Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:34, курсовая работа
Целью исследования является изучение отношения подростков к СМИ, а также выработка рекомендаций по использованию СМИ в социально-педагогической работе.
Согласно поставленной цели мной были выработаны следующие задачи данного исследования:
- анализ литературы, посвященной проблеме социализации подростка;
- выявление особенностей свободного времени подростка;
- изучение воздействия СМИ на подростковую аудиторию;
- проведение и обработка результатов исследования по выявлению отношения подростков к СМИ;
- выработка методики развития у подростков информационно-культурных потребностей.
-разработать рекомендации по социализации подростков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИИ НА ВНЕШНЮЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возроста…………………………………………………………………….6
1.2. Анализ и структура свободного времени подростка……...9
1.3. Феномен массовой информации в контексте подростковых проблем…………………………………………………………………….12
2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДИАЛОГЕ ПОДРОСТКА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ………………………17
2.1. Социально-педагогическая работа по изучению информационных потребностей подростка………………………………………………….17
2.2. Методические рекомендации по решению проблемы отношения подростков к средствам массовой информации.....................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИИ НА ВНЕШНЮЮ
СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ……………………………………………………
2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДИАЛОГЕ ПОДРОСТКА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня стоит только включить радиоприёмник или телевизор, полистать журнал или раскрыть газету, и тревоги, драмы мира, события, радостные и печальные, войдут в нашу квартиру. Они приковывают к себе внимание, прямо и настоятельно обращаются к человеку, к его нравственному чувству, требуют соучастия, сопереживания.
Одной из проблем современной социальной педагогики, бесспорно, является вопрос о том, какую роль играют средства массовой информации в жизни подрастающего поколения. Оказывают ли они положительное влияние, достаточно ли информируют молодёжь о жизни общества, учат быть членом своего социума?
В подростковом возрасте появляется потребность в уединении и переоценке своего «Я» и одновременно проявляется переход от внешнего управления к самоуправлению. Для управления необходима информация, которую подросток начинает искать, как в своём внутреннем, так и во внешнем, окружающим его, мире. Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, когда отчётливо проявляется стремление и возможность к систематизации знаний, их упорядочиванию.
Но
многие учёные сегодня с беспокойством
пишут о том, что большинство
средств массовой информации, особенно
телевидение, зачастую несут информацию,
которая оказывает
Телевидение,
радио, газеты и журналы занимают
в жизни подростка достаточно
серьёзное и существенное место,
и социальный педагог должен не только
обратить внимание взрослых на диалог
детей с СМИ, но и вовремя помочь
самому подростку правильно
В подростковом возрасте ребёнок открывает для себя свой внутренний мир. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются той основой, на которой в подростковом возрасте строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, или создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания [8, с. 92].
Из средств массовой информации, в частности из телепередач, подростки узнают много нового, это помогает им отдыхать и развлекаться. И то, и другое, казалось бы, хорошо. Но здесь сразу же возникает вопрос: не создаёт ли это, с одной стороны, иллюзорность знаний и, с другой, не уводит ли такой пассивный отдых в мир бездеятельной мечты?
Роль взрослых, в первую очередь родителей, классного руководителя и социального педагога, пронаблюдать за общением подростка со средствами массовой информации, оценить умение школьников выбирать в потоке информации самую нужную и полезную, а для отдыха - безвредную и познавательную. И если в этом процессе наблюдаются сбои, важно вовремя помочь ребятам научиться относиться к потоку информации из СМИ избирательно, получать лишь тот материал, который может ответить на вопросы жизни, может помочь разобраться в социальной действительности, её явлениях, процессах и проблемах.
И
семья, и школа могут создать
известное «противоядие» тем
вредным воздействиям СМИ, которые
иногда могут иметь место, путём
воспитания активного восприятия подростками
художественных произведений. Это вырабатывает
художественный вкус у школьников.
Рождая у них взволнованный отклик
на произведения искусства, самостоятельный
подход к ним, художественное воспитание
развивает и расширяет
Проблема воздействия средств массовой информации, как одного из факторов социализации, на подростков предполагает рассмотрение не только содержания и качества подаваемой информации, но также изучение круга информационно-культурных потребностей и запросов личности.
Целью исследования является изучение отношения подростков к СМИ, а также выработка рекомендаций по использованию СМИ в социально-педагогической работе.
Согласно поставленной цели мной были выработаны следующие задачи данного исследования:
- проведение и обработка результатов исследования по выявлению отношения подростков к СМИ;
- выработка методики развития у подростков информационно-культурных потребностей.
-разработать рекомендации по социализации подростков.
Нами была выдвинута гипотеза исследования, что качество воздействия СМИ зависит от культурно-информационных потребностей и интересов подростковой аудитории.
