Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 09:05, отчет по практике
Место прохождения педагогической практики: учреждения профессионального педагогического образования г. Ачинска – КГОУ СПО «Ачинский педагогический колледж» и Филиал ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Ачинске.
Введение 4
1. Ход прохождения практики 7
1.1 Теоретическая часть практики 7
1.2 Практическая часть практики 12
Заключение 18
Приложение А: «План учебного процесса» 20
Приложение Б: «Тематический план рабочей программы для специальности
050401-история» 21
Приложение В: «Выписка из ГОС ВПО информатика и история» 24
Приложение Д: « Конспект урока» 26
Приложение Е: «История развития педагогической психологии» 37
В) Структура СПО, документы о СПО. В разделе определены два уровня СПО: базовый и повышенный, а также сказано, что форм: документа о СПО устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим политику в области СПО.
Г) «Общие требования к основным профессиональным образовательным программам СПО и условиям их реализации» сказано, что эти программы должны включать: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; математические и общие естественнонаучные дисциплины; общепрофессиональные дисциплины (для данной группы специальностей); специальные дисциплины; производственную (профессиональную) практику, а также региональный компонент, который не приводит к снижению уровня требований настоящего стандарта, обязательные дисциплины по выбору обучающихся и факультативные дисциплины.
Д) В разделе определены максимальные объемы учебной нагрузки обучающегося по разным формам обучения, объем каникулярного времени.
Указанный стандарт разрабатывается отдельно по каждой специальности и содержит: - общую характеристику специальности, где указано, когда и кем утверждена специальность, формы подготовки по этой специальности, квалификация специалиста, характеристика сфер профессиональной деятельности выпускника (место, объекты и виды профессиональной деятельности); - требования к уровню подготовки, которые включают общие требования к образованности, требования к уровню подготовки по дисциплинам и производственной (профессиональной) практике; - обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности, где перечислены дисциплины и их основные разделы соответственно присвоенным индексам, количество часов учебной нагрузки и обязательных учебных занятий, показаны временные рамки для дисциплин по выбору студентов, факультативных дисциплин, производственной (профессиональной) практики, итоговой государственной аттестации (предложены варианты проведения), консультаций и указан резерв времени учебного заведения.
В колледже готовят: учителей начальных классов, информатики, английского языка, русского языка. Студенты учатся в две смены, две формы обучения: очная, заочная. Учебная дисциплина «Психология» изучается на всех педагогических специальностях, включена в ГОС СПО в III блок - «Общепрофессиональные дисциплины» и является учебной дисциплиной федерального компонента, т.е. не может быть сокращена в часах или заменена другой учебной дисциплиной. Для педагогических специальностей уровня среднего профессионального образования государственный образовательный стандарт отличается от стандарта подготовки специалиста – психолога и включает следующие дидактические единицы по психологии: «Общие основы психологии», «Возрастная и педагогическая психология», «Психология общения (практикум)», «Психология учебно-познавательной деятельности и проблемы развивающего обучения». Особенностью организации учебной работы в колледже является распределение учебной нагрузки между преподавателями психологии по специальностям, на которых проводится профессиональная подготовка. Так, каждый преподаватель ведет все разделы психологии на определенной специальности, например, один преподаватель на специальности 050709 «начальное образование», другой на специальности - 050719 «коррекционная педагогика в начальном образовании» и т.д. Таким образом, каждый преподаватель ведет подготовку на специальности в течение всего периода обучения, с первого курса до третьего и отвечает за реализацию стандарта по учебной дисциплине.
Количество часов отводимых в стандарте на изучение дисциплины совпадает с количеством часов в рабочем учебном плане (РУП). Этот документ утверждается директором образовательного учреждения и определяет учебную нагрузку по семестрам, а также формы промежуточной аттестации студентов. Преподаватель должен распределить изучение всех дидактических единиц в соответствии с нагрузкой, определенной учебным планом. Так, если в семестре 16 недель, а нагрузка студентов по предмету - 2 аудиторных часа в неделю, то в рабочей программе планируется 32 часа аудиторной нагрузки на семестр. Кроме того, преподаватель должен готовить материалы к зачету или экзамену в соответствии с той формой аттестации, которая предусмотрена в учебном плане. (Приложение А)
Рабочая программа по дисциплине разрабатывается преподавателем и утверждается на заседании кафедры педагогики и психологии, а также заместителем директора по учебной работе. Количество часов в программе соответствует РУП, содержание – ГОС. Рабочая программа включает: титульный лист, пояснительную записку, тематический план, содержание занятий, список литературы. На каждую рабочую программу составляется внутренняя и внешняя рецензии. На основе рабочей программы преподаватель разрабатывает КТП – календарно-тематический план занятий, который утверждается кафедрой и заместителем директора по учебной работе в начале учебного года. В КТП преподаватель указывает: наименование темы урока, количество часов, вид занятия, наглядные пособия, задания для самостоятельной работы студентов. (Приложение Б) Для контроля качества знаний студентов преподаватель разрабатывает контрольно-измерительные материалы (КИМы): тестовые задания, контрольные работы, задания к зачету и пр. для организации текущего и промежуточного контроля. Особенностью КИМов по психологии в АПК является возможность их разработке и реализации в программе АСТ. Компьютерное тестирование используется не только для текущего контроля, но и для промежуточного и даже итогового – как один из этапов итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050719.
Документы, разрабатываемые преподавателем, должны соответствовать нормативным требованиям, и направлены на реализацию ГОС и выполнение соответствия гарантии качества выпускников по дисциплине «Психология».
