Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:18, контрольная работа
Задание 10.1. Перечислите основные направления модернизации учебно-воспитательного процесса в современной зарубежной школе. Дж. Холт пишет: «Пора перестать жить мифом, будто нынешняя школа — чудесное место для детей». И. Иллич заявляет, что современная школа «обречена на исчезновение» и что следует полностью менять ориентиры образования. Единомышленник Иллича французский педагог Л. Бернар пишет: «Опыт показывает, что все попытки исправить школу заканчиваются ничем; следовательно, надо отказаться от самой школы». Большинство педагогов, впрочем, далеки от радикальных решений.
Задание 10.3. Каковы важнейшие черты современных школьных систем в ведущих странах мира?
Идея свободной школьной общины получила продолжение в других сельских воспитательных домах, в частности в Виккерс-дорфе (открыт в 1906 г. Г. Винекеном (1875—1964).
В 20 —30-х гг. XX в. в Западной Европе и США возникают новые типы экспериментальных школ среднего образования. Так, в Веймарской Республике к таким школам относились Школа свободной умственной работы Г. Гаудига (Лейпциг), школа имени Лихтварка в Гамбурге, школа Р. Штайнера и др.
В женской школе Г. Гаудига (1860—1923) обучение должно было познакомить с мировой культурой. По желанию учениц в план включались новые темы, одни уроки могли быть заменены другими. Воспитательные задачи решались путем организации единого "переживания" и "общественной жизни" (игры, праздники, вечерние беседы и пр.).
В созданной в 1920 г. школе им. Лихтварка поощрялась детская самодеятельность в виде работы по элективным учебным курсам. Главное место было отведено эстетическому воспитанию. Ученики совершенствовались в рисовании и музыке при оформлении праздников и спектаклей. Преподавание истории культуры должно было развивать личность.
В школе в Валедорф-Астории (Штутгарт), организованной в 1919 г. Р. Штайнером, главным направлением деятельности стал поиск форм эмоционально-эстетического воспитания и образования. Работа школы строилась на персональном подходе и индивидуальных требованиях к ученикам. В нравственном воспитании на первый план ставилось пробуждение воображения и фантазии как противоядия от детской ожесточенности. При освоении учебного материала шли по спирали — от ближайшего окружения человека к познанию астрономии и космоса. Школа жила на началах самоуправления. Ключевыми показателями методов обучения являлись преподавание по "ритмам" и "циклам" детской жизни. Предполагалось, например, что у детей колебание между восприятием и осуществлением происходит каждый час, что надлежит учитывать при подаче и освоении учебного материала.
Оригинальный тип
Интенсивный поиск шел в Западной Европе и США на базе экспериментальных начальных школ.
Так, в Англии одним из наиболее известных экспериментальных учебных заведений начального образования стала открытая Б. Расселом (род. в 1872 г.) в 1927 году школа в Бикон-Хилле. Программа школы была куда насыщенней, нежели в обычных начальных классах. Большое значение придавалось самоуправлению учащихся. Каждый ученик должен был сделать что-то полезное для школьного сообщества.
В Германии в первые годы XX в. получили распространение экспериментальные школы по типу "трудовой": в Мюнхене (по проекту Г. Кершенштейнера), Дортмунде, Аугсбурге, Лейпциге, Гамбурге и др.
Мюнхенские школы обеспечивали предпрофессиональную подготовку и общественное положение, которое позволяла занять та или иная профессия. В школах Дортмунда и Аугсбурга первостепенным считалась не профессиональная подготовка, а самоценность труда как элемента культуры практической и нравственной значимости. В школе Лейпцига как главная задача рассматривалась забота о том, что нужно ребенку сегодня, а не завтра. Это было существенным отличием в сравнении со школами Мюнхена. Трудовое обучение здесь было нацелено на умственное развитие ребенка. В школах Гамбурга трудом считалась любая активность детей в процессе обучения.
В эксперименте П. Петерсена (Иена-план) вместо класса применялось обучение в небольших группах; члены групп были равны в решении вопросов школьного распорядка, они оказывали друг другу помощь; практиковались ответы группой и самооценка учеников. Школа работала в тесном контакте с родителями, которые принимали участие в учебно-воспитательном процессе.
Учебный процесс школы Г. Шаррелемана (1871 — 1940) был построен с ориентацией на проверку теории переживания. Учебный материал отбирался с учетом прежде всего интересов самих детей. Для того чтобы вызвать эффект "переживания", использовались разнообразные формы эстетического воспитания.
Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.
Начало Болонского
процесса можно отнести к
Основные цели Болонского процесса:
- расширение доступа
к высшему образованию,
- расширение мобильности студентов и преподавателей;
- обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.
Присоединение
России к Болонскому процессу
даёт новый импульс модернизаци
Основные положения Болонской декларации. Цель декларации – установление европейской зоны высшего образования, а так же активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит семь ключевых положений:
Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, практической подготовки и проведения научных исследований.
Практические задания
Задание 10.1. Перечислите основные направления модернизации учебно-воспитательного процесса в современной зарубежной школе.
Дж. Холт пишет: «Пора перестать жить мифом, будто нынешняя школа — чудесное место для детей». И. Иллич заявляет, что современная школа «обречена на исчезновение» и что следует полностью менять ориентиры образования. Единомышленник Иллича французский педагог Л. Бернар пишет: «Опыт показывает, что все попытки исправить школу заканчиваются ничем; следовательно, надо отказаться от самой школы».
