Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 21:28, курсовая работа
В работе с такими детьми воспитателю сложно признать, что ребенок умнее его. У большинства из них высокая самооценка и здесь следует преодолевать барьер «зазнайства». Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают различные прозвища.
Введение
Многогранность одаренности.
2.1. Опережающее развитие познания.
2.2. Психосоциальное развитие.
2.3. Физические характеристики.
Счастливые родители одаренных детей.
3.1. Открытие ребенка.
3.2. Взаимоотношения в семье.
Воспитание и обучение одаренных детей.
4.1. Одаренный ребенок и школа.
4.2. Социальный педагог и одаренный ребенок.
Заключение.
Список литературы.
Родители должны спросить себя: «Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?» Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности.
Однако не все родители гордятся своим ребенком, сопротивляются причислению своих детей к одаренным, они не хотят, чтобы ребенок выделялся. Объясняется это тем, что родители, как члены своего общества, подвержены системе отношений и ценностей общества в целом. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым.
Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком – таким, как все». Ребенок остался тем же, но родительское восприятие его изменилось, родители начинают нервничать, задаваться вопросом: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?» В таких случаях напряжение может вытеснить радость из семейных отношений. Существует также вероятность, что самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности.
Родителям необходимо воспитывать в ребенке здоровое самовосприятие и понимание того, что способности и интересы других людей могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные. Социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем простое понимание. Здоровому самовосприятию одаренного ребенка очень поможет чувство общности с окружающими его людьми, понимание положительных качеств человеческого общества. Почти во всем одаренный ребенок такой же, как и все другие дети, только уникален в чем-то немногом.
Задача, стоящая перед родителями, своевременно найти правильный подход, нужные слова и примеры для ребенка. Сами родители и окружающие ребенка люди выступают в качестве примера. Итак, родители играют главную роль в том открытии, которое делает одаренный ребенок. Помимо того, чего родителям следовало бы избегать, необходимо задуматься и о том, что им делать, когда ребенок начинает задаваться вопросами о своей исключительности.
При разговоре с ребенком родители обязательно должны принимать во внимание и ситуацию, вызвавшую то или иное поведение ребенка. Необходимо объяснить малышу, что каждый человек осваивает разные вещи по-своему, что он обладает счастливой способностью быстрее понимать, чем другие, и что любовь и доброта должны помочь ему быть терпеливым к другим. Следует познакомить его с другими детьми, которые столь же быстры, как и он. Удовольствие, которое ребенок получает от своих способностей, должно быть сбалансировано пониманием того, что его сверстники и товарищи обладают другими, столь же уникальными качествами.
Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая нарушает важную для растущего человека связь – связь между родителями и детьми.
3.2. Взаимоотношения в семье.
Соперничество между детьми, живущими в одной семье, присутствует практически всегда. Это характерно не только для семей, где растут одаренные дети. Трения между братьями и сестрами возникают по мере того, как каждый из членов семьи приходит к выводу о необходимости приспособить свои потребности к интересам и требованиям других. При резком различии характеров такое приспособление часто бывает трудным, и приходится прибегать к решению спорных вопросов по старшинству.
Иногда один из детей в семье более одарен интеллектуально или обладает большими художественными способностями, чем остальные. В этом случае родители должны быть тактичны в построении отношений в семье, не выделять одаренного ребенка, вызывая тем самым ревность у других детей. Следует рассматривать талант ребенка, как достояние всей семьи, а так же гордиться успехами остальных ее членов, в чем бы они не проявлялись.
Многие родители считают, что детям не надо говорить о том, как папа и мама любят и ценят каждого из них. Однако сами взрослые хотят слышать это, им почему-то необходимо об этом напоминать.
Дети не должны стесняться в проявлении своих чувств к брату или сестре. Это сблизит их. Для родителей важно делать упор на взаимном уважении, сопереживании и понимании, что важно для социоэмоционального развития каждого ребенка.
Как дать понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант? Надо научиться ценить такие хорошие свойства, как: щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора. Родители должны способствовать развитию таких качеств и раскрытию индивидуальности.
Близкой аналогией, которая поможет детям научиться понимать и ценить различия в людях, является сад. Садовые растения очень разнообразны: цветут в разное время, одни стелются по земле, другие стремятся вверх, но все вместе они составляют гармонию целого. Все цветы имеют различные названия, запахи, форму, цвет. Каждый цветок разнообразен по-своему. Этим можно показать ребенку то, что личные пристрастия и интересы, как и сами личности, весьма разнообразны.
4.1. Одаренный ребенок и школа.
Из доклада Всеволода Петровича Кащенко «Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников», 1910 год: «…Обратим внимание на отношение школы к своим питомцам. Самым существенным недостатком здесь можно отметить то, что наша школа не считается, да и не может считаться, с индивидуальной психологией каждого ребенка. Требования ее рассчитаны на силы и способности предполагаемого среднего ученика, ученика со средними способностями, естественно потому, что они не годятся по ту или другую сторону средней нормы. Потому, если еще можно сказать, что школа удовлетворяет своих средних учеников, то утверждать это совершенно невозможно, когда дело касается даровитых и слабых учеников.
Школа берет на себя огромную ответственность: она должна развить все способности до их возможного высшего уровня. при этом она считает возможным принять за идеал отношений к своим питомцам схематичные отношения к теоретическому среднему ученику; на этом схематическом отношении и построена вся учебная программа, весь учебный план.
Общее образование необходимо, и только на фоне этого общего образования могут получать дальнейшее полное развитие дарования в тех или иных областях. Мы только настаиваем на необходимости привести в гармонию эти дарования с общим развитием. На этом основании школа должна приноровиться к своим одаренным воспитанникам, для них должна быть создана специальная школа, которая принимала бы во внимание своеобразие их организации. Такая школа должна иметь особую программу, настолько гибкую и подвижную, чтобы модифицироваться в каждом отдельном случае. Современная общая школа – для учеников со средними способностями, но не для одаренных.
Как должная быть устроена специальная школа, кому это поручить, откуда взять учителей и учеников, как выделять их из общей массы школьников, с какого возраста, какую установить программу, учебный план? Важно осознать необходимость такой дифференцировки и создания специально организованных школ.
Итак, интересы даровитого ребенка требуют, чтобы его взяли из неблагоприятной для его развития общей школы и поместили в специально созданную для него школу. Надо помнить, что всякое великое дарование, получившее правильное и максимальное развитие, представляет большое социальное благо, поскольку оно служит дальнейшему культурному прогрессу».
Проблемы одаренных детей:
Общеобразовательные школы выполняют учебную, воспитательную и социальную роль. Необходимо на первый план выдвинуть социальные функции школы, такие как:
Это может быть индивидуальное образование с особо подготовленной программой для одаренных детей, которая учитывает опыт, специальную подготовку, мировоззрение и интересы учащихся, то есть программа должна быть гибкой и отвечать интересам учащихся.
4.2. Социальный педагог и одаренный ребенок.
Социальному педагогу следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться и самостоятельно принимать решения.
Социальному педагогу следует проанализировать свое отношение к этому ребенку и только тогда можно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним. Необходимо понять, что же в этом ребенке особенное, чем гордятся его родители. Не следует забывать о том, что талант ребенка ослепляет родителей.
Конфликты в семье возникают на почве давления на одаренного ребенка. Он не любит давления, притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, это выливается в проблему.
Социальный педагог помогает родителям развивать индивидуальность ребенка, направляет его к специалистам, организовывает консультации, осуществляет контакт между преподавателями и родителями.
Информация о работе Особенности социального воспитания одаренных детей