Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:10, курсовая работа
В коррекционной педагогике одно из центральных мест занимает проблема совершенствования процесса воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.
В специальном дошкольном образовании центральной задачей является создание условий для всестороннего развития ребенка с нарушением интеллекта: эмоционального, социального и познавательного потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств (Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, №4).
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы вопроса формирования представлений детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта об окружающем мире………………………………………………………………………………..5
1.1. Особенности психического развития у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………………4
1.2. Представление детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
о себе как субъекте познания окружающего мира……………………………8
1.3. Методические основы коррекционной работы по формированию первоначальных представлений о се6е…………14
Глава 2. Определения состояния и особенностей представлений о себе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………….21
2.1. Организация и методы экспериментальной работы……………………...21
2.2. Процедура проведения……………………………………………………...22
2.3. Анализ………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………29
Результаты констатирующего эксперимента показали, что выделенные уровни сформированности представлений о себе у дошкольников характеризуют этапы становления образа «я» в онтогенезе. У нормально развивающихся детей этапы развития представлений о себе зависят от возраста. Что же касается умственно отсталых детей, то у них независимо от года обучения представления о себе остаются на низком уровне. У умственно отсталых дошкольников первоначальные представления о себе находятся в стадии становления, тогда как у нормально развивающихся детей первоначальные представления о себе практически сформированы уже к четырем годам. У детей с нарушением интеллекта даже на восьмом году жизни представления о себе не достигают уровня сформированности этих представлений у нормально развивающихся детей младшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
2. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.5. М., 1989.
3. Домашкевич С.А. Функционально-
4. Екжанова Е.А., Стребелева
Е.А. Системный подход к
5. Ералиева С.Г. Особенности временных представлений у детей с нарушениями умственного развития старшего дошкольного возраста //Дефектология. 1983. № 2.
6. Ералиева С.Г. Особенности
временных представлений и
7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М., 1986. Т.1.
8. Катаева А.А., Стребелева
Е.А. Дошкольная
9. Катаева А.А., Стребелева
Е.А. Дидактические игры и
10. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образа Я у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста //Дефектология. 1995. № 1.
11. Козлова С.А., Катаева
Л.И. Коррекционно-развивающие
12. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.
13. Краевский В.В. Воспитание или образование? //Педагогика. 2001. № 3.
14. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родители» //Педагогика. 2004. № 9.
15. Кузьмина-Сыромятникова
Н.Ф. О работе по развитию
временных представлений
16. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. 2006. № 2.
17. Лебединский В.В.
Нарушение психического
18. Мозговой В.М., Яковлева
И.М., Еремина А.А. Основы олигофрено
19. Морозова Н.Г. Особенности
поведения и развития
20. Оценка физического
и нервно-психического
21. Парыгин Б.Д. Основы
социально-психологической
22. Петрова В.Г. Практическая
и умственная деятельность
23. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника //Дошкольное воспитание. 2004. № 1.
24. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1999.
25. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью /Под ред. М. Пишчек. СПб.: Речь, 2006.
26. Сергеев И., Кирсанова
Н., Кирсанова И. Развитие
27. Сорокотягин И.Н. Общая психология. Екатеринбург, 1993.
28. Специальная дошкольная педагогика и психология. /Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Владос, 2001.
29. Справочник по психологии
и психиатрии детского и
30. Финкельштейн И.И. Представления и понятия о времени у детей-олигофренов /Известия АПН РСФСР, 1961. вып. 114.
31. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принципы дифференциации. М., 1997.
32. Шамко Л.Ю. Формирование
представлений о социальных
33. Шевченко С.Г. Особенности
запаса знаний и представлений
у младших школьников с
34. Эльконин Д.Б. Некоторые
вопросы диагностики
35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2000.