Большинство педагогов, впрочем, далеки от радикальных решений.
Школы ряда ведущих стран
мира уже перешли на пятидневную
учебную неделю. Подобная реформа
означает поворот к интенсификации
учебного процесса. Впрочем, педагогический консерватизм в
виде репродуктивного обучения цепок
и живуч. Когда началось введение пятидневки,
многие школы России и Японии пошли на
маленькие хитрости: вместо сокращения
программы стали увеличивать учебный
день.
Основной формой занятий в
школе остается урок с традиционными
составляющими — опрос, изучение нового
материала, закрепление. Урок является
прежде всего коллективным видом учебной
работы. Варианты его весьма разнообразны;
урок-открытие, урок-дискуссия, урок-экскурсия
и пр.
В мировой педагогике и школе разрабатываются
и осваиваются новые модели обучения.
Подобные модели условно можно поделить
на две группы: репродуктивной
и поисковой ориентации.
В группу моделей поисковой ориентации
входят исследовательские методики,
игровое обучение, модели-дискуссии. Так,
в числе интересных методик исследовательского
типа — «Приглашения к исследованиям»
американского биолога и пед. агогаДж. Шваба. Она
адресовалась учащимся начальной и средней
школы для освоения новых программ естественнонаучного
цикла. Общий алгоритм модели таков: 1)
ознакомление учеников с предметом исследования;
2) постановка проблемы и выяснение трудностей,
с которыми столкнутся ученики; 3) побуждение
учителем учеников к поиску возможных
решений; 4) просьба к ученикам наметить
способы преодоления трудностей путем
пересмотра исследовательских подходов
при планировании, поиске и структурировании
данных, формулировке выводов и пр.
Благодаря обновлению методов и форм обучения в ряде средних школ США на уроках по естественным и физико-математическим дисциплинам исчезают сухие рассказы об электричестве, магнетизме или фотосинтезе. Им на смену приходят увлекательные демонстрации в научных центрах. Среди американских ученых немало энтузиастов, желающих помочь школе. Некоторые из них, например профессора Американского Университета (Вашингтон), регулярно приходят в школьные классы и рассказывают о новейших научных открытиях. Команды преподавателей распределяли свои обязанности весьма дробно: одни читали лекции, другие вели семинары, третьи проводили лабораторные занятия, четвертые давали консультации и проверяли домашние задания.
Новые модели форм и методов обучения разрабатываются и в Германии. Группа немецких ученых опубликовала в 1990 году книгу «Целостная школа», где излагались принципы модернизации школьного обучения. По мнению авторов, формы и методы обучения не могут и не должны быть абсолютно новыми, они должны продолжить и развить опыт активного и самостоятельного учения школьника.
Модели рефомирования классно-урочной системы, преподавания и учения отрабатываются во Франции. На первом плане в изысканиях стояло индивидуальное обучение «в собственном ритме». Пересматривалось учебное расписание, классы делили на группы, практиковали новую организацию обучения: начальной школе — деление учебного дня на две половины («ми-тан») и учебной недели натри части («тьер-тан»), а также частичную отмену домашних заданий, в средней школе — так называемый независимый труд.
В современной школе режим, методы и форма обучения существенно изменились. В ряде стран изменен ритм учебного года. . Так, в США многие учебные округа удлинили или укоротили школьный год. Во Франции начало и окончание учебного года варьируется в зависимости от климатических зон, учебный год поделен на периоды с более длительными каникулами. Отказались от единообразной длительности учебного года в Японии и России.
Задание 10.2. Каковы содержание и методы обучения в современной зарубежной школе?___
Задание 10.3. Каковы важнейшие черты современных школьных систем в ведущих странах мира?
Проблема демократизации школы остается в центре внимания общественных и педагогических кругов в ведущих странах мира. Мощным стимулом демократизации школьных систем является движение общественности. Его участники настаивают на улучшении материального положения школы, ставят вопрос о модернизации школьного образования как потребности социального прогресса.
В обсуждении проблемы демократизации
школы участвуют не только ученые-профессионалы,
но и представители политических
партий, профсоюзов, ассоциаций родителей. При этом складывается
сотрудничество педагогических сил различной
ориентации. Например, во Франции эти проблемы
поднимают влиятельные педагогические
ассоциации: Группа нового воспитания.
Кооператив Современной школы, Федерация
учителей, Федерация родителей учащихся
общественных школ и т. д.
Сегодня можно сделать вывод: в мире идет
процесс демократизации школьного образования.
В различных регионах и странах существуют
особые социальные, политические, экономические
и этнические условия, оказывающие непосредственное
влияние на этот процесс.
Следует иметь в виду два взаимоисключающих
подхода в понимании демократизма общеобразовательной
школы. В основе одного — идея эгалитаризма и единообразия.
До конца 80-х годов это была официальная
доктрина школьной политики бывшего СССР
и в значительной мере Японии.
Сторонники эгалитаристе кого подхода
выдвинули тезис о равенстве всех детей
от рождения. Они считают невозможным
обеспечить каждому отдельному ученику
высококачественное образование и предлагают,
учитывая интересы и возможности групп
учащихся, усиливать принципы единообразного
образования. В практике образования это
приводит к сдерживанию преуспевающих.
Информация о работе Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире