Особенности состояния представления о себе у дошкольников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание

В коррекционной педагогике одно из центральных мест занимает проблема совершенствования процесса воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.
В специальном дошкольном образовании центральной задачей является создание условий для всестороннего развития ребенка с нарушением интеллекта: эмоционального, социального и познавательного потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств (Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, №4).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы вопроса формирования представлений детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта об окружающем мире………………………………………………………………………………..5
1.1. Особенности психического развития у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………………4
1.2. Представление детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
о себе как субъекте познания окружающего мира……………………………8
1.3. Методические основы коррекционной работы по формированию первоначальных представлений о се6е…………14
Глава 2. Определения состояния и особенностей представлений о себе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………….21
2.1. Организация и методы экспериментальной работы……………………...21
2.2. Процедура проведения……………………………………………………...22
2.3. Анализ………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

Результаты констатирующего  эксперимента показали, что выделенные уровни сформированности представлений  о себе у дошкольников характеризуют  этапы становления образа «я» в онтогенезе. У нормально развивающихся детей этапы развития представлений о  себе зависят от возраста. Что же касается  умственно отсталых детей, то у них независимо от года обучения представления о себе остаются на низком уровне. У умственно отсталых дошкольников первоначальные представления о себе находятся в стадии становления, тогда как у нормально развивающихся детей первоначальные представления о себе практически сформированы уже к четырем годам. У детей с нарушением интеллекта даже на восьмом году жизни представления о себе не достигают уровня сформированности этих представлений у нормально развивающихся детей младшего дошкольного возраста.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Список использованной литературы

 

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.

2. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.5. М., 1989.

3. Домашкевич С.А. Функционально-уровневый  подход к психодиагностике и  коррекции познавательной деятельности  в норме и при отклонениях в развитии //Дефектология. 2005. № 4.

4. Екжанова Е.А., Стребелева  Е.А. Системный подход к разработке  проблемы коррекционно-развивающего  обучения детей с нарушениями  интеллекта //Дефектология. 1999. № 6.

5. Ералиева С.Г. Особенности  временных представлений у детей с нарушениями умственного развития старшего дошкольного возраста //Дефектология. 1983. № 2.

6. Ералиева С.Г. Особенности  временных представлений и ориентации  во времени у умственно отсталых  детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. 1989. № 1.

7. Запорожец А.В. Избранные  психологические труды. В 2-х  томах. М., 1986. Т.1.

8. Катаева А.А., Стребелева  Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Владос, 1998.

9. Катаева А.А., Стребелева  Е.А. Дидактические игры и упражнения  в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1991.

10. Кожалиева Ч.Б. Особенности  содержания образа Я у младших  умственно отсталых учащихся  школьного возраста //Дефектология. 1995. № 1.

11. Козлова С.А., Катаева  Л.И. Коррекционно-развивающие занятия  с дошкольниками. М.: Линка-Пресс, 2000.

12. Косымова А.Н. Коррекция  представлений об окружающем  мире у детей с нарушениями  интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.

13. Краевский В.В. Воспитание  или образование? //Педагогика. 2001. №  3.

14. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родители» //Педагогика. 2004. № 9.

15. Кузьмина-Сыромятникова  Н.Ф. О работе по развитию  временных представлений умственно  отсталого ребенка /Учебно-воспитательная  работа вспомогательной школы.  М., 1999. № 2 (5).

16. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. 2006. № 2.

17. Лебединский В.В.  Нарушение психического развития  у детей. М., 1985.

18. Мозговой В.М., Яковлева  И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.

19. Морозова Н.Г. Особенности  поведения и развития нравственных  отношений умственно отсталых  дошкольников // Дефектология. 1999. № 2.

20. Оценка физического  и нервно-психического развития  детей раннего и дошкольного  возраста /Сост. Н.А.Ноткина, Л.И.Кузьмина, Н.Н. Бойнович. СПб., 1999.

21. Парыгин Б.Д. Основы  социально-психологической теории. М., 1971.

22. Петрова В.Г. Практическая  и умственная деятельность детей-олигофренов.  М.: Просвещение, 1968.

23. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника //Дошкольное воспитание. 2004. № 1.

24. Рихтерман Т.Д. Формирование  представлений о времени у  детей дошкольного возраста. М., 1999.

25. Руководство по работе  с детьми с умственной отсталостью /Под ред. М. Пишчек. СПб.: Речь, 2006.

26. Сергеев И., Кирсанова  Н., Кирсанова И. Развитие социальной  сферы: приоритеты регулирования  //Экономист. 2007. № 1.

27. Сорокотягин И.Н.  Общая психология. Екатеринбург, 1993.

28. Специальная дошкольная педагогика и психология. /Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Владос, 2001.

29. Справочник по психологии  и психиатрии детского и подросткового  возраста /Под ред. С.Ю. Циркина.  СПб., 1999.

30. Финкельштейн И.И.  Представления и понятия о  времени у детей-олигофренов /Известия АПН РСФСР, 1961. вып. 114.

31. Чуприкова Н.И. Психология  умственного развития: принципы  дифференциации. М., 1997.

32. Шамко Л.Ю. Формирование  представлений о социальных явлениях  у умственно отсталых дошкольников //Дефектология. 1999. № 4.

33. Шевченко С.Г. Особенности  запаса знаний и представлений  у младших школьников с трудностями  в обучении //Воспитание и обучение  детей с нарушениями развития. 2005. № 2.

34. Эльконин Д.Б. Некоторые  вопросы диагностики психического  развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М.,2000.

35. Эльконин Д.Б. Избранные  психологические труды. М., 2000.

                                                                  


Информация о работе Особенности состояния представления о себе у дошкольников с нарушением интеллекта