Особенности социального воспитания одаренных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание

В работе с такими детьми воспитателю сложно признать, что ребенок умнее его. У большинства из них высокая самооценка и здесь следует преодолевать барьер «зазнайства». Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают различные прозвища.

Содержание

Введение
Многогранность одаренности.
2.1. Опережающее развитие познания.

2.2. Психосоциальное развитие.

2.3. Физические характеристики.

Счастливые родители одаренных детей.
3.1. Открытие ребенка.

3.2. Взаимоотношения в семье.


Воспитание и обучение одаренных детей.
4.1. Одаренный ребенок и школа.

4.2. Социальный педагог и одаренный ребенок.


Заключение.


Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

контр.раб.Особенности социального воспитания одаренных детей.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

ПЛАН 
 

  1. Введение
  2. Многогранность одаренности.

    2.1. Опережающее  развитие познания.

    2.2. Психосоциальное  развитие.

    2.3. Физические  характеристики.

  1. Счастливые родители одаренных детей.

    3.1. Открытие ребенка.

    3.2. Взаимоотношения в семье.  

  1. Воспитание  и обучение одаренных детей.

    4.1. Одаренный  ребенок и школа.

    4.2. Социальный  педагог и одаренный ребенок. 

  1. Заключение.
 
  1. Список  литературы.

                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Введение 
 

     Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития каких-либо способностей человека. Одаренность бывает различной, но общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Как правило, их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и интеллектуальную. Они любят умственный труд. Чем пугают своих родителей.

     Очень трудно понять, особенно выявить меру одаренности своего ребенка, а также  преодолеть те трудности, которые возникают  в общении с ним.

     Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, так как его понимают и восхищаются им.

     Это эмоциональные, часто вспыльчивые, с повышенной познавательной активностью  дети. У одаренных детей врожденное  повышенное чувство юмора. Сами они  если не острят, то любят слушать и восхищаются малейшей шуткой.

     Чаще  у таких детей особая речь.  Их особенная моторика или восприятие отличает их от других детей.

     У одаренного ребенка достаточно рано формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны у одаренного ребенка просто не остается ни времени, ни желания.

       Многие родители хотят видеть своего ребенка таким, как все. В результате страдают не только сами родители, но и дети, для которых становится главным не выделяться, не выглядеть «белой вороной». Все это крайне отрицательно сказывается на их самооценке, а, в конечном счете, на формирование личности.

     Немаловажная  проблема, стоящая на пути развития одаренного ребенка это особое восприятие окружающего мира, а также общество, в котором он растет.

       Формирование  личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

       Развитие  человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.

       Природная сторона человека развивается и  изменяется на протяжении всей его  жизни. Эти развития и изменения  носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится  во взаимодействии личности и общества.

     Развитие  человека в социальном отношении  характеризуется главным образом  усложнением отношений с людьми, обществом в целом.

     Талантливым детям необходимо особое воспитание, специальные индивидуальные учебные  программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.

     В работе с такими детьми воспитателю  сложно признать, что ребенок умнее его. У большинства из них высокая самооценка и здесь следует преодолевать барьер «зазнайства». Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают различные прозвища. 

     По  решению Всемирной организации здравоохранения одаренные дети входят в «группу риска», наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков.

     Очень сложно выявить талант ребенка, а  в дальнейшем развить его. Но как бы не был одарен ребенок, он остается ребенком, нуждающимся в учении. Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок нуждается в помощи организации его жизнедеятельности. Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми. Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости. Необходима профессиональная помощь специалистов, воспитателей детских садов, учителей, социальных работников.

     Одной из форм работы с одаренными детьми в современных условиях является создание «Домов детского творчества», где присутствует разнообразие методов работы с талантливыми детьми.

       Что же это такое «одаренность» и  как она проявляется в детях? Что заставляет родителей увидеть  в своем ребенке талант и потом  искать подтверждение своего открытия у специалистов? Эти проблемы на сегодняшний день очень актуальны. Ими занимаются такие психологи, социологи и педагоги всего мира, как Кэрол Тэкэкс – профессор университета Кливленда в США, Фрэнсис Гальтон – английский антрополог и психолог, Соколянский И. А. – советский педагог, Петровский А. В., Лейтес А. С., Леонтьева А. Н. и другие советские ученые. 

