Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:34, курсовая работа
Целью исследования является изучение отношения подростков к СМИ, а также выработка рекомендаций по использованию СМИ в социально-педагогической работе.
Согласно поставленной цели мной были выработаны следующие задачи данного исследования:
- анализ литературы, посвященной проблеме социализации подростка;
- выявление особенностей свободного времени подростка;
- изучение воздействия СМИ на подростковую аудиторию;
- проведение и обработка результатов исследования по выявлению отношения подростков к СМИ;
- выработка методики развития у подростков информационно-культурных потребностей.
-разработать рекомендации по социализации подростков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИИ НА ВНЕШНЮЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возроста…………………………………………………………………….6
1.2. Анализ и структура свободного времени подростка……...9
1.3. Феномен массовой информации в контексте подростковых проблем…………………………………………………………………….12
2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДИАЛОГЕ ПОДРОСТКА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ………………………17
2.1. Социально-педагогическая работа по изучению информационных потребностей подростка………………………………………………….17
2.2. Методические рекомендации по решению проблемы отношения подростков к средствам массовой информации.....................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………
На вопрос, какую роль в жизни учеников играет телевидение, самый большой процент голосов пришёлся на ответ, что телевидение помогает им отдыхать и развлекаться (41%), 27% шестиклассников ответили, что не представляют себе жизни без телевидения, 23 % класса считают, что телевидение - это источник нового и интересного. 14% учащихся смотрят телевизор, когда им больше нечем заняться и никто не определил роль телевидения в своей жизни как несущественную.
На вопрос «Что Вы предпочитаете смотреть по телевидению?» большая часть класса ответила, что любит смотреть художественные фильмы (68%) и развлекательные передачи (68%), 27 % учеников класса предпочтение отдают научно-популярным передачам, а 23% также любят смотреть музыкальные передачи. Самый меньший процент ответов пришёлся на новости и аналитические передачи (9%), спортивные передачи любят смотреть 18% шестиклассников.
Следующий блок вопросов касался отношения подростков к радиотрансляциям. На вопрос «Слушаете ли Вы радио?» 32% ребят из класса ответили, что постоянно слушают радио в свободное время, 27 % учеников обращаются к радио случайно, когда его слушают другие члены семьи или друзья.23 % шестиклассников предпочитают слушать радио, когда занимаются каким-либо делом, не требующим речевой активности, а 18 % класса не слушают радио.
Ответы на вопрос о том, что именно предпочитают шестиклассники слушать в радиоэфире, получили следующие ответы. Наибольшее количество выборов пало на ответ «Музыку» (73%), чуть меньше внимания ребята уделяют радиоиграм, викторинам, конкурсам ( 59%), лишь 18 % учащихся любят слушать по радио новости, а 9% - беседы с интересными людьми.
Об отношении подростков к прессе были заданы вопросы №№ 6 и 7. На вопрос о том, какое значение для ребят имеют газеты и журналы, были получены следующие ответы: 41% учеников читают прессу редко, только когда больше нечем заняться, 36% шестиклассников читают только любимые газеты и журналы, 18 % - читают все газеты и журналы, которые попадаются под руку и 4,5% участников анкетирования ответили, что не читают газет и журналов.
На вопрос «Каким статьям и публикациям в газетах и журналах Вы отдаёте предпочтение?» половина класса дала ответ, что таковыми являются статьи на молодёжную тему (50%), 41% ребят ответили, что читают только статьи, заинтересовавшие их заголовком, 36% опрошенных любят кроссворды и анекдоты, а 23% чаще остального читают в газетах только программу телевидения. Самый меньший процент ответов был «Новости»
(4,5%) и 14% учеников
ответили, что часто читают всё
подряд, без разбора. Радует, что
ни один из участников
Следует обратить пристальное внимание на ответы, которые дали шестиклассники на вопрос анкеты «С кем Вы обсуждаете просмотренные телепередачи, услышанные радиопередачи, прочитанные газеты и журналы?»
36% учащихся ответили,
что ни с кем не обсуждают
информацию от СМИ, 32% обсуждают
с друзьями, 27% - с родителями и
23% - с братом или сестрой.
По результатам ответов шестиклассников на вопрос «Что, по-вашему, нужно изменить, улучшить, дополнить: -в программе телевидения; - в радиотрансляциях; - в содержании газет, журналов?» можно сказать, что наибольшее количество предложений от ребят поступило на тему увеличения количества передач, статей про школьников и для школьников, даже было предложено создать газету про жизнь школьников города, школы. Одновременно много поступило предложений по улучшению теле- и радиоэфира, повышению количества интересных теле- и радиопрограмм, увеличению количества весёлых статей, радиоигр и шуток, несколько предложений по увеличению количества телеканалов.
Качество
и характер воздействия СМИ на подростков
в большой степени зависит от самого зрителя,
слушателя, читателя, от того, как он внутренне
подготовлен к восприятию соответствующей
информации, каков его подход к ней и, самое
главное, каковы его интересы при общении
с СМИ. Это может быть интерес информационно-
По результатам проведённого анкетирования можно сделать вывод, что большинство шестиклассников при общении с СМИ руководствуются целью развлечься, отдохнуть - 74% опрошенных, и значительно меньшая часть ответов - 31% - обращаются к СМИ с информационно-познавательной целью.
Результаты ответов по количеству голосов (Приложение 2).
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К СМИ
С
целью развития у подростков ку
Январь: Информационно-дискуссионная программа «Моя любимая телепередача». Круглый стол для родителей «Ребёнок у телеэкрана». Февраль: Экскурсия на городское телевидение. Конкурс сочинений «Я - человек 2-го тысячелетия»
Март: Информационно-познавательная игра «Умники и умницы». Родительское собрание «Свободное время школьника». Апрель: Поход в кинотеатр. Информационно-познавательная игра «Что? Где? Когда?»
Май: Беседа «Мой любимый киногерой». Выпуск школьной настенной газеты ко Дню радио.
Проведение
этих мероприятий с шестиклассниками
будет способствовать выработке
у них собственного мнения о продуктах
СМИ, развитию познавательных интересов,
художественного вкуса при
Нами была разработана программа по развитию у подростков информационно-познавательных потребностей.
Дискуссионная программа «Моя любимая телепередача».
Цель программы: предоставить подросткам возможность высказать и отстоять своё мнение о положительных сторонах телепередач, послушать и проанализировать высказывания ровесников на данную тему.
Участники: ведущая и ведущий (шестиклассник);
3 команды подростков
(по 7 человек), защищающих 3 телепередачи:
развлекательную - «100%», информационно-
эксперты: журналист Слонимского телевидения Ахременя Игорь Семёнович, завуч по воспитательной работе Сончик Светлана Николаевна, психолог Чигрина Анна Станиславовна; зрители: шестиклассники, родители.
Подготовительный этап нашего мероприятия заключался в беседе с ребятами и выбор трёх телепрограмм, разделение на команды, выбор ведущего, подготовка вопросов, приглашение экспертов и зрителей, подбор музыкального и видеоматериала.
Для проведения данного мероприятия мы использовали: 4 стола (1 - для экспертов, 3 - для команд), телевизор.
Ход программы (Приложение 3).
Проведённая
информационно-дискуссионная
ВЫВОДЫ
По результатам проведенного мной интервьюирования с классным руководителем я сделала вывод, что работа по формированию у школьников культурно-информационной потребности ведётся, но ученики не обсуждают полученную информацию из СМИ, не вырабатывают своего собственного отношения к ней. И хорошо, если этим занимаются родители, в противном же случае у подростков не вырабатывается понятие о том, что можно и нужно смотреть, слушать, читать, и какая информация совершенно бесполезна, неинтересна и даже вредна.
По результатам проведённого анкетирования можно сделать вывод, что большинство шестиклассников при общении с СМИ руководствуются целью развлечься, отдохнуть - 74% опрошенных, и значительно меньшая часть ответов - 31% - обращаются к СМИ с информационно-познавательной целью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведённой работы мы можем сделать выводы, что характер воздействия СМИ на подростков зависит от культурно-информационных потребностей и интересов подростковой аудитории. Проведённое исследование показало, что подростковая аудитория при выборе СМИ чаще руководствуется потребностью в развлечениях и отдыхе, чем культурно-информационной потребностью. Задача социального педагога — развивать в подростке культурно-информационную потребность, научить его самостоятельно выбирать интересные и полезные передачи, фильмы, статьи.
В подростковом возрасте юноши и девушки наиболее подвержены влиянию внешних источников. Более того, в подростковом возрасте появляется потребность в уединении и переоценке своего «Я».
Средства
массовой информации, а в первую
очередь телевидение, со всеми своими
неограниченными возможностями
и оперативностью являются надёжным
и легкодоступным источником получения
информации. Практически полный переход
телевидения на коммерческую основу
не привёл к желаемым результатам, делать
юношеские, образовательные программы
стало невыгодно. В связи с
этим телевизионные каналы закупают
за рубежом телефильмы и телевизионные
сериалы очень низкого
Порой на телеэкраны попадает информация, просто не допустимая для широкой огласки. В наши дни программы новостей стали, практически: «Пособием молодого подрывника». С телеэкранов звучат названия взрывчатых веществ, способы их изготовления и наиболее грамотного применения.
Откровенно рекламируется
безнаказанность насилия и
Всё
вышесказанное доказывает, что процесс
общения подростка со средствами
массовой информации должен проходить
под наблюдением взрослых, задача
которых научить школьника
В подростковом возрасте ребёнок открывает для себя свой внутренний мир. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются той основой, на которой в подростковом возрасте строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, или создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
9 Мир детства: Подросток / Под.ред. А.Г.Хрипковой - М: Педагогика, 1982г.
10 Ю.Михалкович, В.И. Зритель перед экраном. -М: Знание, 1983г.
11 Мудрик, А.В. О воспитании старшеклассников: Книга для классных
руководителей. - М: Просвещение, 1981г.
12 Музы XX века: Художественные проблемы средств массовой коммуникации. / ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. Отв ред. Н.Зоркая, Ю.Богомолов. - М: Искусство, 1978г.
13 П.Пергаментщик, Л.А., Фурманов И.А., Аладьин А.А., Отчик, СВ. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. - Мн: НИО МОРБ, 1993г.
14 Печко, Л.П., Торшилова, Е.М., Сухова, Т.Н. Воспитание у подростков и
молодёжи творческой активности. - М: ВНМЦ НТ и КПР МН СССР,1986г.
15 Пименова, В.Н. Свободное время в социальном обществе. -М: Наука, 1974г.
16 Подласый, И.П.Педагогика - М: Просвещение, 1996г.
17 Разумный, А. Воспитание нравственной культуры в процессе творческой любительской деятельности. -М: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1986г.
18 Романенко, А. Мир сказочный и мир реальный. - М: Искусство, 1987г. 19 Средства массовой информации и пропаганды. - М: Просвещение,1997г.
Информация о работе Отношение подростков к средствам массовой информации