Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:18, контрольная работа

Описание

Задание 10.1. Перечислите основные направления модернизации учебно-воспитательного процесса в современной зарубежной школе. Дж. Холт пишет: «Пора перестать жить мифом, будто нынешняя школа — чудесное место для детей». И. Иллич заявляет, что современная школа «обречена на исчезновение» и что следует полностью менять ориентиры образования. Единомышленник Иллича французский педагог Л. Бернар пишет: «Опыт показывает, что все попытки исправить школу заканчиваются ничем; следовательно, надо отказаться от самой школы». Большинство педагогов, впрочем, далеки от радикальных решений.
Задание 10.3. Каковы важнейшие черты современных школьных систем в ведущих странах мира?

Работа состоит из  1 файл

Тема 10.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

Однако многие педагоги выступают против такой системы  образования. Йоширо Канемацу (Япония) пишет, что любая система образования  выполняет две функции — собственно обучения и социального отбора. В первом случае речь идет о приобретении знаний, умений, формировании характера. Во втором – распределении по различным профессиональным и общественным стратам. Канемацу считает, что школа должна эффективно осуществлять обе функции и тем самым решать задачи демократического образования. Если смысл первой функции состоит в приобретении общего для всех образования, то пафос второй функции — диверсификация образования, то есть обучение сообразно индивидуальным способностям, склонностям и интересам.

Противники эгалитарного (уравнительного) образования подчеркивают, что такой подход, как и оправдание отсутствия преемственности ступеней образования, одинаково опасны для подлинной демократизации школы. Английский ученый Дж. Холден утверждает, что концепция формально единой школы, под знаменем которой проходили многие реформы в XX веке, нанесла ущерб всем учащимся, помешав развитию их индивидуальности.  
Антиэгалитаристский подход к проблеме демократизации исходит из необходимости преемственности ступеней образования и вместе с тем основывается на идее плюрализма, вариативности, диверсификации общеобразовательной школы. Такой подход сейчас разделяют ведущие страны мира. Вследствие этого открывается перспектива формирования многозначной по целям, содержанию, типам учебных заведений структуры общеобразовательной школы.

При расшифровке понятия  демократической системы образования  предлагается ориентироваться на ряд  условий. Профессор из Хоккайдо Такэда Масанао называет несколько сущностных, по его мнению, признаков системы образования демократического типа. Первый признак —равенство членов общества перед образованием, то есть его доступность независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности. Вторым по значимости признаком Масанао считает децентрализацию школьной системы, подразумевающую, в частности, право местных органов распоряжаться финансами и отбором педагогических кадров. Другим признаком демократизма, по мнению японского ученого, является открытость системы, трактуемая как преемственность всех ее ступеней. К важным чертам демократической школы Масанао относит право родителей и учеников на выбор учебного заведения. И, наконец, демократической школе присуща такая организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать.

Подобные принципы демократизации образования были провозглашены в России в начале 90-х годов: ликвидация монополии государства на образование; децентрализация управления образованием; участие местных властей в управлении образованием; самостоятельность учебных заведений при определении направлений учебной деятельности; переход в педагогических отношениях к системе сотрудничества.  
В современном мире важным свидетельством демократизации общества являются гарантии права на образование.

Прогрессивные педагоги и общественные деятели декларируют  равные права граждан на общеобразовательную подготовку. Равные шансы на образование они рассматривают не только как доступ к любым типам учебных заведений, но и использование каждым школьником возможностей для приобретения образования.  
Однако осуществление права на образование остается острой проблемой в связи с социальным неравенством учащихся. Ограничение возможностей успешного обучения, порожденное таким неравенством, неоднократно отмечалось учеными разных стран (Колеман, Дженкс – США, Дуглас – Англия, Перну, Гонверс — Швейцария и др. ). Все они подчеркивают тесную взаимосвязь между школьной успеваемостью и профессионально-социальным статусом родителей учащихся.

Задание 10.4. Назовите известных вам педагогов-новаторов 80-х гг. XX в. Что их сближает и в чем своеобразие их педагогической деятельности.

