Отношение подростков к средствам массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение отношения подростков к СМИ, а также выработка рекомендаций по использованию СМИ в социально-педагогической работе.
Согласно поставленной цели мной были выработаны следующие задачи данного исследования:
- анализ литературы, посвященной проблеме социализации подростка;
- выявление особенностей свободного времени подростка;
- изучение воздействия СМИ на подростковую аудиторию;
- проведение и обработка результатов исследования по выявлению отношения подростков к СМИ;
- выработка методики развития у подростков информационно-культурных потребностей.
-разработать рекомендации по социализации подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИИ НА ВНЕШНЮЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возроста…………………………………………………………………….6
1.2. Анализ и структура свободного времени подростка……...9
1.3. Феномен массовой информации в контексте подростковых проблем…………………………………………………………………….12
2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДИАЛОГЕ ПОДРОСТКА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ………………………17
2.1. Социально-педагогическая работа по изучению информационных потребностей подростка………………………………………………….17
2.2. Методические рекомендации по решению проблемы отношения подростков к средствам массовой информации.....................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 2.28 Мб (Скачать документ)

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИИ НА ВНЕШНЮЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………….6

  1. Психолого-педагогические особенности подросткового возроста…………………………………………………………………….6
  2. Анализ и структура свободного времени подростка……...9
  3. Феномен массовой информации в контексте подростковых проблем…………………………………………………………………….12

2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДИАЛОГЕ ПОДРОСТКА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ………………………17

  1. Социально-педагогическая работа по изучению информационных потребностей подростка………………………………………………….17
  2. Методические рекомендации по решению проблемы отношения подростков к средствам массовой информации.....................................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………… 29

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня стоит  только включить радиоприёмник или  телевизор, полистать журнал или  раскрыть газету, и тревоги, драмы  мира, события, радостные и печальные, войдут в нашу квартиру. Они приковывают  к себе внимание, прямо и настоятельно обращаются к человеку, к его нравственному  чувству, требуют соучастия, сопереживания.

Одной из проблем современной социальной педагогики, бесспорно, является вопрос о том, какую роль играют средства массовой информации в жизни подрастающего  поколения. Оказывают ли они положительное  влияние, достаточно ли информируют  молодёжь о жизни общества, учат быть членом своего социума?

В подростковом возрасте появляется потребность  в уединении и переоценке своего «Я» и одновременно проявляется  переход от внешнего управления к  самоуправлению. Для управления необходима информация, которую подросток начинает искать, как в своём внутреннем, так и во внешнем, окружающим его, мире. Подростковый возраст - это возраст  интенсивного формирования мировоззрения, когда отчётливо проявляется  стремление и возможность к систематизации знаний, их упорядочиванию.

Но  многие учёные сегодня с беспокойством  пишут о том, что большинство  средств массовой информации, особенно телевидение, зачастую несут информацию, которая оказывает отрицательное  влияние на подрастающее поколение. В эпоху коммерческого телевидения  и компьютеризации молодое поколение  впитывает как полезную, так и  много ненужной информации, пропагандирующей зло, грубость, насилие и произвол.

Телевидение, радио, газеты и журналы занимают в жизни подростка достаточно серьёзное и существенное место, и социальный педагог должен не только обратить внимание взрослых на диалог детей с СМИ, но и вовремя помочь самому подростку правильно сориентироваться в этом безмерном потоке информации, помочь научиться выбирать только самое  необходимое, полезное и интересное.

В подростковом возрасте ребёнок открывает  для себя свой внутренний мир. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением  и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются той основой, на которой  в подростковом возрасте строятся мировоззренческие  взгляды. Картина мира при этом может  быть материалистической или идеалистической, или создаваться на базе религиозных  представлений и т.д. Сам процесс  познания окружающего мира имеет  свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания [8, с. 92].

Из средств  массовой информации, в частности  из телепередач, подростки узнают много  нового, это помогает им отдыхать и  развлекаться. И то, и другое, казалось бы, хорошо. Но здесь сразу же возникает вопрос: не создаёт ли это, с одной стороны, иллюзорность знаний и, с другой, не уводит ли такой пассивный отдых в мир бездеятельной мечты?

