Отношение подростков к средствам массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение отношения подростков к СМИ, а также выработка рекомендаций по использованию СМИ в социально-педагогической работе.
Согласно поставленной цели мной были выработаны следующие задачи данного исследования:
- анализ литературы, посвященной проблеме социализации подростка;
- выявление особенностей свободного времени подростка;
- изучение воздействия СМИ на подростковую аудиторию;
- проведение и обработка результатов исследования по выявлению отношения подростков к СМИ;
- выработка методики развития у подростков информационно-культурных потребностей.
-разработать рекомендации по социализации подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИИ НА ВНЕШНЮЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возроста…………………………………………………………………….6
1.2. Анализ и структура свободного времени подростка……...9
1.3. Феномен массовой информации в контексте подростковых проблем…………………………………………………………………….12
2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДИАЛОГЕ ПОДРОСТКА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ………………………17
2.1. Социально-педагогическая работа по изучению информационных потребностей подростка………………………………………………….17
2.2. Методические рекомендации по решению проблемы отношения подростков к средствам массовой информации.....................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 2.28 Мб (Скачать документ)

На  вопрос, какую роль в жизни учеников играет телевидение, самый большой процент голосов пришёлся на ответ, что телевидение помогает им отдыхать и развлекаться (41%), 27% шестиклассников ответили, что не представляют себе жизни без телевидения, 23 % класса считают, что телевидение - это источник нового и интересного. 14% учащихся смотрят телевизор, когда им больше нечем заняться и никто не определил роль телевидения в своей жизни как несущественную.

На  вопрос «Что Вы предпочитаете смотреть по телевидению?» большая часть  класса ответила, что любит смотреть художественные фильмы (68%) и развлекательные  передачи (68%), 27 % учеников класса предпочтение отдают научно-популярным передачам, а 23% также любят смотреть музыкальные  передачи. Самый меньший процент  ответов пришёлся на новости и аналитические передачи (9%), спортивные передачи любят смотреть 18% шестиклассников.

Следующий блок вопросов касался отношения подростков к  радиотрансляциям. На вопрос «Слушаете ли Вы радио?» 32% ребят из класса ответили, что постоянно слушают радио в свободное время, 27 % учеников обращаются к радио случайно, когда его слушают другие члены семьи или друзья.23 % шестиклассников предпочитают слушать радио, когда занимаются каким-либо делом, не требующим речевой активности, а 18 % класса не слушают радио.

Ответы на вопрос о том, что именно предпочитают шестиклассники слушать в радиоэфире, получили следующие ответы. Наибольшее количество выборов пало на ответ «Музыку» (73%), чуть меньше внимания ребята уделяют радиоиграм, викторинам, конкурсам ( 59%), лишь 18 % учащихся любят слушать по радио новости, а 9% - беседы с интересными людьми.

Об  отношении подростков к прессе были заданы вопросы №№ 6 и 7. На вопрос о том, какое значение для ребят имеют газеты и журналы, были получены следующие ответы: 41% учеников читают прессу редко, только когда больше нечем заняться, 36% шестиклассников читают только любимые газеты и журналы, 18 % - читают все газеты и журналы, которые попадаются под руку и 4,5% участников анкетирования ответили, что не читают газет и журналов.

На вопрос «Каким статьям и публикациям в газетах и журналах Вы отдаёте предпочтение?» половина класса дала ответ, что таковыми являются статьи на молодёжную тему (50%), 41% ребят ответили, что читают только статьи, заинтересовавшие их заголовком, 36% опрошенных любят кроссворды и анекдоты, а 23% чаще остального читают в газетах только программу телевидения. Самый меньший процент ответов был «Новости»

(4,5%) и 14% учеников  ответили, что часто читают всё  подряд, без разбора. Радует, что  ни один из участников анкетирования  не ответил, что ничего не читает, а только просматривает заголовки газет и журналов (0%).

Следует обратить пристальное внимание на ответы, которые  дали шестиклассники на вопрос анкеты «С кем Вы обсуждаете просмотренные  телепередачи, услышанные радиопередачи, прочитанные газеты и журналы?»

36% учащихся ответили, что ни с кем не обсуждают  информацию от СМИ, 32% обсуждают  с друзьями, 27% - с родителями и  23% - с братом или сестрой. Огорчает, что лишь 4,5% проанкетированных ответили, что обсуждают информацию из СМИ с учителем, а 18% - с одноклассниками.

По результатам  ответов шестиклассников на вопрос «Что, по-вашему, нужно изменить, улучшить, дополнить: -в программе телевидения; - в радиотрансляциях; - в содержании газет, журналов?» можно сказать, что наибольшее количество предложений от ребят поступило на тему увеличения количества передач, статей про школьников и для школьников, даже было предложено создать газету про жизнь школьников города, школы. Одновременно много поступило предложений по улучшению теле- и радиоэфира, повышению количества интересных теле- и радиопрограмм, увеличению количества весёлых статей, радиоигр и шуток, несколько предложений по увеличению количества телеканалов.

   Качество и характер воздействия СМИ на подростков в большой степени зависит от самого зрителя, слушателя, читателя, от того, как он внутренне подготовлен к восприятию соответствующей информации, каков его подход к ней и, самое главное, каковы его интересы при общении с СМИ. Это может быть интерес информационно-просветительского характера, когда подросток общается с СМИ с целью узнать что-то новое для себя, интересное, но также это может быть желание отдохнуть, развлечься, посмеяться, занять себя хоть чем-то, просто «убить время».

По результатам  проведённого анкетирования можно  сделать вывод, что большинство  шестиклассников при общении  с СМИ руководствуются целью  развлечься, отдохнуть - 74% опрошенных, и значительно меньшая часть ответов - 31% - обращаются к СМИ с информационно-познавательной целью.

Результаты ответов  по количеству голосов (Приложение 2).

 

2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К СМИ

 С  целью развития у подростков культурно-информационных потребностей в отношении к средствам массовой информации мною был предложен комплекс мероприятий на 2-ую половину 2009/2010 учебного года:

Январь: Информационно-дискуссионная программа «Моя любимая телепередача». Круглый стол для родителей «Ребёнок у телеэкрана». Февраль: Экскурсия на городское телевидение. Конкурс сочинений «Я - человек 2-го тысячелетия»

Март: Информационно-познавательная игра «Умники  и умницы». Родительское собрание «Свободное время школьника». Апрель: Поход  в кинотеатр. Информационно-познавательная игра «Что? Где? Когда?»

Май: Беседа «Мой любимый киногерой». Выпуск школьной настенной газеты ко Дню радио.

Проведение  этих мероприятий с шестиклассниками будет способствовать выработке  у них собственного мнения о продуктах  СМИ, развитию познавательных интересов, художественного вкуса при выборе средства массовой информации.

Нами  была разработана программа по развитию у подростков информационно-познавательных потребностей.

Дискуссионная программа «Моя любимая телепередача».

Цель программы: предоставить подросткам возможность высказать и отстоять своё мнение о положительных сторонах телепередач, послушать и проанализировать высказывания ровесников на данную тему.

Участники: ведущая и ведущий (шестиклассник);

3 команды подростков (по 7 человек), защищающих 3 телепередачи: развлекательную - «100%», информационно-познавательную - «Умники и умницы», музыкальную  - «Утренняя звезда»;

эксперты: журналист  Слонимского телевидения Ахременя Игорь Семёнович, завуч по воспитательной работе Сончик Светлана Николаевна, психолог Чигрина Анна Станиславовна; зрители: шестиклассники, родители.

Подготовительный этап нашего мероприятия  заключался в беседе с ребятами и выбор трёх телепрограмм, разделение на команды, выбор ведущего, подготовка вопросов, приглашение экспертов и зрителей, подбор музыкального и видеоматериала.

Для проведения данного мероприятия  мы использовали: 4 стола (1 - для экспертов, 3 - для команд), телевизор.

Ход программы (Приложение 3).

Проведённая информационно-дискуссионная программа - это лишь часть предложенной методики по развитию у подростков культурно-информационных потребностей по отношению к СМИ. Поэтому можно сказать, что методика апробирована лишь частично. Для получения  очевидного результата необходимо провести комплекс мероприятий, регулярно обращаться к проблеме воздействия СМИ на подростков.

ВЫВОДЫ

 

По  результатам  проведенного мной интервьюирования с классным руководителем я сделала вывод, что работа по формированию у школьников культурно-информационной потребности ведётся, но ученики не обсуждают полученную информацию из СМИ, не вырабатывают своего собственного отношения к ней. И хорошо, если этим занимаются родители, в противном же случае у подростков не вырабатывается понятие о том, что можно и нужно смотреть, слушать, читать, и какая информация совершенно бесполезна, неинтересна и даже вредна.

По результатам  проведённого анкетирования можно  сделать вывод, что большинство  шестиклассников при общении  с СМИ руководствуются целью  развлечься, отдохнуть - 74% опрошенных, и значительно меньшая часть  ответов - 31% - обращаются к СМИ с  информационно-познавательной целью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам  проведённой работы мы можем сделать выводы, что характер воздействия СМИ на подростков зависит от культурно-информационных потребностей и интересов подростковой аудитории. Проведённое исследование показало, что подростковая аудитория при выборе СМИ чаще руководствуется потребностью в развлечениях и отдыхе, чем культурно-информационной потребностью. Задача социального педагога — развивать в подростке культурно-информационную потребность, научить его самостоятельно выбирать интересные и полезные передачи, фильмы, статьи.