       II. Многогранность одаренности.

      Одаренность проявляется в  различных формах:

  1. Социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.
  2. Художественная (музыкальная, изобразительная, сценическая) одаренность изучена больше всего.
  3. Психомоторная одаренность – исключительно спортивные способности.
  4. Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем.
  5. Интеллектуальная одаренность – это способность анализировать, сопоставлять факты, мыслить. В семье это умник или умница, в школе это отличник. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному - двум предметам, и не успевает по остальным.
  6. Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставленной цели, как правило, не дотягивают и слывут «неудачниками». Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Необходимо вовремя заметить и помочь такому ребенку.

     Но  есть и скрытая одаренность, которая почти открыто не проявляется, когда такой ребенок в семье то, окружающие его испытывают огромные трудности.

  1. Фанатики - дети, увлеченные каким-то одним делом. В последнее время появилось много компьютерных фанатиков, для которых школа является помехой.
  2. Лентяи - впитывают любую информацию, но не хотят применять ее на деле.
  3. Скромники – дети с заниженной самооценкой, стремятся не демонстрировать себя.
  4. Невротики или психопаты, которые постоянно конфликтуют в семье и с окружающими их людьми.
  5. Чудаки или странные – это спокойные мягкие дети, которым чужды любые конфликты.

     Важно, чтобы об этой скрытой одаренности  знали в семье, так как этим детям нужна помощь взрослых, родителей, социальных педагогов, воспитателей.

     Одаренность определяется, как правило, тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

     2.1. Опережающее развитие познания

     Наиболее  частое проявление одаренности –  это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность, ненасытное любопытство, отличная память, опережающее развитие.

     Такие дети очень любопытны. Им необходимо исследовать окружающий их мир. Они  не терпят ограничений в своих  исследованиях.

     Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями, отсюда исходит любовь к коллекционированию.

     Маленькие «вундеркинды» с удовольствием  читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.  Огромный словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями привлекает внимание окружающих.

     Одаренного  ребенка отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

     2.2. Психосоциальное развитие

     В сфере психосоциального развития одаренным  и талантливым детям свойственны:

  1. Развитое чувство справедливости.
  2. Личные системы ценностей: устанавливают высокие требования к себе и окружающим и быстро откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
  3. Яркое воображение. Все дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут различить реальность и фантазию, однако у одаренных детей это выражено особенно ярко, они настолько развивают и раскрашивают свои фантазии, что буквально сживаются с ними. Такое воображение рождает несуществующих друзей, желанных братика или сестренку, яркую, фантастическую жизнь. Уже, будучи взрослыми людьми многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.
  4. Чувство юмора, является одной из наиболее важных черт для внутреннего равновесия одаренного человека.
  5. Преувеличенные страхи, как результат неуемного воображения.
  6. Эгоцентризм проявляется в любом толковании событий и явлений, происходящих с одаренным ребенком дошкольного возраста.

    2.3. Физические характеристики

     Физические  характеристики одаренных детей  также разнообразны, как и сами дети. Не существует стереотипного  обобщения относительно внешнего вида или здоровья одаренных детей.

     Замечено, что талантливых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна.

     Тонкая  моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятием и механическим движением  гораздо более связаны с возрастом  и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем складывать или вычитать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка.

      III. Счастливые родители одаренных детей.

     3.1. Открытие ребенка.

     Одаренный ребенок в семье – ее гордость. Именно родители чаще всего замечают одаренность ребенка первыми. Необходимо как можно раньше выявить талант таких детей. Точнее выявить одаренность в раннем детстве и дать ей развиться.

     Часто родителей ослепляет талант ребенка, концентрируя свое внимание на одаренности  детей, они выделяют его среди других детей, что приводит к негативному отношению.

     Когда внимание к уникальной способности  ребенка становится гипертрофированным, самовосприятие малыша может стать  совсем не таким, какого желают гордые родители. Одаренные подростки с  эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывают, что родители никогда не воспринимали их как личность, что они видели в них только способности и достижения.

     Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей  собственной реакции на ребенка, чтобы найти истоки этого стремления преуспеть. Какие аспекты поведения ребенка обычно находят сильнейший отклик у родителей? Что в его поведении вызывает родительскую улыбку, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы? О каких ребячьих достижениях с гордостью рассказывают по телефону родители, о которых обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные малыши? Какие события пересказываются бабушками и дедушками? Все это не означает, что проявление способностей надо игнорировать, но все же не стоит восторгаться ими сверх меры.

Информация о работе Особенности социального воспитания одаренных детей