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
«Переходный», «трудный», «критический» возраст... Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям - родителям и педагогам - найти правильную линию поведения по отношению к подростку, принять правильное решение в той или иной ситуации.
Границы подросткового
периода примерно совпадают с
обучением детей в средних
классах школы и охватывают возраст
от 10-11 до 14-15 лет. За несколько лет
ребята взрослеют не только физически,
но и умственно, нравственно, социально.
По всем этим направлениям происходит
становление качественно
Вопрос о происхождении особенностей подростков и явлений критического развития в подростковом периоде имеет большое значение для педагогики этого возраста. Более полувека ведётся теоретический спор о том, какими факторами это обусловлено - биологическими или социальными.
Первый фундаментальный труд о подростковом возрасте принадлежит американскому психологу Ст. Холлу [9, с.211]. Пытаясь осмыслить богатый и разнообразный материал наблюдений, он выдвинул так называемую теорию рекапитуляции: предполагалось, что развитие индивида воспроизводит и повторяет в сокращённом виде историю человеческого рода. Она якобы запечатлена генетически и обнаруживает себя в последовательной смене наследственно предопределённых форм поведения, чувств и социальных инстинктов. В особенностях подросткового возраста Ст. Холл видел отражение времени, когда «человеческий род был в бурной переходной стадии», «когда наши предки вели бродячую жизнь, дрались, охотились, ухаживали, блуждали на воле, искали приключений». Многие психологические особенности прямо выводились из факта полового созревания как центрального явления в этом возрасте. Не удивительно, что Ст.Холл был сторонником пассивной педагогики: вмешательство с целью что-то изменить, исправить объявлялось им нецелесообразным и бесполезным - действительно, природу не изменить!
Другим представителем биогенетического универсализма был З.Фрейд, выдвинувший теорию о стратегиях психосексуального развития ребёнка. Он считал, что эти стадии отражают прежний опыт сексуального развития человеческого рода, запечатлены генетически и не зависят от влияния среды. «Знаменитая односторонность» Фрейда состояла в том, что всё в личности он выводил из сексуальности и её столкновения с общественными требованиями и запретами; общество противопоставлялось им человеку как сила враждебная, калечащая его «природу».
Борьба инстинктивного
влечения и моральных запретов может
иметь различный исход. Подавление
влечения и вытеснение его в сферу
бессознательного ведёт, по Фрейду, к
развитию невроза, его победа - к
возрождению разных форм детской
сексуальности. Также возможна сублимация,
то есть переключение энергии сексуального
влечения на несексуальные объекты
и цели. При помощи этого механизма
будто бы и можно объяснить, почему
возникает у подростка
Естественным
следствием представлений о
В
20-30-Е года XIX века стало интенсивно
развиваться теоретическое
На основе обобщения
этнографических материалов были выделены
два типа перехода от детства к
взрослости. Первый - непрерывный, второй
- с наличием разрыва между тем,
чему ребёнок учится в детстве, и
теми способами поведения и
Теоретическое значение этнографических исследований велико. Было доказано, что именно конкретными социальными обстоятельствами жизни ребёнка определяются, во-первых, длительность подросткового периода; во-вторых, наличие или отсутствие кризиса конфликтов, трудностей; в-третьих, характер самого перехода от детства к взрослости. Из этих исследований вытекал противоположный фрейдизму вывод: в человеке природное не может быть противопоставлено социальному, поскольку природное в нём социально.
Таким образом, развитие теоретической мысли в объяснении «кризиса» в подростковом возрасте заключалось в постепенном накоплении обобщений, говорящих о том, что особенности проявлений в протекании подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых. При этом важно учитывать, на какую почву падают влияния, и, разумеется, каковы особенности ближайшего окружения подростка, - иными словами, каковы особенности окружающих его взрослых именно как воспитателей.
1.2. АНАЛИЗ
И СТРУКТУРА СВОБОДНОГО
В жизни современного общества исключительной сложностью отличается явление свободного времени, которое отражает существенные характеристики того или иного типа общества, наполняется различным, подчас весьма противоречивым, содержанием. В зависимости от аспекта рассмотрения и задач анализа в структуре свободного времени обычно выделяют неодинаковое количество элементов. [3, с. 113] Приняв за основание классификации характер осуществляемой деятельности с точки зрения её влияния на развитие человеческой личности, можно получить ряд наиболее широких категорий, образующих структуру свободного времени. Это - активная творческая (в том числе общественная) деятельность; учёба, самообразование; культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг и т.д.) и публично-зрелищный (посещение кино, театров, музеев и т.д.) характер; физические занятия (спорт и т.п.); любительские занятия типа хобби; товарищеские встречи, общение с другими людьми; пассивный отдых; затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры (например, злоупотребление алкоголем). [3,с.11]
Информация о работе Отношение подростков к средствам массовой информации