Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:34, курсовая работа
Целью исследования является изучение отношения подростков к СМИ, а также выработка рекомендаций по использованию СМИ в социально-педагогической работе.
Согласно поставленной цели мной были выработаны следующие задачи данного исследования:
- анализ литературы, посвященной проблеме социализации подростка;
- выявление особенностей свободного времени подростка;
- изучение воздействия СМИ на подростковую аудиторию;
- проведение и обработка результатов исследования по выявлению отношения подростков к СМИ;
- выработка методики развития у подростков информационно-культурных потребностей.
-разработать рекомендации по социализации подростков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИИ НА ВНЕШНЮЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возроста…………………………………………………………………….6
1.2. Анализ и структура свободного времени подростка……...9
1.3. Феномен массовой информации в контексте подростковых проблем…………………………………………………………………….12
2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДИАЛОГЕ ПОДРОСТКА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ………………………17
2.1. Социально-педагогическая работа по изучению информационных потребностей подростка………………………………………………….17
2.2. Методические рекомендации по решению проблемы отношения подростков к средствам массовой информации.....................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………
А что же представляет собой свободное время подростка?
Время обучения учащегося имеет некоторое сходство с рабочим временем работающих. И то, и другое на данной стадии развития общества, как правило, закреплены за определённым временем суток и юридически регламентированы. Поскольку главной социальной функцией времени обучения является развитие личности, оно представляет собой часть свободного времени общества даже в том случае, когда время обучения регламентируется обществом. [15, с.32]
В
то же время «технологическая» и
юридическая регламентация
Любознательность и любопытство - особенность подростка. Он открыт к восприятию нового, интересного, значительного, он, как губка, впитывает в себя новую информацию.
Потребность динамична и мобильна: удовлетворённая потребность человека (в отличие от потребностей животных и животного характера его удовлетворения) есть в действительности порождение новой потребности.
Потребности осознаются
нами на индивидуальном уровне как
мотивы, стремления, интересы, побуждения,
теоретические прозрения. Создав что-либо,
человек удовлетворяет
Информационные
потребности следует
Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не только из сферы общения. Необходимо принимать во внимание целостную систему деятельности, в которую включена личность. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то подросток либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере. Поэтому важно знать, каким образом удовлетворение (или неудовлетворение) определенных информационных потребностей подростковой аудитории может повлиять на характер и эффективность повседневной деятельности школьников, на их активность в различных сферах общественной жизни. Ведь воздействие радио, печати и телевидения на общественное сознание измеряется не числом (или даже качеством) «заботливо обрамленных» картинок, а способностью этих средств побудить личность, социальную группу включиться в деятельность общества на различных уровнях - от непосредственного, ближайшего окружения до общественных движений мирового масштаба.
Развивая
потребности подростка в
1.3. ФЕНОМЕН
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В
Включив телевизор или радиоприёмник, раскрыв номер газеты или журнала, мы сталкиваемся с феноменом массовой информации.Очень часто употребление термина «массовая информация» привязано к представлению об ограниченном по масштабу, глубине и значимости, неполноценном знании.
Однако вряд ли стоит доказывать, что слова «масса» и «массовый» вовсе не фатально связаны с негативным значением. Массовая информация как поток произведений, предназначенных массовому зрителю, слушателю, читателю, имеющая целью всестороннее развитие образованности и культуры народа, при том учитывающая подготовленность, интересы, вкусы, предпочтения аудитории, заслуживает самого пристального внимания.
Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса. Среди функций СМИ выделяют следующие:
Основная задача СМИ - передача информации потребителям, которая происходит различными путями (газета, радио, ТВ).
Деятельность СМИ часто ассоциируется с распространением «мозаичной культуры», противопоставляемой продуктам «университетской» культуры и рассматриваемой как знание обо всём понемногу, находящееся почти в полном беспорядке в сознании людей.[12, с.61]
Но именно СМИ могут, благодаря своим способностям быстро, практически одновременно, систематически доносить до широчайших слоев массовой аудитории всю разнообразную по характеру, универсальную по содержанию, доступную по форме актуальную массовую информацию, рассчитанную на всестороннюю социальную ориентацию масс.
Деятельности СМИ присуще ещё одно важное качество -актуальность. Ведь подбор и подготовка для номера газеты или программы ТВ тех или иных научных, художественных, публицистических произведений протекает как стремление ответить на вопросы жизни, помочь разобраться в социальной действительности, её явлениях, процессах и проблемах, откликнуться на всё, волнующее массовую аудиторию.
Воздействие СМИ на подростков бесспорно. Об этом свидетельствуют наблюдения педагогов, классных руководителей и родителей. Это прежде всего сказывается в изменении круга представлений детей о различных предметах, явлениях природы, в характере их осведомлённости о людях, о тех или иных событиях культурной жизни. Это сказывается и в употреблении ими «известных словечек», выражений, в манерах, подражающих тем или иным персонажам телепередач, в изменении их досуга, в затратах времени на те или другие занятия.