В подростковом возрасте юноши и девушки  наиболее подвержены влиянию внешних  источников. Более того, в подростковом возрасте появляется потребность в  уединении и переоценке своего «Я».

Средства  массовой информации, а в первую очередь телевидение, со всеми своими неограниченными возможностями  и оперативностью являются надёжным и легкодоступным источником получения  информации. Практически полный переход  телевидения на коммерческую основу не привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательные программы  стало невыгодно. В связи с  этим телевизионные каналы закупают за рубежом телефильмы и телевизионные  сериалы очень низкого качества.

Порой на телеэкраны попадает информация, просто не допустимая для широкой огласки. В наши дни программы новостей стали, практически: «Пособием молодого подрывника». С телеэкранов звучат названия взрывчатых веществ, способы  их изготовления и наиболее грамотного применения.

Откровенно рекламируется  безнаказанность насилия и произвола. Ежедневно сообщается о заказных убийствах и очень редко говорится  об их раскрываемости и задержании преступников. Даже в детских игровых, развлекательных программах пропагандируется внезапное материальное обогащение. Почему-то всё меньше и меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе, как «Что? Где? Когда?» раньше, в качестве вознаграждения, давали хорошие книги, теперь это интеллектуальное казино, с мощнейшим культом денег.

Всё вышесказанное доказывает, что процесс  общения подростка со средствами массовой информации должен проходить  под наблюдением взрослых, задача которых научить школьника относиться к СМИ как к способу получения  нужной им информации. Телевидение, радио, газеты и журналы занимают в жизни подростка достаточно серьёзное и существенное место, и социальный педагог должен не только обратить внимание взрослых на диалог детей с СМИ, но и вовремя помочь самому подростку правильно сориентироваться в этом безмерном потоке информации, помочь научиться выбирать только самое необходимое, полезное и интересное.

В подростковом возрасте ребёнок открывает  для себя свой внутренний мир. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением  и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются той основой, на которой  в подростковом возрасте строятся мировоззренческие  взгляды. Картина мира при этом может  быть материалистической или идеалистической, или создаваться на базе религиозных  представлений и т.д. Сам процесс  познания окружающего мира имеет  свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Богомолова, И.Н. Массовая коммуникация и общение. - М: Знание, 1988г.
  2. Бокань, Ю.И. Молодое поколение созидателей. - М: Просвещение, 1988г.
  3. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М.Прохоров - М: Сов. Энциклопедия, 1978г.
  4. Карпов, Н.П. Телевидение в нашей жизни. -М: Знание, 1981г.
  5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. -М:Педагогика, 1998г.
  6. Лизанчук, В.В. Грани коллективизма: Воздействие печати, ТВ, радио на формирование социально активной личности. - Львов: Выша школа. Издательство при Львовском университете, 1989г.
  7. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника. - М: Педагогика, 1985г.
  8. Махов, Ф.С. Подросток и свободное время - Л: Лениздат, 1982г.

9 Мир детства: Подросток / Под.ред. А.Г.Хрипковой - М: Педагогика, 1982г.

10  Ю.Михалкович, В.И. Зритель перед экраном. -М: Знание, 1983г.

11 Мудрик, А.В. О воспитании старшеклассников: Книга для классных

руководителей. - М: Просвещение, 1981г.

12 Музы XX века: Художественные проблемы средств массовой коммуникации. / ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. Отв ред. Н.Зоркая, Ю.Богомолов. - М: Искусство, 1978г.

 13 П.Пергаментщик, Л.А., Фурманов И.А., Аладьин А.А., Отчик,  СВ. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. - Мн: НИО МОРБ, 1993г.

14 Печко, Л.П., Торшилова, Е.М., Сухова, Т.Н. Воспитание у подростков и

молодёжи  творческой активности. - М: ВНМЦ НТ и  КПР МН СССР,1986г.

15 Пименова, В.Н. Свободное время в социальном обществе. -М: Наука, 1974г.

16 Подласый, И.П.Педагогика - М: Просвещение, 1996г.

17 Разумный, А. Воспитание нравственной культуры в процессе творческой любительской деятельности. -М: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1986г.

18 Романенко, А. Мир сказочный и мир реальный. - М: Искусство, 1987г. 19 Средства массовой информации и пропаганды. - М: Просвещение,1997г.

Информация о работе Отношение подростков к средствам массовой информации