Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:10, курсовая работа
В коррекционной педагогике одно из центральных мест занимает проблема совершенствования процесса воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.
В специальном дошкольном образовании центральной задачей является создание условий для всестороннего развития ребенка с нарушением интеллекта: эмоционального, социального и познавательного потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств (Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, №4).
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы вопроса формирования представлений детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта об окружающем мире………………………………………………………………………………..5
1.1. Особенности психического развития у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………………4
1.2. Представление детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
о себе как субъекте познания окружающего мира……………………………8
1.3. Методические основы коррекционной работы по формированию первоначальных представлений о се6е…………14
Глава 2. Определения состояния и особенностей представлений о себе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………….21
2.1. Организация и методы экспериментальной работы……………………...21
2.2. Процедура проведения……………………………………………………...22
2.3. Анализ………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………29
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы
вопроса формирования представлений детей
дошкольного возраста с нарушением интеллекта
об окружающем мире……………………………………………………………………
1.1. Особенности психического
1.2. Представление детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
о себе как субъекте познания окружающего мира……………………………8
1.3. Методические основы коррекционной работы по формированию первоначальных представлений о се6е………………...………………………14
Глава 2. Определения состояния и особенностей представлений о себе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………….21
2.1. Организация и методы экспериментальной работы……………………...21
2.2. Процедура проведения…………………………
2.3. Анализ………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………29
Актуальность:
В коррекционной педагогике одно из центральных мест занимает проблема совершенствования процесса воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.
В специальном дошкольном образовании центральной задачей является создание условий для всестороннего развития ребенка с нарушением интеллекта: эмоционального, социального и познавательного потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств (Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, №4).
Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства специалистов, начинается с формирования первоначальных представлений о себе: половозрастные представления, представления о своём имени, фамилии, представления о своей семье, представления о своём теле и т.д.
Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе - своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.
На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста.
В отличие от нормально развивающихся детей их умственно отсталые сверстники с самого раннего возраста испытывают трудности в установлении адекватных форм взаимодействия с окружающими людьми. У этих детей первое проявление самосознания, выделение своего «Я», которое обычно находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу, возникает лишь после 4 лет. Умственно отсталые дети испытывают трудности в понимании и осмыслении своего каждодневного опыта, а также жизни и событий окружающих их людей. Все эти особенности отрицательно сказываются на формировании поведения и становлении личности ребенка с нарушением интеллекта. В отечественной олигофренопсихологии проблема развития представлений о себе у умственно отсталых детей изучалась в отдельных аспектах и в основном затрагивала школьный возраст [Кожалиева, №10]. Однако вопросы изучения и формирования представлений о себе у умственно отсталых дошкольников не являлись предметом специального исследования.
Таким образом, значимость социального воспитания умственно отсталых дошкольников, а также недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов по формированию первоначальных представлений о себе у детей изучаемой категории дают основание считать данное исследование актуальным в области дошкольной коррекционной педагогики.
Цель исследования – определить состояние первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта.
Задачами работы, решение которых необходимо для достижения цели, являются:
1) проанализировать психолго-
2) рассмотреть особенности психического развития детей с нарушением интеллекта.
3) выявить особенности представления ребёнка с нарушенным интеллектом о себе как субъекте познания окружающего мира.
4) рассмотреть основные приёмы коррекции представлений детей с нарушением интеллекта о себе.
Объект исследования - категория представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности формирования представлений о себе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования. У детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в отличии от своих нормально развивающихся сверстников недостаточно точно сформированы представления о себе.
Структурно данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, вывода, списка использованной литературы.
Методы исследования:
Теоретические:
- анализ методической и специальной литературы, обобщение прочитанного.
Практические:
- проведение методик
для выявления уровня
Глава 1. Теоретические основы вопроса формирования представлений детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта об окружающем мире.
1.1 Особенности психического развития у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Умственная отсталость -- это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.
Большинство среди умственно
отсталых составляют лица, имеющие
медицинский диагноз
Достаточно часто в
настоящее время можно
Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам и времени поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам. Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяют четыре формы умственной отсталости: легкую (IQ -- 40 -- 69), умеренную (IQ -- 35 -- 49), тяжелую (IQ -- 20 -- 34) и глубокую (IQ ниже 20) [Под ред. С.Ю. Циркина, №29].
Легкая степень умственной отсталости -- встречается значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости. Такие дети отстают от своих сверстников в приобретении двигательных навыков и т.д.. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения (в детском саду, затем в школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образовательных условиях. Такие условия создаются для них в специальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
Умеренная умственная отсталость является пограничной между лёгкой и тяжёлой. Тяжелая умственная отсталость -- выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие малыши позже начинают держать головку (к четырем -- шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Значительно позже начинают ходить (в три года и позже).
У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления». Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Нарушено произношение многих звуков. Существенно страдает моторика, поэтому эти дети с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания, чем дети с умеренной умственной отсталостью. Их познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. [Эльконин, №34]
Глубокая умственная отсталость -- выявляется в первые месяцы жизни ребенка. У таких детей снижены пороги чувствительности, наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, праксиса, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают лиц с идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые все-таки могут научиться частично обслуживать себя.
Лицам с глубокой степенью умственной отсталости даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окружающем мире.
Исходя из сказанного,
можно сделать вывод о
1.2. Представление детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта о себе как субъекте познания окружающего мира.
Первоначальные представления о себе являются основой приобщения ребенка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего. В дальнейшем это необходимо для стимулирования развития личности ребенка, его обучения в школе, успешной социализации. [Кожалиева, №10]
С точки зрения психологии и социальной психологии, личность есть носитель психических свойств, присущих дееспособному члену общества, который осознает свою роль в нем; личность есть индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которые определяют своеобразие данного человека, его мышление и поведение. [Сорокотягин, №27]
В философской, психологической и социологической литературе понятие «социализации» в его наиболее общем значении рассматривается как процесс социального становления человеческого индивида, формирования и развития его социальной сущности. При этом учитывается, что сущность человека изменяется и развивается вместе с обществом: изменяется социальная среда, и адаптируясь к ней, изменяется человек. Таким образом, социализация может рассматриваться как процесс вхождения и функционирования личности в системе социальных, то есть общественно значимых и подверженных социальному регулированию, общественных связей и отношений.
Социализация - это сложный
процесс общественного
В то же время социализация рассматривается как непрерывный процесс, называющий всю жизнь человека, зависящий не только от форм связей человека и социальной среды, но и от степени зрелости самого общества.
Социализация включает в себя, с одной стороны, целенаправленное воздействие социальных условий, различных социальных институтов на человека с целью приобщения его к системе понятий, оценок, представлений, социальных норм и иных ценностей культуры, принятых в обществе, с другой - социальную деятельность самого человека в процессе социализации, становления личности.
На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о самом себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания -- знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста.
По словам Д.Б.Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, теснейшим образом связанной и скоординированной с внешней деятельностью. [Эльконин Д.Б., №35]