Печать,
телевидение и радио
СМИ, как внешнему фактору воздействия на формирование личности подростка, надо во всём идти от человека, исходить из интересов молодой аудитории.
При этом журналистское произведение не должно быть чистой фотографией действительности, а содержать публицистическое осмысление идейно-нравственной, познавательной, культурной информации. Оно возымеет действие на культурно-нравственное состояние личности тогда, когда будет содержать новость, отражающую факт, событие в ряду знакомых явлений, информацию, которая освещает качественно новое в практике социального бытия, новое с точки зрения самого предмета изучения, а также новые выводы, обобщения, рекомендации.[6, с. 116]
Если же материал не вызовет интереса, то он в данном случае не способен активизировать ту потребность, которая возникла в результате межличностных отношений, обсуждений предыдущих сообщений печати, телевидения или радио.
ВЫВОДЫ
Ежедневно мы сталкиваемся с феноменом массовой информации. Массовая информация как поток произведений, предназначенных массовому зрителю, слушателю, читателю, имеющая целью всестороннее развитие образованности и культуры народа, при этом учитывающая подготовленность, интересы, вкусы, предпочтения аудитории, заслуживает самого пристального внимания.
Непосредственно СМИ очень сильно откладывает свой отпечаток на внешнюю социализацию подростков. При этом нужно помнить, что подростковый возраст – это «трудный», «критический» возраст. Именно в этом возрасте личность попадает под большое влияние окружающей действительности. Поток той разнообразной информации, которая проходит через подростка ни всегда бывает положительной, «хорошей».
Таким образом социальный педагог должен стать, так называемым «фильтром» информации, которая попадает под обозрение подростка.
Развивая потребности
2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДИАЛОГЕ ПОДРОСТКА И СРЕДСВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Социальный педагог в тесном сотрудничестве с семьёй и другими педагогами могут создать известное противоядие различным вредным воздействиям СМИ на подростков. Речь идёт о воспитании активного восприятия художественных произведений. Нужно развивать у учащихся самостоятельный подход к произведениям искусства, учить их «вчитываться» в поэму или повесть, всматриваться в картину или скульптуру, вслушиваться в воспринимаемую музыку. Всё это нужно для того, чтобы приучить детей к длительному, неспешному процессу восприятия, к тому, чтобы перечитывались отдельные части произведения, повторялись любимые строки стихотворения, находились в них новые оттенки.
Школа и семья должны учить школьника внимательно воспринимать немногое, зато запечатлевать, помогать задумываться над увиденным и услышанным, развивать способность отдаваться впечатлению от прекрасного, переживать воспринимаемое в течение известного времени, не давая новым впечатлениям наслоиться на старые.
Развивая художественный, нравственно-эстетический вкус у подростков, социальный педагог и семья способствуют развитию у школьников культурно-информационных потребностей в получении из СМИ полезной, интересной, познавательной информации, которая может оказать только позитивное влияние на развитие личности, и одновременно с этим вырабатывается умение «фильтровать» получаемый поток информации, выбирая и впитывая только нужное.
Исследования проводились на базе средней школы.
В исследовании приняли участие 24 учащихся.
Нами были использованы следующие методы: наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.
Первым этапом моего исследования было интервью-беседа с классным руководителем с целью выяснить, какая работа ведётся в классе в отношении взаимодействия подростков с СМИ. Классному руководителю были заданы следующие вопросы:
Получены следующие ответы.
По результатам интервьюирования я сделала вывод, что работа по формированию у школьников культурно-информационной потребности ведётся, но ученики не обсуждают полученную информацию из СМИ, не вырабатывают своего собственного отношения к ней. И хорошо, если этим занимаются родители, в противном же случае у подростков не вырабатывается понятие о том, что можно и нужно смотреть, слушать, читать, и какая информация совершенно бесполезна, неинтересна и даже вредна.
С целью изучения отношения подростков к СМИ ученикам была предложена анкета, состоящая из 9-ти вопросов с вариантами ответов на них (Приложение 1). В случае, если ни один из вариантов не подходил, ребятам предлагалось написать свой ответ в пункте «Другое».
По результатам анкетирования были получены следующие данные.
На вопрос, чем вы занимаетесь в свободное время: большинство ребят предпочитают проводить своё свободное время у экранов телевизоров (68%), встречаясь с друзьями (45%), занимаясь спортом (32%), читая книги ( 23%). Меньше всего они предпочитают посвящать своё свободное время прослушиванию радиотрансляций и посещению театра, музеев (0 % ), чтению газет и журналов ( 4,5 % ), помощи родителям ( 9% ), слушанию музыки ( 18%), занятию любимым делом ( 18% ).
Информация о работе Отношение подростков к средствам массовой информации