Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 09:05, отчет по практике
Место прохождения педагогической практики: учреждения профессионального педагогического образования г. Ачинска – КГОУ СПО «Ачинский педагогический колледж» и Филиал ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Ачинске.
Введение 4
1. Ход прохождения практики 7
1.1 Теоретическая часть практики 7
1.2 Практическая часть практики 12
Заключение 18
Приложение А: «План учебного процесса» 20
Приложение Б: «Тематический план рабочей программы для специальности
050401-история» 21
Приложение В: «Выписка из ГОС ВПО информатика и история» 24
Приложение Д: « Конспект урока» 26
Приложение Е: «История развития педагогической психологии» 37
Социальная
психология. Предмет социальной психологии.
Теоретические и прикладные задачи социальной
психологии. Группа как социально-психологический
феномен. Феномен группового давления.
Феномен конформизма. Групповая сплоченность.
Лидерство и руководство. Стадии и уровни
развития группы. Феномен межгруппового
взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы
личности в социальной психологии. Социализация.
Социальная установка и реальное поведение.
Межличностный конфликт.
Выписка из
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 030100 Информатика
Квалификация учитель информатики
№ 661 пед/сп (новый)
Москва 2005
ОПД.Ф.01
Психология
(300часов)
Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.
История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.
Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах:
Педагогическая
психология. Предмет и задачи педагогической
психологии. Понятие учебной деятельности.
Психологическая сущность и структура
учебной деятельности. Проблема соотношения
обучения и развития. Психологические
проблемы школьной отметки и оценки. Психологические
причины школьной неуспеваемости. Мотивация
учения. Психологическая готовность к
обучению. Психологическая сущность воспитания,
его критерии. Педагогическая деятельность:
психологические особенности, структура,
механизмы. Психология личности учителя.
Проблемы профессионально-
Социальная
психология. Предмет социальной психологии.
Теоретические и прикладные задачи
социальной психологии. Группа как социально-психологический
феномен. Феномен группового давления.
Феномен конформизма. Групповая сплоченность.
Лидерство и руководство. Стадии и уровни
развития группы. Феномен межгруппового
взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы
личности в социальной психологии. Социализация.
Социальная установка и реальное поведение.
Межличностный конфликт.
Приложение
Д
Конспект
урока
Тема:
«Предмет и задачи
педагогической психологии»
Цели урока:
1. Образовательная:
Ознакомить студентов с
2. Развивающая:
Создать условия
3. Воспитательная:
Создать условия
Оборудование:
слайдовая презентация.
Тип
урока: Изучение нового материала, лекция
с элементами дискуссии.
План урока:
1.
Предмет и задачи
2. История развития педагогической психологии
в России и за рубежом.
Ход урока:
1. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика.
Педагогическая
психология представляет собой одну
из прикладных отраслей психологического
знания. В этом случае представления
о психике субъекта соотносятся
с его вовлеченностью в педагогический
процесс. При этом психологическое
знание входит во взаимодействие с педагогическим.
(2мин)
Вопрос: Дайте определение и сформулируйте предмет педагогической психологии? (работа в парах на 2-3 мин)
Предметом
педагогической психологии является изучение
психологических
Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому определить обучение от воспитания (как процессы и результаты) практически невозможно. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая - одновременно воспитываем. Но эти процессы в педагогической психологии рассматриваются отдельно, ибо они различны по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков. Обучение же (реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности) ориентируется на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Различные методы обучения и воспитания. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.
Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения (С.Л. Рубинштейн). Воспитание же и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.
В том и другом случае обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности конкретного субъекта (ученика, учителя). Но они рассматриваются как совместная деятельность учителя и ученика, в первом случае речь идет об учебной деятельности или учении (ученика). Во втором педагогической деятельности учителя и о выполнении им функций организации, стимулирования и управлении учебной деятельности ученика, в третьем - о процессе воспитания и обучения в целом.(4-5 мин)
Вопрос: Какие понятия (категории) изучаются в рамках педагогической психологии? Какие на Ваш взгляд из них основные? (5 мин)
Вопрос: Какие задачи помогает разрешить педагогическая психология?
(3 мин)
Основная
задача педагогической психологии - исследование
основных психологических механизмов
учения. (2 мин)
2.
История развития
Педагогическая психология
История становления педагогической психологии. Становление многих отраслей научного знания представляет собой гетерогенный и гетерохронный и, более того, разорванный во времени процесс. Это, как правило, объясняется происходящими в мире крупными общественно-историческими событиями (революции, войны, стихийные катаклизмы), которые существенно влияют на содержание и направление научного развития. Однако оно, однажды возникнув, продолжается в силу неудержимости движения самой человеческой мысли.
Педагогические идеи, впервые изложенные в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» в 1657 г., положили начало развитию педагогической теории и целенаправленной организации школьного обучения. Этот труд можно рассматривать и как первую предпосылку длительного противоречивого становления педагогической психологии на протяжении более чем 250 лет, ибо только в конце XIX в. она начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами).
Огромен вклад в разработку основ педагогической психологии П.Ф. Каптерева — одного из основателей педагогической психологии. Его стремлением было провести в жизнь завет Песталоцци — психологизировать педагогику. Именно П.Ф. Каптерев ввел в научный обиход современное научное понятие «образование» как совокупности обучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников. Там же были рассмотрены педагогические проблемы учительского труда и подготовки учителя, проблемы эстетического развития и воспитания и многие другие. Существенен вклад в становление педагогической психологии представителя зарождавшейся в то время социальной педагогики С.Т. Шацкого (1878—1934), разработавшего целостную концепцию гуманизации и демократизации воспитания в процессе социализации человека. С.Т. Шацкому принадлежит одна из моделей педагога, в которой соединены обобщенные требования к его личности и профессиональной компетентности как к субъекту социально-педагогической деятельности.
Таким образом, первый этап характеризовался, с одной стороны, доминированием механистических представлений И. Ньютона, эволюционных идей Ч. Дарвина, ассоциативным представлением психической жизни, сенсуализмом Дж. Локка,— развиваемым с древних времен учением о том, что основу психической жизни составляют чувственные впечатления. С другой стороны, это этап преимущественно умозрительных, логических построений, основанных на наблюдении, анализе и оценке педагогической действительности.
Этот этап характеризуется такими теориями, как:
Исследования Ф. Гальтона (конец XIX в.) в области измерения сенсомоторных функций, положившего начало тестированию (Ф. Гальтон первым применил анкетирование, оценочные шкалы); использование математической статистики; «умственные тесты» Дж. Кэттелла, считавшиеся, как отмечает А. Анастази, типичным методом исследования того времени. Интеллектуальные тесты А. Бине и Т. Симона (1904-1911) с вариацией индивидуального и группового тестирования, в которых впервые был использован коэффициент интеллектуального развития как отношение умственного возраста к фактическому (Л. Термен в Америке в 1916 г.). Существенно, что Ф. Гальтон начинал свои первые (1884) измерения в системе образования, Дж. Кэттелл (1890) в Америке тестировал студентов колледжей, первая шкала Бине—Симона (1905) была создана во Франции по инициативе министерства образования. Это свидетельствует о достаточно давней тесной связи психологических исследований и образования.
Второй этап длился с конца XIX в. до середины XX в. В этот период педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий, ориентируясь и используя результаты психологических, психофизических экспериментальных исследований. Педагогическая психология развивается и оформляется одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии, созданием и разработкой конкретных педагогических систем, например системы М. Монтессори.