Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 09:05, отчет по практике
Место прохождения педагогической практики: учреждения профессионального педагогического образования г. Ачинска – КГОУ СПО «Ачинский педагогический колледж» и Филиал ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Ачинске.
Введение 4
1. Ход прохождения практики 7
1.1 Теоретическая часть практики 7
1.2 Практическая часть практики 12
Заключение 18
Приложение А: «План учебного процесса» 20
Приложение Б: «Тематический план рабочей программы для специальности
050401-история» 21
Приложение В: «Выписка из ГОС ВПО информатика и история» 24
Приложение Д: « Конспект урока» 26
Приложение Е: «История развития педагогической психологии» 37
В вузе определен стандарт УМКД, в который включены следующие документы: выписка из ГОС ВПО, примерная программа, рабочая модульная программа по дисциплине, КИМы и пр. (Приложения В) Всего 21 документ. В сравнении с колледжем большее внимание уделяется документам и материалам, регламентирующим самостоятельную работу студентов: карта самостоятельной работы, технологическая карта и пр. В вузе реализуется модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов, за каждый вид работы студенты получают определенное количество баллов. Результаты рейтинга фиксируются в журнале. Эта система направлена по повышение самостоятельности и формирование ответственности студентов за результаты своей учебно-профессиональной деятельности. Для внешней экспертизы качества знаний вуз участвует в Интернет-экзамене. Аналитическая карта результатов позволяет преподавателю разработать коррекционные мероприятия, направленные на восполнение дефицитов в знаниях студентов.
На втором этапе педагогической практики основное внимание уделялось разработке проведению и анализу учебного занятия по психологии. После занятия проводилось обсуждение и комплексный анализ урока по подгруппам. Коллективный анализ урока позволил увидеть сильные стороны в собственной деятельности, ошибки и недочеты. Коллективный анализ проводился с соблюдением следующих правил:
Занятие по указанной теме проводилось в группе третьего курса на специальности «История» 26.02.09г. Во время проведения занятия были реализованы поставленные цели, выполнены намеченные задачи.
Тема учебного занятия: «Предмет и задачи педагогической психологии. История развития педагогической психологии в России и за рубежом» определялась в соответствии с тематическим планом рабочем модульной программы. При подготовке занятия важно сформулировать цели. Мы исходили из требований реализации триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной. В соответствии с поставленными целями был выбран тип занятия – урок изучения нового учебного материала. Отбор содержания проводился на основе учебных пособий по психологии для педагогических вузов, следующих авторов: И. Н. Логинов, С. В. Сарычев «10 избранных лекций по педагогической психологии», Р. С. Немов «Психология» книга 1: Общие основы психологии. Целью данного типа уроков является овладение учащимися новым материалом. На уроке использовалась слайдовая презентация.
Организация учебной работы на уроке осуществлялась следующим образом: проводился опрос, групповая работа, осуществлялась чередование разных видов деятельности учащихся, развивалось логическое мышление учащихся, умение делать выводы, подведение итогов занятия проводилось вместе с учащимися.
При подготовке занятия достаточно сложным оказалось сформулировать задания для самостоятельной работы студентов и распределить время, из-за отсутствия практического опыта профессиональной педагогической деятельности. Подготовленный материал урока был оформлен в конспект. (Приложение Д)
Исходя из выше изложенных фактов, можно сделать общий вывод по проведению урока: план урока был выполнен в соответствии с планом, распределение времени - рационально, цели достигнуты и реализованы. Урок был успешен и результативен, как для студентов, так и для меня, студенты получили достаточные знания и умения по теме, а я получила практический опыт в педагогической деятельности.
В дальнейшем мне было предоставлена самостоятельная работа одного из студентов, которая была дана на уроке. (Приложение Е)
За время педагогической практики удалось
посетить проанализировать 20 уроков
по психологии.
Заключение
Проведя анализ сделанной работе в период педагогической практики, можно сделать вывод, что поставленные цели и задачи выполнены:
- применение теоретических знаний полученных в ВУЗе на практике, закрепление и углубление этих знаний;
- анализ учебно-воспитательной работы преподавателей колледжа;
- ознакомление с самостоятельным планированием учебно-воспитательного процесса по психологическим дисциплинам на научно-педагогической основе;
- совершенствование своих педагогических способностей и углубление интереса к педагогической профессии;
- приобретение знаний в процессе взаимодействия со студентами и преподавателями педагогического колледжа устанавливать положительный контакт, а также налаживать межличностные отношения на основе знаний, полученных в ходе обучения в ВУЗе;
-
ознакомление с правовой
- формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя и его активной педагогической позиции;
-
формирование профессиональных
позиций преподавателя
В ходе практике углубленны
и расширенны знания о
Заключительный этап педагогической практики состоял в проведении самостоятельного занятия. Составление плана урока, подбор материала, для конспекта урока значительной трудности не составлял, потому, что непосредственное участие принимал сам педагог, так как нам нужно было придерживаться расписания студентов, а так же тема урока должна была соответствовать теме, прописанной в нормативных документах. В итоге был составлен план и конспект урока, который полностью соответствовал требованиям. Урок, как указывалось в основной части отчёта, проводился у студентов третьего курса направления «история». Во время проведения занятия был установлен непосредственный контакт со студентами, студенты принимали активное участие в ответах на вопросы и обсуждении новой темы. В проведении урока мешало только то, что мною не была освоена такая дисциплина, как «Методика преподавания психологии», и эту методику я осваивал вместе со студентами; так же мешало волнение и отсутствие опыта в педагогической деятельности. После проведения занятия было коллективное обсуждение выше описанной деятельности, где принимали участие и педагог, и студенты СГА, выступающие в роли наблюдателей, и я, в роли преподавателя данного занятия. Были даны следующие советы и сделаны соответствующие замечания: тема была полностью и в доступной форме донесена студентам, при обсуждении вопросов учащимся задавались наводящие вопросы, были использованы эффективные педагогические приёмы, при проведении диагностики был выдержан темп чтения вопросов, недостатки же деятельности заключались в том, что выводы по уроку не были достаточно развёрнутыми.
Проводимый в ходе педагогической практики
рефлексивный анализ результатов собственной
деятельности позволил закрепить полученные
теоретические знания по психологии («Общая
психология», «Возрастная психология»,
«Социальная психология», «Педагогическая
психология»), и выявить недостаточность
владения умениями и навыками, необходимыми
для будущей профессиональной деятельности.
Приложение А
Приложение
Б
Тематический
план рабочей программы
для специальности
«050401» - история.
Тематический план учебной дисциплины для специальности
«050401» - история
ГОС ВПО -2005г.
(2008-2009 уч.г.)
Наименование разделов и тем |
Макс.уч.
нагрузка студента, час. |
Количество
аудитор-
ных часов при очной форме обучения |
Самос-
тоятель- ная ра- бота/КСР | ||
Всего | лекции | лабораторные
(семинары) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Базовый
модуль 1. Основы общей
психологии |
|||||
Психология
как наука (предмет, задачи и
основные категории психологии). Место в системе наук. Структура современной психологии. |
3 | 2 | 2 | 1 | |
Методология психологии. Методы психологии. | 5 | 4 | 2 | 2 | 1 |
Базовый
модуль 2. История
психологии.
Основные направления современной психологии |
|||||
История развития учений о
душе. Основные
этапы развития психологии. |
8 | 6 | 4 | 2 | 2 |
Зарождение
психологии как самостоятельной
науки. Формирование основных психологических школ |
3 | 2 | 2 | 1 | |
Основные направления психологии |
9 | 7 | 4 | 3 | 2 |
Базовый модуль 3. Психология личности | |||||
Проблема
человека в психологии. Общее
понятие о личности. Структура личности. |
4 | 3 | 2 | 1 | 1 |
Проблема темперамента в Влияние темперамента на учебную деятельность и поведение |
3,5 | 2 | 2 | 1,5 | |
Проблема характера в Акцентуации характера. |
3,5 | 2 | 2 | 1,5 | |
Проблема способностей в Измерение и развитие способностей. |
3,5 | 2 | 2 | 1,5 | |
Эмоции, чувства и воля. | 3 | 2 | 2 | 1 | |
Мотивация и деятельность. | 4 | 2 | 2 | 1/1 | |
Базовый
модуль 4. Познавательная
деятельность человека |
|||||
Ощущение и восприятие | 5 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Память и внимание | 5 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Мышление и воображение | 5 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Речь | 5 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Учет закономерностей познавательных процессов в учебной деятельности | 5 | 2 | 2 | 2/1 | |
Итого
во втором семестре
– зачет |
77 | 50 | 30 | 20 | 25/2 |
Базовый модуль 5. Возрастная психология | |||||
Возрастная психология как психологического знания (предмет, задачи, основные категории). Значение для педагогической деятельности |
4 | 2 | 2 | 2 | |
Методы возрастной психологии.