Роль  взрослых, в первую очередь родителей, классного руководителя и социального  педагога, пронаблюдать за общением подростка  со средствами массовой информации, оценить  умение школьников выбирать в потоке информации самую нужную и полезную, а для отдыха - безвредную и познавательную. И если в этом процессе наблюдаются  сбои, важно вовремя помочь ребятам  научиться относиться к потоку информации из СМИ избирательно, получать лишь тот материал, который может ответить на вопросы жизни, может помочь разобраться в социальной действительности, её явлениях, процессах и проблемах.

И семья, и школа могут создать  известное «противоядие» тем  вредным воздействиям СМИ, которые  иногда могут иметь место, путём  воспитания активного восприятия подростками  художественных произведений. Это вырабатывает художественный вкус у школьников. Рождая у них взволнованный отклик на произведения искусства, самостоятельный  подход к ним, художественное воспитание развивает и расширяет нравственно-эстетическое сознание подростка. Это помогает школьнику  в общении с СМИ.

Проблема  воздействия средств массовой информации, как одного из факторов социализации, на подростков предполагает рассмотрение не только содержания и качества подаваемой информации, но также изучение круга  информационно-культурных потребностей и запросов личности.

Целью исследования является изучение отношения подростков к СМИ, а также выработка рекомендаций по использованию СМИ в социально-педагогической работе.

Согласно  поставленной цели мной были выработаны следующие задачи данного исследования:

  • анализ литературы, посвященной проблеме социализации подростка;
  • выявление особенностей свободного времени подростка;
  • изучение воздействия СМИ на подростковую аудиторию;

          - проведение  и  обработка  результатов  исследования  по  выявлению отношения подростков к СМИ;

     -   выработка методики развития у подростков информационно-культурных потребностей.

         -разработать рекомендации по  социализации подростков.

Нами была выдвинута гипотеза исследования, что качество воздействия СМИ зависит от культурно-информационных потребностей и интересов подростковой аудитории.

 

 

 

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ  ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ  НА ВНЕШНЮЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ

    1. ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

«Переходный», «трудный», «критический» возраст... Эти слова  стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям - родителям и педагогам - найти  правильную линию поведения по отношению  к подростку, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Границы подросткового  периода примерно совпадают с  обучением детей в средних  классах школы и охватывают возраст  от 10-11 до 14-15 лет. За несколько лет  ребята взрослеют не только физически, но и умственно, нравственно, социально. По всем этим направлениям происходит становление качественно нового, всюду появляются ростки взрослости - перестраивается организм подростка, меняется его самосознание, отношения с взрослыми и сверстниками, происходят сдвиги в интересах, обогащается познавательная и учебная деятельность. В это время всё находится в движении: одни черты постепенно исчезают, появляются другие. Это возраст неожиданностей и сюрпризов. Происходящие изменения нередко сопровождаются появлением у самого подростка, с одной стороны, значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой - трудностей в его воспитании: подросток не поддаётся воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность).

Вопрос  о происхождении особенностей подростков и явлений критического развития в подростковом периоде имеет  большое значение для педагогики этого возраста. Более полувека ведётся  теоретический спор о том, какими факторами это обусловлено - биологическими или социальными.

Первый  фундаментальный труд о подростковом возрасте принадлежит американскому  психологу Ст. Холлу [9, с.211]. Пытаясь осмыслить богатый и разнообразный материал наблюдений, он выдвинул так называемую теорию рекапитуляции: предполагалось, что развитие индивида воспроизводит и повторяет в сокращённом виде историю человеческого рода. Она якобы запечатлена генетически и обнаруживает себя в последовательной смене наследственно предопределённых форм поведения, чувств и социальных инстинктов. В особенностях подросткового возраста Ст. Холл видел отражение времени, когда «человеческий род был в бурной переходной стадии», «когда наши предки вели бродячую жизнь, дрались, охотились, ухаживали, блуждали на воле, искали приключений». Многие психологические особенности прямо выводились из факта полового созревания как центрального явления в этом возрасте. Не удивительно, что Ст.Холл был сторонником пассивной педагогики: вмешательство с целью что-то изменить, исправить объявлялось им нецелесообразным и бесполезным - действительно, природу не изменить!

