Отношение подростков к средствам массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение отношения подростков к СМИ, а также выработка рекомендаций по использованию СМИ в социально-педагогической работе.
Согласно поставленной цели мной были выработаны следующие задачи данного исследования:
- анализ литературы, посвященной проблеме социализации подростка;
- выявление особенностей свободного времени подростка;
- изучение воздействия СМИ на подростковую аудиторию;
- проведение и обработка результатов исследования по выявлению отношения подростков к СМИ;
- выработка методики развития у подростков информационно-культурных потребностей.
-разработать рекомендации по социализации подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИИ НА ВНЕШНЮЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возроста…………………………………………………………………….6
1.2. Анализ и структура свободного времени подростка……...9
1.3. Феномен массовой информации в контексте подростковых проблем…………………………………………………………………….12
2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДИАЛОГЕ ПОДРОСТКА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ………………………17
2.1. Социально-педагогическая работа по изучению информационных потребностей подростка………………………………………………….17
2.2. Методические рекомендации по решению проблемы отношения подростков к средствам массовой информации.....................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 2.28 Мб (Скачать документ)

А что же представляет собой свободное  время подростка?

Время обучения учащегося имеет некоторое  сходство с рабочим временем работающих. И то, и другое на данной стадии развития общества, как правило, закреплены за определённым временем суток и юридически регламентированы. Поскольку главной социальной функцией   времени   обучения   является   развитие   личности,   оно представляет собой часть свободного времени общества даже в том случае, когда время обучения регламентируется обществом. [15, с.32]

В то же время «технологическая» и  юридическая регламентация времени  обучения представляют собой серьёзное  отличие времени обучения от собственно свободного времени. Поэтому наряду со временем обучения целесообразно  выделять внеучебное и собственно свободное время учащегося. Собственно свободное время учащегося -это время суток за вычетом времени обязательных и домашних занятий, затрат внеучебного времени на дорогу к месту обучения и обратно, на домашнее хозяйство и самообслуживание и на удовлетворение физиологических потребностей. [15, с.48]

Любознательность  и любопытство - особенность подростка. Он открыт к восприятию нового, интересного, значительного, он, как губка, впитывает  в себя новую информацию.

Потребность динамична и мобильна: удовлетворённая  потребность человека (в отличие  от потребностей животных и животного  характера его удовлетворения) есть в действительности порождение новой  потребности.

Потребности осознаются нами на индивидуальном уровне как  мотивы, стремления, интересы, побуждения, теоретические прозрения. Создав что-либо, человек удовлетворяет созданным  определённую потребность, но действие удовлетворения одновременно порождает  новую потребность, побуждая к новому акту производства. Поэтому основная функция средств массовой информации - удовлетворение реальных потребностей, являющихся порождением познания мира.

Информационные  потребности следует рассматривать  как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения  сложившейся у них картины  мира, для выбора линии поведения  и решения проблемных ситуаций, для  достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность подростка, социализация личности.

Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не только из сферы общения. Необходимо принимать во внимание целостную систему деятельности, в которую включена личность. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то подросток либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере. Поэтому важно знать, каким образом удовлетворение (или неудовлетворение) определенных информационных потребностей подростковой аудитории может повлиять на характер и эффективность повседневной деятельности школьников, на их активность в различных сферах общественной жизни. Ведь воздействие радио, печати и телевидения на общественное сознание измеряется не числом (или даже качеством) «заботливо обрамленных» картинок, а способностью этих средств побудить личность, социальную группу включиться в деятельность общества на различных уровнях - от непосредственного, ближайшего окружения до общественных движений мирового масштаба.

Развивая  потребности подростка в получении  информации, педагог должен формировать  у него эстетическое восприятие действительности, развивать художественно-творческие способности в различных областях искусства и потребность вносить  прекрасное в жизнь.

 

 

1.3. ФЕНОМЕН  МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ  ПОДРОСТКОВЫХ ПРОБЛЕМ

     Включив телевизор или радиоприёмник, раскрыв номер газеты или журнала, мы сталкиваемся с феноменом массовой информации.Очень часто употребление термина «массовая информация» привязано к представлению об ограниченном по масштабу, глубине и значимости, неполноценном знании.

