Особенности состояния представления о себе у дошкольников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание

В коррекционной педагогике одно из центральных мест занимает проблема совершенствования процесса воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.
В специальном дошкольном образовании центральной задачей является создание условий для всестороннего развития ребенка с нарушением интеллекта: эмоционального, социального и познавательного потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств (Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, №4).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы вопроса формирования представлений детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта об окружающем мире………………………………………………………………………………..5
1.1. Особенности психического развития у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………………4
1.2. Представление детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
о себе как субъекте познания окружающего мира……………………………8
1.3. Методические основы коррекционной работы по формированию первоначальных представлений о се6е…………14
Глава 2. Определения состояния и особенностей представлений о себе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………….21
2.1. Организация и методы экспериментальной работы……………………...21
2.2. Процедура проведения……………………………………………………...22
2.3. Анализ………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

  Осознанное зрительное восприятие своей внешности у детей формируется при сопоставлении своего отражения в зеркале с изображением на фотографии. Ребенку сначала предлагается отыскать свою фотографию среди других, затем учитель-дефектолог подтверждает правильность выбора фотографии, описывает внешность ребенка перед зеркалом: «Да, верно, это ты, Даша. Посмотри на себя в зеркало, у тебя длинные волосы. И на фотографии длинные. Одинаково» и т. д.    

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Заключение

Представление есть психический процесс воспроизведения в сознании ранее пережитых восприятий, которые, в свою очередь, есть психический процесс отражения предметов и явлений действительности в их целостности. Адекватные представления об окружающем мире способствуют эффективной социализации детей с задержкой интеллектуального развития.

Представления о себе у умственно отсталого ребёнка являются основой приобщения ребенка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего. У детей с нарушениями интеллекта первое проявление самосознания, отделение своего «Я», которое обычно находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу, возникает лишь после 4-х лет. У детей умственно отсталых, приходящих в детское учреждение, поступки бывают обычно импульсивными, необдуманными или же диктуются непосредственным желанием получить для себя тот или иной предмет, игрушку, не считаясь с другими детьми. Поэтому задача воспитания правильного (нравственного) поведения состоит в привитии умения думать о другом, читаясь с ним, сочувствовать ему. Следовательно, необходимо не только развить представления ребенка о собственном Я, но и о Я другого человека, пробудить понимание других и соответствующее эмпатийное поведение.

Одним из важнейших направлений  коррекционно-развивающей работы психолога  является формирование представлений о себе. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития общеизвестны. Улучшение качества таких представлений -- одна из предпосылок успешной социализации. При этом необходимо обратить особое внимание на учет закономерности становления познавательной деятельности (ПД) детей с нарушениями интеллектуального развития. Возможны несколько путей их совершенствования. Первый -- расширять знания о себе, преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции. Второй -- использовать при формировании представлений новые современные информационные технологии. Представления о себе улучшаются постепенно, по мере совершенствования ПД.

Усвоенные знания еще  не могут служить основой для  интеллектуального развития ребенка  и лечь в основу более высокой организации его деятельности. Между тем такая задача, безусловно, должна быть поставлена перед дошкольной олигофренопедагогикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Определения  состояния и особенностей представлений  о себе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

2.1.Организация и методы экспериментальной работы.

Исследование было проведено  в сравнительном плане. В нём  участвовали дети дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида № 288(40 детей). Возраст испытуемых – от 4 до 8 лет.

В экспериментальной  работе использовались методы:

  • беседа: с привлечением дидактического материала(картинок, фотографий, зеркала, куклы),
  • графические задания «Автопортрет» и «Портрет друга»;
  • наблюдение за детьми в специально организованной деятельности и свободном общении.

Выявлялись следующие  представления о себе:

  • умение называть имя и фамилию, возраст, пол;
  • сформированность зрительного образа «я» - узнавание себя в зеркале, на фотографиях, знание частей тела и лица, их функции, умение отобразить себя в рисунке;
  • наличие интересов, предпочтений;
  • выделение собственных умений; наличие эмоционального опыта;
  • представления о своей семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Процедура  проведения.

Беседа: с привлечением дидактического материала(картинок, фотографий, зеркала, куклы):

- Как тебя зовут?

- Ты мальчик или  девочка?

- Когда у тебя день  рождение?

- Как зовут твою  маму?

- Как зовут твоего  папу?

- Кем ты им приходишься?

- У тебя есть брат?

- Как его зовут?

- У тебя есть сестра?

- Как её зовут?

- Что тебе нравится?

- Во что ты любишь  играть?

- Какие мультфильмы  смотришь?

Затем ребёнку предлагалось узнать себя на индивидуальной фотографии, выбрать свою фотографию из 2—3 снимков других детей, затем показать на фотографии своих родителей, брата, сестру.

Ребёнку предлагалось сравнить себя и куклу.

Беседа о  своём теле:

 «Чем берут, держат кубик, ложку?»,

«Чем ты слушаешь?»

«Чем ты ходишь?»

«Чем ты смотришь?» 

Методика «Автопортрет» или «Портрет друга».

Цель  методики: выявление представления ребёнка о себе и своём теле.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10x15 см.

Инструкция: «Нарисуй свой портрет».

Наблюдение  за детьми в специально организованной деятельности и свободном общении:

Отмечалось:

  • умение выразить свои потребности, желания («я хочу», «я не хочу»)
  • умение определять свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены(«я умею одеваться», «я умею строить башню»)
  • умение выделять и устанавливать со сверстником – партнером по игре эмоционально-деловой контакт
  • умение определять свои отдельные эмоциональные состояния («я смеюсь», «я боюсь», «мне грустно»),
  • замечать ярко выраженные эмоциональные состояния другого человека, проявлять сочувствие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ.

Уровни  сформированности первоначальных представлений о  себе

у нормально развивающихся (н/р) и умственно отсталых (у/о) дошкольников  (данные в %).

При анализе данных констатирующего  эксперимента были выделены основные показатели сформированности первоначальных представлений о себе у дошкольников: интерес к взрослому; знание своего  имени, фамилии, употребление личных местоимений; умение называть пол, возраст; наличие зрительного образа «я» - умение узнавать себя в зеркале, на фотографиях, называть основные части тела и лица, простейшие их функции, отобразить себя в рисунке; умение выразить свои потребности, желания («я хочу», «я не хочу»); умение определять свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («я умею одеваться», «я умею строить башню» и т.д.); наличие интереса к определенным видам игр, занятий, игрушек; умение выделять и устанавливать со сверстником – партнером по игре эмоционально-деловой контакт; умение определять свои отдельные эмоциональные состояния («я смеюсь», «я боюсь», «мне грустно»), замечать ярко выраженные эмоциональные состояния другого человека, проявлять сочувствие; знание членов своей семьи, своей социальной позиции в ней (дочь, сын, брат, сестра), умение проявлять привязанность, любовь, заботу к своим близким.

      Анализ результатов  исследования показал различные  уровни сформированности первоначальных представлений о себе у дошкольников: высокий, средний, низкий, очень низкий, отсутствие представлений о себе.

 

 

Уровни

           Группы  и категория испытуемых

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготов. группа

н/р

у/о

н/р

у/о

н/р

у/о

н/р

у/о

Высокий

-

-

87,5

-

100

-

100

-

Средний

79,2

-

12,5

-

-

-

-

-

Низкий

20,8

-

-

70,8

-

79,2

-

83,3

Очень низкий

-

62,5

-

29,2

-

20,8

-

16,7

Отсутствие представлений о  себе

-

37,5

-

-

-

-

-

-


Высокий уровень отмечался у детей, которые имели обобщенные представления о себе. Дошкольники проявляли устойчивый интерес к взрослому, охотно рассказывали о себе и других людях. Дети самостоятельно называли свое имя, фамилию, возраст, пол. У них был сформирован зрительный образ «я»: дети узнавали себя на разных фотографиях, называли части тела и лица, в том числе и внутренние органы человека, определяли их функции. Изображение себя в рисунке соответствовало высокому уровню операционно-технического исполнения (дифференцированная схема). Дети отображали характерные черты своей внешности, рисовали себя в окружении родителей, друзей, с любимыми игрушками. Дошкольники выражали свои потребности и желания адекватными способами. Определяли свои умения, достижения. У детей есть любимые занятия, игры, игрушки, друзья. Дошкольники рассказывали о своих переживаниях, настроении, чувствах. Устанавливали причину, вызвавшее то или иное внутреннее состояние. Дети внимательны к эмоциональному состоянию других людей, проявляли сочувствие, заботу. Дошкольники самостоятельно называли состав своей семьи, определяли свою позицию в ней (дочь, сын, брат, сестра, внук, племянник).