Анализ нормативной документации и разработка материалов, необходимых для организации учебной деятельности является важным направлением в работе преподавателя психологии, показателем уровня его квалификации. Если преподаватель не изучил нормативную документацию, не разработал необходимые документы, не представил их к утверждению, он может быть отстранен от работы, лишен учебной нагрузки.
Организация и проведение учебных занятий
по психологии проводится в соответствии
с расписанием. В АПК студенты обучаются
в две смены. На специальности 050719 студенты
первого курса – учатся во вторую смену,
а студенты 2 и 3 курсов – в первую, что
создает дополнительные трудности для
преподавателя, поскольку ему часто проводить
занятия и в первую и во вторую смену. Чтобы
избежать перегрузок, преподавателю
необходимо четко регламентировать свою
деятельность, своевременно планировать
и распределять учебную нагрузку. В этих
условиях положительным моментом для
преподавателей и студентов является
стабильное расписание, которое составляется
на весь семестр.
1.2 Практическая часть
практики
Наблюдения за проведением учебных занятий по психологии позволило определить уровень подготовки студентов, проанализировать особенности постановки целей уроков, выявить специфику типов урока, рассмотреть разные методы и формы организации работы студентов, проверки знаний.
Структура урока, то есть совокупность его элементов, способствующая достижению цели, и формы организации учебной работы, во время урока, в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность.
Элементы урока: актуализация, формирование новых понятий и способов действия и применение усвоенного. В реальном педагогическом процессе они выступают и как этапы процесса обучения, и как основы, неизменные, обязательно присутствующие на каждом уровне обобщения дидактических задач, и как компоненты дидактической структуры урока. Характер связи и взаимодействие этих компонентов предопределены логикой процесса обучения, поэтапным движением ученика от незнания к знанию, которое сводиться к тому, что всякое формирование новых знаний и способов деятельности осуществляется непосредственно на базе актуализации прежних знаний и опыта деятельности и систематического применения усвоенных знаний и опыта деятельности и систематического применения усвоенных знаний и опыта в теоретической и практической учебной деятельности студента. Целью и результатом этапа применения усвоенного, как составного компонента дидактической структуры урока является формирование у учащихся умений и навыков.
Методическая
подструктура урока, разрабатываемая
учителем на основе дидактической структуры,
характеризуется большей
Дидактическая структура урока является постоянной и в деятельности учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока, а методическая подструктура обязывает его планировать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учеников; объяснение материала с применением адекватных методов и средств; решение практических и умственных задач под руководством учителя и самостоятельно, классифицировать уроки по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изученного материала и уровнем обученности у студентов.
В соответствии с этим подходом выделяют следующие пять типов уроков:
1-й
тип – урок изучения нового
учебного материала. Целью
2-й
тип – уроки совершенствования
знаний умений и навыков.
Этот тип урока подразделяется на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) урок самостоятельных работ; б) лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок-экскурсия; д) урок-семинар.
3-й
тип – уроки обобщения и
систематизации. Уроки этого типа
нацелены на решение двух
4-й тип – комбинированные уроки. На них решаются дидактические задачи всех предыдущих трёх типов уроков, описанных выше.;
5-й тип – уроки контроля и коррекции знаний умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.
На основе анализа посещенных занятий можно сделать следующие выводы: преимущество отдается комбинированным типам уроком, урок-лекция редко используется в системе занятий. Преподаватель объясняет это недостаточной подготовленностью студентов, спецификой профессиональной подготовки педагогов, которым предстоит работать с учениками начальных классов и такая форма проведения занятия как лекция ими в дальнейшим использоваться не будет. Комбинированный урок позволяет провести проверку знаний по предыдущей теме и объяснить новый материал, а также провести практическую работу по его закреплению.
В обучении используются активные методы: метод проектов, метод групповых заданий, кейс-стади. Использование подобных методов ставит студентов в активную позицию, позволяет осознать и сформулировать собственную точку зрения по актуальной психолого-педагогической проблематике, лучше усвоить теоретический материал.
Для контроля знаний студентов разработаны и используются компьютерные тесты. Студенты могут выполнять тестовые задания в репетиционном режиме, и улучшать свой результат. Таким образом, контроль знаний должен становиться самоконтролем, а преподаватель использует контроль и оценку не как меру дисциплинарного воздействия, а как способ управления образовательной деятельностью будущего педагога.
На следующем этапе педагогической практике основной задачей стала самостоятельная разработка и проведение учебного занятия по психологии. Поскольку этот этап практики был реализован в учреждении высшего профессионального образования, возникла необходимость изучения нормативных документов, организации работы преподавателей. В филиале ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева в г. Ачинске ведется подготовка по двум специальностям: 050202 «информатика» и 050401 «история». Поскольку опыт работы с нормативной документацией был накоплен на первом этапе педагогической практике, ее анализ уже не представлял особых затруднений. На основе проведенного анализа удалось выявить общее и различия в требованиях ГОС ВПО и СПО. В стандартах вуза психология – Ф.ОПД.01. – относится к общепрофессиональным дисциплинам федерального компонента. Однако количество часов и дидактические единицы отличаются от требований ГОС среднего профессионального образования. В колледже на изучение психологии отведено – 114 часов, а в вузе на специальности «история» - 240 часов, на специальности «информатика» - 300 часов. Дидактические единицы: общая психология, история психологии, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология. Что характерно, значительная часть часов отводится на самостоятельную работу студентов, а в колледже наоборот, большая часть – аудиторная нагрузка.