Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа
Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Знакомство дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира - системообразующая часть педагогического процесса в ДОУ. В процессе ознакомления с окружающим миром происходит социализация и интеграция дошкольников в социум.
Введение
1. Значение ознакомления с окружающим для развития ребенка дошкольного возраста.
2. Содержание и своеобразие знаний об окружающем у детей дошкольного возраста на основе анализа «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
3. Методы и приемы ознакомления дошкольников с окружающим.
4. Анализ работы по ознакомлении.
5. Заключение.
Контрольная работа по предмету
«Педагогика».
Тема № 6
«Ознакомление с окружающей жизнью –
основа
умственного воспитания детей».
отделения «Дошкольное образование»
Группы 4 «А»
г. Покров
План.
Введение
Введение.
В данной работе была рассмотрена тема: «Ознакомление с окружающей жизнью – основа умственного воспитания детей». Эта тема является очень актуальной на сегодняшний день.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет повышенные требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей в развитии познавательной деятельности дошкольников. Чрезвычайно важную роль в умственном развитии дошкольников играет ознакомление детей с окружающим.
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Знакомство дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира - системообразующая часть педагогического процесса в ДОУ. В процессе ознакомления с окружающим миром происходит социализация и интеграция дошкольников в социум.
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность.
Всестороннее развитие личности ребенка в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно-образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. При этом умственное воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности.
Знания сами по себе еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них умственное развитие невозможно. Поэтому основу умственного воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания.
Ознакомление с окружающим
В целом ряде работ, посвященных вопросам ознакомления детей с окружающим миром, разработаны принципы отбора и систематизации знаний дошкольников. На основе этих принципов был определен примерный объем систематизированных знаний о живой и неживой природе, которые позволяют сформировать у детей - первоначальное понимание некоторых важных природных зависимостей. При этом учитывалось, что детей надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления детей-дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное, умственное развитие ребенка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудноустранимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее, развитие ребенка.
Результаты
психологических и
Обучая детей обобщенным способам обследования предметов с применением специально разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия. В результате такого обучения дети правильно воспринимают сложную форму предметов, оценивают их пространственные отношения, пропорции и т. д.
Важное значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. В ряде исследований показано, что в среднем и старшем дошкольном возрасте оно приобретает значительную широту. Одна из линий усложнения этого содержания может быть представлена как последовательное овладение детьми следующими основными отношениями действительности: 1) «часть — целое», 2) «предмет — предмет», 3) «предмет —система предметов».
С помощью специально
разработанных методик удалось
установить, что овладение каждым
типом отношений оказывает
Приблизительно с 4 лет возможно формирование у детей умений рассматривать предметы в их взаимосвязи и взаимодействии с целыми совокупностями других предметов, выступающими в качестве систем, внутри которых искомый предмет существует и функционирует. Иначе говоря, объектом познавательной деятельности ребенка становится фундаментальное отношение «предмет — система предметов». Процесс овладения данным отношением был прослежен на разных видах детской деятельности.
Овладение отношением «предмет — система предметов» успешно осуществлялось детьми также в процессе формирования у них представлений, отражающих существенные зависимости живой и неживой природы (например, зависимость строения органов животного от условий его существования).
Овладение детьми отношением «предмет — система предметов» значительно расширяет возможности их познавательной деятельности, оказывает существенное влияние на развитие поисково-исследовательской деятельности. При этом появляется возможность формирования принципиально нового способа экспериментирования с предметами (как реального, так и мысленного), который заключается в том, что обследуемый ребенком предмет последовательно включается им в различные системы предметов и потому может быть рассмотрен в разных аспектах, с разных сторон.
Изложенные выше положения о предметном содержании мыслительной деятельности дошкольников позволили разработать логическую схему общей организации их познавательной деятельности: от выделения отдельных предметов к прослеживанию системы связей между предметами и далее к выделению отдельных свойств и качеств предметов с последующим их анализом в системе межпредметных функциональных связей.
у детей дошкольного возраста.
Определение объема и содержания знаний, обеспечивающих полноценное развитие ребенка дошкольного возраста, - одна из традиционных проблем педагогики. Первенство в решении этой проблемы принадлежит Я.А.Коменскому. В книге «Материнская школа» Коменский изложил программу знаний, положив в ее основание принцип энциклопедичности. Это значит, что в дошкольном возрасте нельзя ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными (о природе, о труде, о небесных светилах, об экономике и др.). Я. А. Коменский определил еще одно требование к знаниям для маленьких детей: они должны служить воспитанию. Оба эти принципа (энциклопедичность знаний, их воспитывающий характер) учтены при составлении современных программ для дошкольников.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать
простейшие причинно-следственные связи и др.); стимулирует развитие любознательности. Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировки в окружающем мире. Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих:
- предметное окружение.
- явления общественной жизни.
- мир природы.
Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:
Каждый подраздел программы имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает:
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Эта тема в одинаковой мере касается всех обозначенных рубрик подраздела: «Родная семья», «Родная страна», «Наша армия» и т. п.
Умственное воспитание в программе организовано
на принципах
коммуникативно-познавательной деятельности
детей и обогащено современным развивающим содержанием.
Оно обеспечивает:
Информация о работе Ознакомление с окружающей жизнью – основа умственного воспитания детей