Однако вряд ли стоит доказывать, что слова «масса»  и «массовый» вовсе не фатально связаны  с негативным значением. Массовая информация как поток произведений, предназначенных  массовому зрителю, слушателю, читателю, имеющая целью всестороннее развитие образованности и культуры народа, при том учитывающая подготовленность, интересы, вкусы, предпочтения аудитории, заслуживает самого пристального внимания.

Средства  массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса. Среди функций СМИ выделяют следующие:

  • информационную  (сообщение  о  положение  дел, разного  рода фактах и событиях);
  • комментарийно  -  оценочную     (часто     изложение     фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);
  • познавательно   -   просветительную   (передовая   многообразную культурную,    историческую,   научную       информацию,   СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);
  • функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью; их влияние на взгляды и поведения людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально - политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства);
  • гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает этическим потребностям адресата). [19, с. 52]

Основная  задача СМИ - передача информации потребителям, которая происходит различными путями (газета, радио, ТВ).

Деятельность  СМИ часто ассоциируется с  распространением «мозаичной культуры», противопоставляемой продуктам  «университетской» культуры и рассматриваемой  как знание обо всём понемногу, находящееся  почти в полном беспорядке в сознании людей.[12, с.61]

Но  именно СМИ могут, благодаря своим  способностям быстро, практически одновременно, систематически доносить до широчайших слоев массовой аудитории всю  разнообразную по характеру, универсальную  по содержанию, доступную по форме  актуальную массовую информацию, рассчитанную на всестороннюю социальную ориентацию масс.

Деятельности  СМИ присуще ещё одно важное качество -актуальность. Ведь подбор и подготовка для номера газеты или программы ТВ тех или иных научных, художественных, публицистических произведений протекает как стремление ответить на вопросы жизни, помочь разобраться в социальной действительности, её явлениях, процессах и проблемах, откликнуться на всё, волнующее массовую аудиторию.

Воздействие СМИ  на подростков бесспорно. Об этом свидетельствуют  наблюдения педагогов, классных руководителей  и родителей. Это прежде всего сказывается в изменении круга представлений детей о различных предметах, явлениях природы, в характере их осведомлённости о людях, о тех или иных событиях культурной жизни. Это сказывается и в употреблении ими «известных словечек», выражений, в манерах, подражающих тем или иным персонажам телепередач, в изменении их досуга, в затратах времени на те или другие занятия.

Печать, телевидение и радио воздействуют на внешние и внутренние источники  социализации личности. Система внешних  воздействий на подрастающее поколение  выражается в таких терминах, как  образование, обучение, управление, педагогическое руководство, убеждение, внушение и т.д. Внутренние факторы социального развития личности отражены традиционными понятиями: самовоспитание, самопознание, самоуправление, саморазвитие и др. Взаимодействие внешних и внутренних факторов является условием формирования и самовоспитания личности.[6, с. 116]

СМИ, как внешнему фактору воздействия  на формирование личности подростка, надо во всём идти от человека, исходить из интересов молодой аудитории.

При этом журналистское произведение не должно быть чистой фотографией действительности, а содержать публицистическое осмысление    идейно-нравственной,    познавательной,    культурной информации. Оно возымеет действие на культурно-нравственное состояние  личности тогда, когда будет содержать  новость, отражающую факт, событие в  ряду знакомых явлений, информацию, которая  освещает качественно новое в  практике социального бытия, новое  с точки зрения самого предмета изучения, а также новые выводы, обобщения, рекомендации.[6, с. 116]

Если  же материал не вызовет интереса, то он в данном случае не способен активизировать ту потребность, которая возникла в  результате межличностных отношений, обсуждений предыдущих сообщений печати, телевидения или радио.

 

 

ВЫВОДЫ

Ежедневно мы сталкиваемся с феноменом  массовой информации. Массовая информация как поток произведений, предназначенных  массовому зрителю, слушателю, читателю, имеющая целью всестороннее развитие образованности и культуры народа, при этом учитывающая подготовленность, интересы, вкусы, предпочтения аудитории, заслуживает самого пристального внимания.

Непосредственно СМИ очень сильно откладывает свой отпечаток на внешнюю  социализацию подростков. При этом нужно помнить, что подростковый возраст – это «трудный», «критический»  возраст. Именно в этом возрасте личность попадает под большое влияние  окружающей действительности. Поток  той разнообразной информации, которая  проходит через подростка ни всегда бывает положительной, «хорошей».

Таким образом социальный педагог должен стать, так называемым «фильтром» информации, которая попадает под обозрение подростка.

