Ознакомление с окружающей жизнью – основа умственного воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Знакомство дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира - системообразующая часть педагогического процесса в ДОУ. В процессе ознакомления с окружающим миром происходит социализация и интеграция дошкольников в социум.

Содержание

Введение
1. Значение ознакомления с окружающим для развития ребенка дошкольного возраста.
2. Содержание и своеобразие знаний об окружающем у детей дошкольного возраста на основе анализа «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
3. Методы и приемы ознакомления дошкольников с окружающим.
4. Анализ работы по ознакомлении.
5. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

ознаком с окр контрольная.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету

«Педагогика».

 

Тема № 6

«Ознакомление с окружающей жизнью –

основа

умственного воспитания детей».

 

 

                                     Выполнила: студентка

  отделения  «Дошкольное образование»

                    Группы 4 «А»

                                               

 

 

 

 

 

 

г. Покров

 

План.

 

 

Введение

  1. Значение  ознакомления с окружающим для развития ребенка дошкольного возраста.
  2. Содержание и своеобразие  знаний об окружающем  у детей дошкольного возраста на основе анализа «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
  3. Методы и приемы ознакомления дошкольников с окружающим.
  4. Анализ  работы по ознакомлении.
  5. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В данной работе была рассмотрена тема: «Ознакомление с окружающей жизнью – основа умственного воспитания детей». Эта тема является очень актуальной на сегодняшний день.

Для современной образовательной  системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. Необходимость  компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет  повышенные требования к умственному воспитанию  подрастающего поколения. На первый план выдвигается  задача формирования     способности к активной умственной деятельности. 

         Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей в развитии познавательной деятельности дошкольников. Чрезвычайно важную роль в умственном развитии дошкольников играет ознакомление детей с окружающим.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами  и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. 

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном  опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Знакомство дошкольников с явлениями и предметами окружающего  мира - системообразующая часть педагогического процесса в ДОУ. В процессе ознакомления с окружающим миром происходит социализация и интеграция дошкольников в социум.

 

 

  1. Значение  ознакомления с окружающим для развития ребенка дошкольного возраста.

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

       Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность.

     Всестороннее развитие личности ребенка в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно-образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. При этом умственное воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности.

         Знания сами по себе еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них умственное развитие невозможно. Поэтому основу умственного воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания.

            Ознакомление с окружающим ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания.

В  целом  ряде работ,  посвященных вопросам   ознакомления детей с окружающим миром, разработаны принципы отбора и систематизации знаний дошкольников. На основе этих принципов был определен примерный объем систематизированных знаний о живой и неживой природе, которые позволяют сформировать у детей - первоначальное понимание некоторых важных природных зависимостей. При этом учитывалось, что детей надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления детей-дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

В дошкольном возрасте закладывается  фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное, умственное развитие ребенка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудноустранимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее, развитие ребенка.

Результаты  психологических и педагогических исследований последних лет показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать понимание зависимости между внешним строением животных и условиями их существования. Достаточно легко формируются также представления об основных условиях роста и развития растений. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.

Обучая детей обобщенным способам обследования предметов с применением специально разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия. В результате такого обучения дети правильно воспринимают сложную форму предметов, оценивают их пространственные отношения, пропорции и т. д.

Важное значение для  умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. В ряде исследований показано, что в среднем и старшем дошкольном возрасте оно приобретает значительную широту. Одна из линий усложнения этого содержания может быть представлена как последовательное овладение детьми следующими основными отношениями действительности: 1) «часть — целое», 2)  «предмет — предмет», 3)  «предмет —система  предметов».

С помощью специально разработанных методик удалось  установить, что овладение каждым типом отношений оказывает существенное влияние на становление и развитие основных форм детского мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического). Так, формирование у детей 2—3 лет обобщенных представлений, отражающих отношение «часть — целое», становится основой развития особых умений воспроизводить мысленно скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей. Иначе говоря, овладение данным отношением оказывает положительное влияние на становление и развитие наглядно-образного мышления дошкольников.

Приблизительно с 4 лет  возможно формирование у детей умений рассматривать предметы в их взаимосвязи и взаимодействии с целыми совокупностями других предметов, выступающими в качестве систем, внутри которых искомый предмет существует и функционирует. Иначе говоря, объектом познавательной деятельности ребенка становится фундаментальное отношение «предмет — система предметов». Процесс овладения данным отношением был прослежен на разных видах детской деятельности.

Овладение отношением «предмет — система предметов» успешно  осуществлялось детьми также в процессе формирования у них представлений, отражающих существенные зависимости живой и неживой природы (например, зависимость строения органов животного от условий   его существования).

Овладение детьми отношением «предмет — система предметов» значительно расширяет возможности их познавательной деятельности, оказывает существенное влияние на развитие поисково-исследовательской деятельности. При этом появляется возможность формирования принципиально нового способа экспериментирования с предметами (как реального, так и мысленного), который заключается в том, что обследуемый ребенком предмет последовательно включается им в различные системы предметов и потому может быть рассмотрен в разных аспектах, с разных сторон.

Изложенные выше положения  о предметном содержании мыслительной деятельности дошкольников позволили разработать логическую схему общей организации их познавательной деятельности: от выделения отдельных предметов к прослеживанию системы связей между предметами и далее к выделению отдельных свойств и качеств предметов с последующим их анализом в системе межпредметных функциональных связей.

 

  1. Содержание и своеобразие  знаний об окружающем

у детей дошкольного  возраста.

      Определение объема и содержания знаний, обеспечивающих полноценное развитие ребенка дошкольного возраста, - одна из традиционных проблем педагогики. Первенство в решении этой проблемы принадлежит Я.А.Коменскому. В книге «Материнская школа» Коменский изложил программу знаний, положив в ее основание принцип энциклопедичности. Это значит, что в дошкольном возрасте нельзя ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными (о природе, о труде, о небесных светилах, об экономике и др.). Я. А. Коменский определил еще одно требование к знаниям для маленьких детей: они должны служить воспитанию. Оба эти принципа (энциклопедичность знаний, их воспитывающий характер) учтены при составлении современных программ для дошкольников.

           «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать

 

простейшие  причинно-следственные связи и др.); стимулирует развитие любознательности. Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировки в окружающем мире. Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих:

- предметное окружение.

- явления общественной жизни.

- мир природы.

      Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:

    • энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает);
    • природосообразность (человек — часть природы, и он подчиняется е ее законам);
    • воспитательная ценность знаний. 

Каждый подраздел программы  имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает: 

    • ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т. п.);
    • восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности. 

        В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Эта тема в одинаковой мере касается всех обозначенных рубрик подраздела: «Родная семья», «Родная страна», «Наша армия» и т. п.

            Умственное воспитание в программе организовано на принципах 
коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает: 

  • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; 
  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания  человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
  • ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
  • формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.);
  • формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт    и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни.

Информация о работе Ознакомление с окружающей жизнью – основа умственного воспитания детей