возможность использование образа при выполнении заданий на воображение. В этом возрасте впервые появляется целостное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае воображения - план разворачивания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. А выполнение заданий на дорисовывания с предшествующим речевым планированием, дети дают многошаговый план произведения. [18]

    Все эти три этапа развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются, к сожалению, меньшинством детей. [18]

    Таким образом, подход к изучению воображения как к возможности осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой — перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в младшем школьном возрасте.

                                                     

 

 

 

 

 

1.3.Особенности воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Как было сказано выше, воображение формируется и развивается в различных видах деятельности. Первые его проявления относятся к 2,5 - 3 годам. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами, подражая взрослым .[29]

     У ребенка 4 - 5 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно - ролевая игра, которая становится основной деятельностью, представляет широкие возможности для развития фантазии и творчества. В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов - представлений. Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, "проигрывать" их в уме. Резко возрастает его творческая активность в самых разных областях. Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории. [16]

    Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период - сенситивный для формирования фантазии. Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод бурной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последний так же является воображение. [16]

    Несколько иначе процесс воображения развивается у детей с нарушениями речи. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов .[13]

    При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения. [13]

    Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку. [13]

    В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, в игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены. [13]

    Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием. [13]

    Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор. [13]

    Воображение ребенка с нормальным развитием органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. [12]

    В.П. Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. [12]

    У детей с ОНР бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости воображения (понятийный словарь). Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже, чем у здоровых. [12]

Таким образом  можно выделить специфические особенности воображения у детей с ОНР:

1) снижение мотивации  в деятельности;

2) снижение познавательных  интересов;

3) бедный запас  общих сведений об окружающем  мире;

4) отсутствие  целенаправленности в деятельности;

5) несформированность  операционных компонентов;

6) сложность  в создании воображаемой ситуации;

7) недостаточную  точность предметных образов  — представлений;

8) непрочность  связей между зрительной и  вербальной сферами;

9) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

 

Глава II

 Эмпирическое исследование воображения детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2.1. Обследование развития воображения детей с общим недоразвитием речи

       Для обследования развития внимания у детей с задержкой психического развития по приведенным ниже методикам, было выбрано 9 детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи , посещающих подготовительную группу МДОУ №25 и 8 детей дошкольного возраста, имеющих нормальное психическое развитие, посещающих подготовительную группу МДОУ №35.

Таблица №1

Список детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи , посещающих подготовительную группу МДОУ №25.

Список детей

Возраст

Заключение  ПМПК

Витя О.

12.04.05.

ОНР || ур.

Андрей А.

11.06.05.

ОНР ||| ур.

Рустам Ч.

09.09.05

ОНР || ур.

Кристина П.

21.02.05.

ОНР ||| ур.

Даша Ш.

03.10.05.

ОНР ||-||| ур.

Наташа Д.

10.11.05

ОНР || ур.

Вова Ж.

02.04.05

ОНР ||-||| ур.

Дима Ч.

21.08.05

ОНР || ур.

Андрей Б.

15.07.05

ОНР ||| ур.




 

 

Таблица №2

Список детей дошкольного возраста имеющих нормальное развитие, посещающих подготовительную группу МДОУ №35.

Список детей

Возраст

Толя К.

11.02.05

Ваня С.

30.11.05

Настя К.

02.07.04

Илья М.

22.04.05

Антон П.

03.08.05

Дарья К.

12.10.05

Настя Н.

19.10.04

Лиза К.

25.01.05

Информация о работе Особенности развития воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи