Особенности социального воспитания одаренных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание

В работе с такими детьми воспитателю сложно признать, что ребенок умнее его. У большинства из них высокая самооценка и здесь следует преодолевать барьер «зазнайства». Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают различные прозвища.

Содержание

Введение
Многогранность одаренности.
2.1. Опережающее развитие познания.

2.2. Психосоциальное развитие.

2.3. Физические характеристики.

Счастливые родители одаренных детей.
3.1. Открытие ребенка.

3.2. Взаимоотношения в семье.


Воспитание и обучение одаренных детей.
4.1. Одаренный ребенок и школа.

4.2. Социальный педагог и одаренный ребенок.


Заключение.


Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

контр.раб.Особенности социального воспитания одаренных детей.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

     В силу особых качеств одаренного ребенка  требуется в первую очередь воспитывать  терпение и ненавязчивость. Талантливые  дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Здесь нужна помощь социального педагога.

     Любознательность  и стремление все знать, огромный творческий потенциал выливаются в  нарушения устоявшихся норм поведения и отношения с окружающими. Основой отношений между родителями и социальным педагогом  должно быть сотрудничество. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его нужно приобщать к творческому труду, созданию обстановки для творчества.

     В силу своего опережающего интеллектуального  развития одаренные дети часто ищут изоляции от сверстников в своих  любимых занятиях. Им с раннего  возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить, делить с другими детьми победы и поражения: все это им пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

      1. Заключение

     Социальное воспитание определяют как область воспитания, акцентируя внимание на его социальное составляющее. Социальное воспитание направлено на реализацию гуманистических целей. Человеку присуща потребность в общении - взаимодействие с людьми, удовлетворяя эту потребность, человек проявляет и реализует свои человеческие возможности. Известный социолог первой половины 20 века П.А.Сорокин считал, что под влиянием этой потребности возникают социальные группы: человеку трудно жить в уединении, его тянет к другим.

     Необходимость общения повелительно толкает человека искать общества других людей, вступать с ними во взаимодействие и жить совместной общественной жизнью. Общение внутри группы, межгрупповое в коллективе, межколлективное есть один из самых важнейших каналов социальной детерминации индивидуального развития. Более глубокое проявление социальной природы общения заключается в том, что его характер зависит не только от психологии общающихся, их знаний и умений, но в первую очередь от социальных условий их жизни.

     В силу своей одаренности, которая  влечет за собой особое восприятие окружающего мира, уязвимость, сверхэмоциональность, «зазнайство», потребность в знаниях, неуемность во всем быть первым, всегда добиваться своей цели, быть лидером, ребенок не замечает или не может без помощи родителей и специалистов видеть и адекватно воспринимать достоинства окружающих их людей. Одаренные дети страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, что развивает в них негативное восприятие самих себя, подавление своей личности, неправильное самовосприятие. Известно, что конфликты, возникающие в процессе общения маленьких детей друг с другом, неизбежны. В отношении одаренных детей ситуация осложняется тем, что трудности, которые испытывают дети в установлении и поддержании хороших отношений со своими сверстниками, усиливаются из-за высокого умственного и речевого развития. Иными словами, способности одаренных детей являются своеобразным барьером, отделяющим их от «средних» сверстников.

     Таким детям необходимо особое воспитание, специальные индивидуальные программы, учитывающие  следующие факторы:

  1. потребности и интересы детей;
  2. планы родителей в отношении своих детей и степень их участия в обучении;
  3. личные качества, позицию и профессиональный уровень учителя;
  4. возрастной критерий.

     Одной из форм воспитания и обучения одаренных  детей могут быть ролевые игры. Наиболее ценными и привлекательными качествами ролевой игры являются гибкость, пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей самого разного умственного развития и физических возможностей. Играя роль другого и в то же время выражая свои собственные чувства, дети учатся сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают. Эти дети способны участвовать в групповых играх и действиях с более раннего возраста, чем это делают дети со средними способностями. В связи с этим в задачу учителя входит не только поощрение инициативы одаренных детей, но и обучение их навыкам сотрудничества и общения, без чего невозможно достигнуть положительных результатов в групповых занятиях. 

     Важно, чтобы и в семье и в школе  одаренных детей воспринимали, такими, какие они есть, но, не возвышая и не выделяя их из общей массы. В центре внимания должно быть овладение общепринятыми понятиями, овладение человеческими качествами, а не правилами грамматики.

     В первую очередь одаренных  детей необходимо научить:

  1. Анализировать мысли и чувства как свои собственные, так и других людей.
  2. Научить детей с пониманием относиться к индивидуальным особенностям  и различиям между людьми.
  3. Развить способности детей справляться с межличностными проблемами путем овладения умением выделять проблемы, формулировать альтернативные решения, предвидеть возможные последствия каждой из альтернатив. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
  4. Привить детям привычку внимательного и бережного отношения к другим людям.

     Соответствующие формы поведения взрослых и благоприятная  окружающая атмосфера создают условия  для формирования эмоциональной  сферы ребенка.

     Учитывая  то обстоятельство, что одаренные  дети склонны проявлять повышенное внимание к другим, следует специально поощрять эту способность.

     Одаренные дети, как все остальные, должны твердо знать границы допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищенности, снижают  напряженность и предотвращают  агрессивность.

     Родителям одаренных детей принадлежит главная роль в их эмоциональном развитии. Учителя и родители должны тесно сотрудничать друг с другом, с тем, чтобы в наибольшей степени способствовать развитию детей.  

      1. Список  литературы
  1. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией     Н.С.

   Лейтеса - М., 1996.

  1. Г.В.Бурменская, В.М.Слуцкий (пер. с англ.) «Одаренные дети» - М.: Прогресс, 1991.
  2. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. « Рабочая концепция   одаренности» под редакцией В.Д. Шадриков - М., 1998.
  3. Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» - М, 1961.
  4. Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных» - М., 1977.
  5. Василькова Ю.В. «Социальная педагогика: курс лекций: Учебное пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений» - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  6. Селиванов В.С. «Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания»: Учебное пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений» под редакцией Сластенина В.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Информация о работе Особенности социального воспитания одаренных детей