В конце 70 – начале 80-х  гг. в общественно-педагогической жизни  появился большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. Они выступали под девизом «Творчество учителя – творчество ученика». Заинтересованность собственным предметом, способность провести урок со стопроцентным участием учеников, умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе – это признаки истинного учителя, педагога.

В 1979 г. издательство «Педагогика» впервые начало печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В первых книгах этой серии был опубликован педагогический опыт таких педагогов, как С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин.

Педагоги-новаторы развивают такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества строится на воспитательном подходе к обучению, который учит о том, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить от его отношения к людям, к труду, моральным ценностям и качествам.

Шаталов разработал такой  индивидуальный подход, который охватывает единовременно всех учеников. Этот подход заключается в создании атмосферы увлеченной и творческой работы.

Индивидуальный подход рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной работы. Шаталов был сторонником освобождения детей от недостойного страха перед двойкой. Он говорил, что надо вселять в них оптимизм, предоставлять возможность почувствовать свой успех в учебе. Для достижения этих целей Шаталов делал следующее: он объяснял материал предельно четко, логично, применяя наглядные блок-схемы, показывающие логические связи изучаемого материала, при ответе ученики опираются на блок-схему, на дом даются первоначально задачи, аналогичные тем, что давались на уроке. Результатом является то, что даже «слабые», но стремящиеся учиться дети достигают успеха. Далее с овладением материала ученики могут сами творчески выбирать задания из предложенных вариантов, дети могут сами находить творческие решения, во время проверки исправляются ошибки, однако оценки не ставятся. Знания проверяются после изучения темы всеми учениками.

Шаталов считал, что ключевые методические инструменты педагога – это участие, осознание внутреннего мира ребенка, его волнений, сомнений, слабостей.

Персональное влияние  на личность ребенка посредством  работающего, творящего коллектива свойственно многим педагогам-новаторам. Учитель И.П. Волков, преподающий труд и черчение, полагал, что при развитии стремлений и способностей ученикам нужно испытать себя в разнообразных видах деятельности. Он создал «свободную мастерскую», в которой были собраны разнообразные инструменты и материалы. Любой ученик мог выбрать дело по своему усмотрению, при этом учитель не ограничивал его инициативы. Существовало только одно правило: «Научился сам, научи товарища».

В процессе своей работы педагоги-новаторы пытались преодолеть необщительность школьного классного мира и несвязанность обучения с жизнью. Учитель Е.И. Ильин предлагал сделать уроки литературы уроками человековедения.

Идеи, которые предлагают педагоги-новаторы, дают практическую пользу в процессе обучения.

Задание 10.5. Каковы ведущие тенденции современного образовательного процесса в России?

 

К основным тенденциям развития современного образования следует  отнести такие, как глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация.

В динамических процессах, происходящих в обществе, а соответственно этому, и в системе образования  можно выделить пять основных направлений:

1. Растущая коммерциализация  образования, как в государственной,  так и негосударственной сфере.

2. В стране сложилась  деформированная структура подготовки  кадров, при которой на 100 инженеров  готовится примерно столько же  и техников, и рабочих. Менее  50% выпускников учреждений всех  уровней профессионального образования  работают по специальности, идет системное и все возрастающее привлечение иностранной рабочей силы.

3. Возрастание трудностей  формирования контингента образовательных  учреждений на фоне неуправляемых процессов, идущих по всей вертикали профессионального образования.

4. Старение или даже кадровое «обескровливание» системы профессионального образования, особенно в НПО.

5. Требования работодателей  все более превышают требования  к образованию, заложенные в Государственных образовательных стандартах. Неизбежна интеграция образовательных учреждений НПО и СПО. Это обусловлено двумя причинами: 1) исход государства из образования, отказ от социальных функций и 2) позиция работодателя, которого не устраивает качество подготовки в системе НПО.

Перед российским образованием поставлены цели в политическом, социальном, экономическом и образовательном плане. В образовательном аспекте требуется создание системы всеобщего непрерывного профессионального образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда.

