Особенности состояния представления о себе у дошкольников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание

В коррекционной педагогике одно из центральных мест занимает проблема совершенствования процесса воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.
В специальном дошкольном образовании центральной задачей является создание условий для всестороннего развития ребенка с нарушением интеллекта: эмоционального, социального и познавательного потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств (Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, №4).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы вопроса формирования представлений детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта об окружающем мире………………………………………………………………………………..5
1.1. Особенности психического развития у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………………4
1.2. Представление детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
о себе как субъекте познания окружающего мира……………………………8
1.3. Методические основы коррекционной работы по формированию первоначальных представлений о се6е…………14
Глава 2. Определения состояния и особенностей представлений о себе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………….21
2.1. Организация и методы экспериментальной работы……………………...21
2.2. Процедура проведения……………………………………………………...22
2.3. Анализ………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

                                                        План

 

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Теоретические основы вопроса формирования представлений детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта об окружающем мире………………………………………………………………………………..5

1.1. Особенности психического развития  у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………………4

1.2. Представление детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

 о себе как субъекте познания окружающего мира……………………………8

1.3. Методические основы коррекционной работы по формированию первоначальных представлений о се6е………………...………………………14

Глава 2. Определения состояния и особенностей представлений о себе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………….21

2.1. Организация и методы экспериментальной работы……………………...21

2.2. Процедура проведения……………………………………………………...22

2.3. Анализ………………………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………...28

Список использованной литературы………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение

Актуальность:

В коррекционной педагогике одно из центральных мест занимает проблема совершенствования процесса воспитания и обучения детей с  нарушением интеллекта.

В специальном дошкольном образовании  центральной задачей является создание условий для всестороннего развития ребенка с нарушением интеллекта: эмоционального, социального и познавательного потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств (Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, №4).

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства специалистов, начинается с формирования первоначальных представлений о себе: половозрастные представления, представления о своём имени, фамилии, представления о своей семье, представления о своём теле и т.д.

Исследователи  отмечают, что уже  в раннем возрасте дети проявляют  интерес к себе - своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес  к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.

На протяжении всего дошкольного  возраста представления ребенка  о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста.

В отличие от нормально  развивающихся  детей их умственно  отсталые сверстники с самого раннего  возраста испытывают трудности в  установлении адекватных форм взаимодействия с окружающими людьми. У этих детей первое проявление самосознания, выделение своего «Я», которое обычно находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу, возникает лишь после 4 лет.  Умственно отсталые дети испытывают  трудности в понимании и осмыслении своего каждодневного опыта, а также жизни и событий  окружающих их людей.  Все эти особенности отрицательно сказываются на формировании поведения и становлении личности ребенка с нарушением интеллекта. В отечественной олигофренопсихологии проблема развития представлений о себе у умственно отсталых детей изучалась в  отдельных аспектах и в основном затрагивала школьный возраст [Кожалиева, №10]. Однако вопросы изучения и формирования представлений о себе у умственно отсталых дошкольников не являлись предметом специального исследования.

Таким образом, значимость социального воспитания умственно  отсталых дошкольников, а также недостаточная  разработанность теоретических  и практических вопросов по формированию первоначальных представлений о себе у детей изучаемой категории дают основание считать данное исследование актуальным в области дошкольной коррекционной педагогики.

Цель исследования – определить состояние первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта.

Задачами  работы, решение которых необходимо для достижения цели, являются:

1) проанализировать психолго-педагогическую  и методическую литературу по  данной теме.

2) рассмотреть особенности  психического развития детей с нарушением интеллекта.

3) выявить особенности представления ребёнка с нарушенным интеллектом о себе как субъекте познания окружающего мира.

4) рассмотреть основные  приёмы коррекции представлений детей с нарушением интеллекта о себе.

Объект исследования - категория представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования:  особенности формирования представлений о себе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования. У детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в отличии от своих нормально развивающихся сверстников недостаточно точно сформированы представления о себе.

Структурно данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, вывода, списка использованной литературы.

Методы исследования:

Теоретические:

 - анализ методической и специальной литературы, обобщение прочитанного.

Практические:

- проведение методик  для выявления уровня сформированности  у умственно отсталых дошкольников  представлений о себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы вопроса формирования представлений детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта об окружающем мире.