Другим  представителем биогенетического универсализма  был З.Фрейд, выдвинувший теорию о стратегиях психосексуального развития ребёнка. Он считал, что эти стадии отражают прежний опыт сексуального развития человеческого рода, запечатлены генетически и не зависят от влияния среды. «Знаменитая односторонность» Фрейда состояла в том, что всё в личности он выводил из сексуальности и её столкновения с общественными требованиями и запретами; общество противопоставлялось им человеку как сила враждебная, калечащая его «природу».

Борьба инстинктивного влечения и моральных запретов может  иметь различный исход. Подавление влечения и вытеснение его в сферу  бессознательного ведёт, по Фрейду, к  развитию невроза, его победа - к  возрождению разных форм детской  сексуальности. Также возможна сублимация, то есть переключение энергии сексуального влечения на несексуальные объекты  и цели. При помощи этого механизма  будто бы и можно объяснить, почему возникает у подростка стремление к творчеству, интерес к науке, искусству.

Естественным  следствием представлений о биогенетической  обусловленности психического и  социального развития ребёнка (в  каких бы теориях эти представления  не выражались) оказывается ложная и вредная педагогическая позиция: судьба ребёнка фатально предопределена; активное воспитание и самовоспитание невозможно.

В 20-30-Е года XIX века стало интенсивно развиваться теоретическое направление, противоположное биогенетическому универсализму. Накапливались исследования, в которых раскрывалась зависимость  некоторых особенностей личности подростка  от его социальной принадлежности. Такой подход существовал в ряде исследований подростков в советской  психологии уже в период её становления, когда изучались подростки из рабочей среды и из крестьянской, выделялись их особенности. Сильный  удар по теориям биогенетического универсализма  был нанесён этнографами, которые  занимались изучением так называемых примитивных цивилизаций, чтобы установить, что в человеке определяется «природой», а что - «культурой», то есть конкретными общественно-историческими условиями жизни и развития. Так, известны исследования, посвященные жизни и особенностям подростков острова Самоа. «Никаких конфликтов и кризисов в их развитии обнаружено не было; найдено было совсем противоположное - гармонический, бесконфликтный переход от детства к взрослости». [9, с 219]

На основе обобщения  этнографических материалов были выделены два типа перехода от детства к  взрослости. Первый - непрерывный, второй - с наличием разрыва между тем, чему ребёнок учится в детстве, и  теми способами поведения и представлениями, которые необходимы для осуществления  роли взрослого.

Теоретическое значение этнографических исследований велико. Было доказано, что именно конкретными  социальными обстоятельствами жизни  ребёнка определяются, во-первых, длительность подросткового периода; во-вторых, наличие  или отсутствие кризиса конфликтов, трудностей; в-третьих, характер самого перехода от детства к взрослости. Из этих исследований вытекал противоположный  фрейдизму вывод: в человеке природное не может быть противопоставлено социальному, поскольку природное в нём социально.

Таким образом, развитие теоретической мысли  в объяснении «кризиса» в подростковом возрасте заключалось в постепенном  накоплении обобщений, говорящих о  том, что особенности проявлений в протекании подросткового периода  определяются конкретными социальными  обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых. При этом важно  учитывать, на какую почву падают влияния, и, разумеется, каковы особенности  ближайшего окружения подростка, - иными  словами, каковы особенности окружающих его взрослых именно как воспитателей.

 

1.2. АНАЛИЗ  И СТРУКТУРА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ  ПОДРОСТКА

В жизни современного общества исключительной сложностью отличается явление свободного времени, которое  отражает существенные характеристики того или иного типа общества, наполняется  различным, подчас весьма противоречивым, содержанием. В зависимости от аспекта рассмотрения и задач анализа в структуре свободного времени обычно выделяют неодинаковое количество элементов. [3, с. 113] Приняв за основание классификации характер осуществляемой деятельности с точки зрения её влияния на развитие человеческой личности, можно получить ряд наиболее широких категорий, образующих структуру свободного времени. Это - активная творческая (в том числе общественная) деятельность; учёба, самообразование; культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг и т.д.) и публично-зрелищный (посещение кино, театров, музеев и т.д.) характер; физические занятия (спорт и т.п.); любительские занятия типа хобби; товарищеские встречи, общение с другими людьми; пассивный отдых; затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры (например, злоупотребление алкоголем). [3,с.11]

Информация о работе Отношение подростков к средствам массовой информации