Развивая потребности подростка  в получении информации, педагог  должен формировать у него эстетическое воспитание действительности, развивать  художественно-творческие способности  в различных областях искусства  и потребность вносить прекрасное в жизнь. 

 

2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДИАЛОГЕ ПОДРОСТКА И СРЕДСВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

2.1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА  ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОДРОСТКА      

  Социальный педагог в тесном сотрудничестве с семьёй и другими педагогами могут создать известное противоядие различным вредным воздействиям СМИ на подростков. Речь идёт о воспитании активного восприятия художественных произведений. Нужно развивать у учащихся самостоятельный подход к произведениям искусства, учить их «вчитываться» в поэму или повесть, всматриваться в картину или скульптуру, вслушиваться в воспринимаемую музыку. Всё это нужно для того, чтобы приучить детей к длительному, неспешному процессу восприятия, к тому, чтобы перечитывались отдельные части произведения, повторялись любимые строки стихотворения, находились в них новые оттенки.

Школа и семья должны учить школьника  внимательно воспринимать немногое, зато запечатлевать, помогать задумываться над увиденным и услышанным, развивать  способность отдаваться впечатлению  от прекрасного, переживать воспринимаемое в течение известного времени, не давая новым впечатлениям наслоиться на старые.

Развивая  художественный, нравственно-эстетический вкус у подростков, социальный педагог  и семья способствуют развитию у  школьников культурно-информационных потребностей в получении из СМИ  полезной, интересной, познавательной информации, которая может оказать  только позитивное влияние на развитие личности, и одновременно с этим вырабатывается умение «фильтровать»  получаемый поток информации, выбирая  и впитывая только нужное.

Исследования  проводились на базе средней школы.

В исследовании приняли участие 24 учащихся.

Нами  были использованы следующие методы: наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.

Первым этапом моего исследования было интервью-беседа с классным руководителем с целью  выяснить, какая работа ведётся в  классе в отношении взаимодействия подростков с СМИ. Классному руководителю были заданы следующие вопросы:

  1. Ведётся ли Вами работа по формированию у школьников культурно-информационной потребности?
  2. Помогаете ли Вы школьникам решить проблему их свободного времени? Что для этого делается?
  3. Обсуждаете ли Вы с ребятами информацию, полученную ими из СМИ?
  4. Проводятся ли в классе мероприятия, затрагивающие проблему отношения подростков к СМИ?

Получены следующие  ответы.

  1. Классный руководитель общается с учениками преимущественно в учебное время, но регулярно интересуется тем, как ребята проводят своё свободное время, чем увлекаются.
  2. Обсуждение информации, полученной из СМИ, классный руководитель с шестиклассниками   проводит   очень   редко.   Это   преимущественно происходит в виде ответов на вопросы учеников о поразившем их телефильме или передаче. 4. Решению проблемы «подросток и СМИ» способствуют такие проводящиеся в школе и классе мероприятия, как: «Встреча с известным городским художником», общешкольная информационно-познавательная игра «Что? Где? Когда?», участие в издании школьной газеты, экскурсии на местное городское телевидение, в музеи.

По  результатам интервьюирования я  сделала вывод, что работа по формированию у школьников культурно-информационной потребности ведётся, но ученики  не обсуждают полученную информацию из СМИ, не вырабатывают своего собственного отношения к ней. И хорошо, если этим занимаются родители, в противном  же случае у подростков не вырабатывается понятие о том, что можно и нужно смотреть, слушать, читать, и какая информация совершенно бесполезна, неинтересна и даже вредна.

С целью  изучения отношения подростков к  СМИ ученикам была предложена анкета, состоящая из 9-ти вопросов с вариантами ответов на них (Приложение 1). В случае, если ни один из вариантов не подходил, ребятам предлагалось написать свой ответ в пункте «Другое».

          По результатам анкетирования были получены следующие данные.

На  вопрос, чем вы занимаетесь в свободное  время: большинство ребят предпочитают проводить своё свободное время у экранов телевизоров (68%), встречаясь с друзьями (45%), занимаясь спортом (32%), читая книги ( 23%). Меньше всего они предпочитают посвящать своё свободное время прослушиванию радиотрансляций и посещению театра, музеев (0 % ), чтению газет и журналов ( 4,5 % ), помощи родителям ( 9% ), слушанию музыки ( 18%), занятию любимым делом ( 18% ).

Информация о работе Отношение подростков к средствам массовой информации