1.1 Особенности психического развития у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Умственная отсталость -- это стойкое, необратимое нарушение  преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Большинство среди умственно  отсталых составляют лица, имеющие  медицинский диагноз олигофрения. У таких детей поражение центральной нервной системы произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни. У них не отмечается психических расстройств, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничении возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

Достаточно часто в  настоящее время можно встретить  детей, у которых умственная отсталость осложнена дополнительными психопатологическими синдромами: гипердинамическим, психопатоподобным, эпилептиформным, неврозоподобным.

Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как  по причинам и времени поражения  головного мозга, так и по степени  тяжести клинической картины  и психолого-педагогическим характеристикам. Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяют четыре формы умственной отсталости: легкую (IQ -- 40 -- 69), умеренную (IQ -- 35 -- 49), тяжелую (IQ -- 20 -- 34) и глубокую (IQ ниже 20) [Под ред. С.Ю. Циркина, №29].

Легкая степень умственной отсталости -- встречается значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости. Такие дети отстают от своих сверстников в приобретении двигательных навыков и т.д.. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения (в детском саду, затем в школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образовательных условиях. Такие условия создаются для них в специальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

Умеренная умственная отсталость является пограничной между лёгкой и тяжёлой. Тяжелая умственная отсталость -- выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие малыши позже начинают держать головку (к четырем -- шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Значительно позже начинают ходить (в три года и позже).

У них практически  отсутствуют гуление, лепет, не формируется  «комплекс оживления». Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные  слова, редко фразы. Нарушено произношение многих звуков. Существенно страдает моторика, поэтому эти дети с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания, чем дети с умеренной умственной отсталостью. Их познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. [Эльконин, №34]

Глубокая умственная отсталость -- выявляется в первые месяцы жизни ребенка. У таких детей  снижены пороги чувствительности, наблюдаются  тяжелые нарушения моторики, координации  движений, праксиса, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают лиц с идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые все-таки могут научиться частично обслуживать себя.

Лицам с глубокой степенью умственной отсталости даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и  ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных  слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окружающем мире.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о необходимости  коррекционной работы с умственно  отсталыми детьми по развитию их представлений об окружающем мире, так как это существенно улучшает их дальнейшую жизнь и возможно при использовании современных методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Представление детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта о себе как субъекте познания окружающего мира.

Первоначальные представления  о себе являются основой приобщения ребенка к социальному миру и  стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего. В дальнейшем это необходимо для стимулирования развития личности ребенка, его обучения в школе, успешной социализации. [Кожалиева, №10]

С точки зрения психологии и социальной психологии, личность есть носитель психических свойств, присущих дееспособному члену общества, который осознает свою роль в нем; личность есть индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которые определяют своеобразие данного человека, его мышление и поведение. [Сорокотягин, №27]

В философской, психологической  и социологической литературе понятие  «социализации» в его наиболее общем значении рассматривается как процесс социального становления человеческого индивида, формирования и развития его социальной сущности. При этом учитывается, что сущность человека изменяется и развивается вместе с обществом: изменяется социальная среда, и адаптируясь к ней, изменяется человек. Таким образом, социализация может рассматриваться как процесс вхождения и функционирования личности в системе социальных, то есть общественно значимых и подверженных социальному регулированию, общественных связей и отношений.

Социализация - это сложный  процесс общественного формирования и развития личности, который означает «весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий как биологические  предпосылки, так и непосредственно  само вхождение индивида в социальную среду и предполагающий: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д., активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира, изменение и качественное преобразование самого человека, его всесторонее и гармоническое развитие». [Парыгин Б.Д., №21]

В то же время социализация рассматривается как непрерывный процесс, называющий всю жизнь человека, зависящий не только от форм связей человека и социальной среды, но и от степени зрелости самого общества.

Социализация включает в себя, с одной стороны, целенаправленное воздействие социальных условий, различных  социальных институтов на человека с целью приобщения его к системе понятий, оценок, представлений, социальных норм и иных ценностей культуры, принятых в обществе, с другой - социальную деятельность самого человека в процессе социализации, становления личности.

На протяжении всего  дошкольного возраста представления ребенка о самом себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания -- знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста.

По словам Д.Б.Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, теснейшим образом связанной и скоординированной с внешней деятельностью. [Эльконин Д.Б., №35]

Информация о работе Особенности состояния представления о себе у дошкольников с нарушением интеллекта