Средний уровень был характерен для детей, которые имели достаточно полные представления о себе. Однако им требовалась помощь со стороны экспериментатора, чтобы актуализировать свои знания и представления. Эти дети проявляли устойчивый интерес к взрослому, всегда говорили о себе в первом лице: «я». Дети называли свое имя, фамилию, возраст, пол. У них сформирован зрительный образ «я» - дети узнавали себя на фотографиях; показывали и называли основные части тела и лица, их функции. Дошкольники изображали себя в виде «головонога», либо в виде недифференцированной схемы. Однако дети не отображали в рисунке свои внешние черты. Дошкольники выражали в речи свои потребности, желания, отдельные умения и действия. У них есть любимые занятия, игры, игрушки, друзья. Дети определяли отдельные свои эмоциональные состояния, замечали выраженные эмоциональные состояния другого человека, проявляли сочувствие, помощь. Дошкольники знали состав своей семьи, свою социальную позицию в ней (дочь, сын, брат, сестра), по отношению к близким людям проявляли привязанность, любовь, заботу.

Низкий уровень отмечался у детей, которые имели неполные представления о себе. При выполнении заданий этим детям постоянно требовалась помощь экспериментатора, однако, в большинстве случаев, это не приводило к положительному результату. Дошкольники проявляли заинтересованность к взрослому, говорили о себе в первом лице – «я». Они не дифференцировали имя и фамилию, неправильно называли свой возраст, сомневались в определении своей половой принадлежности. У этих детей не сформирован зрительный образ «я»: они испытывали трудности в узнавании себя на фотографиях; самостоятельно не называли основные части тела и лица, неверно определяли их функции. В рисунке дети изображали себя либо в виде «головонога», либо в виде недифференцированной схемы. Дошкольники не стремились в рисунке отобразить свои внешние черты, подчеркнуть отличия от другого человека. Они определяли свои потребности, желания, но не всегда выражали их адекватными способами. Дети не называли свои умения, достижения. У них нет интереса к определенным занятиям, играм, игрушкам, сверстникам. Дошкольники испытывали трудности в определении собственного эмоционального состояния. Они не различали эмоциональные состояния другого человека. Эти дети самостоятельно не называли состав своей семьи, затруднялись определить свою позицию в ней (дочь, сын). Не всегда проявляли любовь, заботу к близким людям.

Очень низкий уровень отмечался у детей, которые имели отдельные представления о себе. Эти дети проявляли неустойчивый интерес к взрослому. Они называли только свое имя. Дошкольники не всегда говорили о себе в первом лице – «я». Дети не выделяли себя по половому признаку, не определяли свой возраст. У этих детей не сформирован зрительный образ «я»: они не узнавали себя на фотографиях; не проявляли особого интереса к зеркалу - не подходили к нему, не рассматривали свое отображение; показывали и называли лишь отдельные части тела и лица. Для многих детей характерны рисунки с фрагментарными изображениями (например, только глазки, ручки). Некоторые изобразили себя в виде «головонога». Не все воспитанники узнавали себя в рисунках. Дети не выделяли свои потребности, желания, умения, не выражали их в речи. Для них характерен сниженный интерес к игрушкам, занятиям, играм. Иногда дети проявляли интерес к сверстнику и его действиям, но не устанавливали с ним эмоциональный контакт. Эти дети не выделяли собственное эмоциональное состояние, не обращали внимания на проявление эмоций у другого человека. Из всех членов своей семьи называли в основном маму, не выделяли свою позицию в семье (дочь, сын). Дети не проявляли привязанность, заботу к близким людям.

Отсутствие представлений о себе было характерно для тех детей, которые не реагировали на свое имя, не называли его. Дошкольники не говорили о себе в первом лице: «я». Эти дети не называли свой возраст, не выделяли себя по половому признаку. У них не сформирован зрительный образ «я» - дети не узнавали себя в зеркале, показали и назвали лишь отдельные части своего тела; не изображали себя в рисунке. Дошкольники не выделяли свои потребности, желания, умения. У них отсутствовал интерес к игрушкам, занятиям. Дети не выделяли сверстника, не устанавливали с ним эмоциональный контакт. Дошкольники не выделяли собственное эмоциональное состояние, не обращали внимания на проявление эмоций у другого человека. Из членов своей семьи лишь некоторые из них назвали маму. Свою позицию в семье (дочь, сын) дети  не выделяли. По отношению к своим близким воспитанники были индифферентны.

 

 

 

                                      Заключение

В большинстве случаев  у дошкольников с нарушением интеллекта отмечались низкий и очень низкий уровни сформированности первоначальных представлений о себе. Мы выделили группу детей, у которых по результатам констатирующего эксперимента отсутствовали даже самые ранние представления о себе (способность узнавать себя в зеркале, откликаться на собственное имя). Эту группу составили умственно отсталые дети пятого года жизни, впервые поступившие в детский сад.

Информация о работе Особенности состояния представления о себе у дошкольников с нарушением интеллекта