Специфика изучения детских стадий развития |
8 | 6 | 4 | 2 | 2 |
Дискуссионные
проблемы психологии
развития. Основные подходы к решению проблемы обучения и развития |
8 | 6 | 4 | 2 | 2 |
Основные
закономерности психического
развития. Условия, источники и движущие силы психического развития. |
6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Периодизации
возрастного развития в
отечественной и зарубежной психологии. Основные критерии периодизации (социальная ситуация, ведущая деятельность, новообразования, кризисы развития). |
11 | 8 | 4 | 4 | 3/1 |
Психическое
развитие ребенка первого
года жизни |
5 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Психическое
развитие ребенка раннего воз-
раста. Кризис 3-х лет. |
5 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Психическое
развитие в дошкольном
возрасте. Роль игры в психическом развитии. Проблема психологической готовности к школьному обучению, сложности ее решения |
5 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Психическое развитие в возрасте. Роль учебной деятельности в психическом развитии. |
5 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Психическое развитие в возрасте. |
7 | 4 | 2 | 2 | 2/1 |
Психическое развитие в юношеском возрасте | 7 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Особенности
«взрослых» стадий развития.
Кризисы зрелого возраста |
6 | 4 | 2 | 2 | |
Итого в третьем семестре - экзамен | 77 | 50 | 30 | 20 | 25/2 |
Базовый модуль 6. Социальная психология | |||||
Социальная
психология как отрасль
психологического знания (предмет, задачи). Значение
для педагогической |
5 | 2 | 2 | 5 | |
Психология общения. Понятие, виды, функции общения, значение для психического развития. | 1 2 | 4 | 4 | 6/1 | |
Группа
как социально-психологический
феномен. Межгрупповые отношения. |
8 | 4 | 4 | 6/1 | |
Большие социальные группы. Этнопсихология. | 8 | 4 | 4 | 6/1 | |
Психология малой группы. | 6 | 4 | 4 | 5 | |
Проблемы личности в социальной психологии. | 3 | 2 | 2 | 5 | |
Итого в четвертом семестре - зачет | 78 | 20 | 20 | 35/3 | |
Базовый
модуль 7. Педагогическая
психология |
|||||
Предмет
и задачи педагогической психологии.
Категориальный аппарат педагогической
психологии. Социокультурные контексты образовательного процесса |
6 | 2 | 2 | 2 | 4 |
Теоретические
основы обучения. Проблема соотношения
обучения и развития.
Психологические факторы, влияющие на процесс обучения. |
6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Учебная
деятельность: понятие и структура.
Мотивация учебной задачи. Типы учебных задач. |
8 | 6 | 4 | 4 | 4 |
Психологические
основания образовательных Современные зарубежные теории учения
Психологические основы развивающего обучения:
В.В. Давыдову. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. |
22 | 12 | 8 | 6 | 10/2 |
Психология педагогической Педагогическая деятельность в различных образовательных системах. |
11 | 6 | 4 | 6 | 5/1 |
Итого в пятом семестре - экзамен | 68 | 40 | 20 | 20 | 25/3 |
Всего по учебной дисциплине: | 280 | 160 | 100 | 60 | 110/10 |
Приложение
В
Выписка из
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 032600 История
Квалификация учитель истории
№ 701 пед/сп (новый)
Москва 2005
ОПД.Ф.01
Психология
(240
часов)
Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.
История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.
Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах:
Педагогическая
психология. Предмет и задачи педагогической
психологии. Понятие учебной деятельности.
Психологическая сущность и структура
учебной деятельности. Проблема соотношения
обучения и развития. Психологические
проблемы школьной отметки и оценки. Психологические
причины школьной неуспеваемости. Мотивация
учения. Психологическая готовность к
обучению. Психологическая сущность воспитания,
его критерии. Педагогическая деятельность:
психологические особенности, структура,
механизмы. Психология личности учителя.
Проблемы профессионально-