В основе непрерывного образования лежит идея развития человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Реализация непрерывного многоуровневого профессионального  образования привела к созданию учебных заведений с разной организацией профессиональной подготовки, интегрирующих образовательные программы различных систем профессионального образования: начального, среднего, высшего и дополнительного.

 

Задание 10.6. С  какими проблемами сталкивается современная  российская школа при обучении и воспитании молодого поколения?

Современное российское образование находится на пороге выбора дальнейших путей своего развития. Начало этому процессу было положено образовательной реформой конца 80-х - начала 90-х годов. Одним из ее результатов стало признание того, что отечественное образование развивается теми же путями, что и школа развитых стран. При этом существующее на Западе уже несколько десятилетий понятие "мировой кризис образования" получило распространение и в нашей стране. Под этим кризисом понимается нарастающее отставание школы от потребностей стремительно меняющегося со второй половины XX века общества. Нарастает разрыв ценностей молодого и старшего поколений. Страны, стремящиеся сохранить статус развитых, должны создавать такую школу, которая позволит сделать конкурентоспособной экономику. Западная педагогическая наука предлагает 4 выхода из этого кризиса. Современная школа не в состоянии решать сразу все многообразие задачи социализации молодежи. Поэтому разным школам (их типам и видам), составляющим систему образования, необходимо сделать выбор: развиваться как традиционная школа учебы, как школа подготовки к жизни (школа адаптации), как школа индивидуального развития способностей личности или как школа, готовящая социально-активную личность, способную выжить в условиях современного мира.

Наряду с этим выбором, современная российская школа должна была решить ряд проблем. Среди них  просматриваются ориентация на учебу  как единственная цель работы школы; авторитарное отношение учителей к  учащимся; недостаточная подготовка выпускников к жизни; неготовность к работе с проблемными детьми разных категорий (вплоть до одаренных); разрыв в ценности образования для школы и семьи.

Проводимая практически  непрерывно на протяжении последних 20 лет, реформа школы способствовала и достижению в ней качественных изменений: –

– появились новые виды образовательных учреждений;

– педагоги, школьная администрация постепенно меняют свое отношение к детям и родителям, видя в них не только объект для своей работы, но и людей, имеющих право на мнение в решении вопросов собственного образования;

– появились варианты для выбора родителями образовательных учреждений, учебных программ, образовательных маршрутов;

– педагогическое творчество (инновационный поиск) стал нор мой, условием существования школ, повысился профессионализм учительства (педагоги высшей категории в среднем составляют 10-15 %), снизились контроль и регламентация педагогического труда органами управления образованием.

Вместе с тем последняя  реформа школы шла при явном недостатке внимания к ней со стороны общества (занятого более важными вопросами выживания, экономики, "большой" политики), она стала средством политической борьбы и проводилась в условиях недостатка ресурсов. Инновационное движение оценивается самими педагогами противоречиво. Но самой главной проблемой представляется изначальная неопределенность ценностей, идейных ориентиров, философии дальнейшего развития школы в масштабах страны. Попытки этого выбора делались, но лишь в последние годы (Национальная доктрина образования, комплекс федеральных программ по развитию образования и молодежной политики), по прошествии более чем 10 лет реформирования, неизбежность этого выбора становится очевидной.

Главными проблемами последнего десятилетия в образовании, требующими разрешения сегодня стали:

– фрагментарность наших представлений о преобразованиях;

– недостаток необходимых ресурсов, противоречие между необходимостью выживания школы и осуществлением её преобразования в масштабе страны;

– слабость кадровых возможностей школы, наличие среди учительства большой доли лиц предпенсионного и пенсионного возраста;

– слабое внимание школы к решению воспитательных задач;

– преобладание на уроках обучения при его фронтальной организации, в слабом использовании групповой, индивидуальной форм работы;

– падение интереса к учебе среди части молодежи за время пребывания в школе;

– снижение уровня здоровья учащихся, в том числе из-за учебной перегрузки, создаваемой в образовательных учреждениях;

– недостаточная способность школы организовать педагогический процесс не только для благополучных, но и для социально запущенных детей;

Информация о работе Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире