Ознакомление с окружающей жизнью – основа умственного воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Знакомство дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира - системообразующая часть педагогического процесса в ДОУ. В процессе ознакомления с окружающим миром происходит социализация и интеграция дошкольников в социум.

Содержание

Введение
1. Значение ознакомления с окружающим для развития ребенка дошкольного возраста.
2. Содержание и своеобразие знаний об окружающем у детей дошкольного возраста на основе анализа «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
3. Методы и приемы ознакомления дошкольников с окружающим.
4. Анализ работы по ознакомлении.
5. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

ознаком с окр контрольная.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

В последние  годы дети испытывают дефицит общения  со взрослыми, поэтому мною было уделено внимание беседам и разговорам с детьми, во время которых я не только закрепила знания об окружающем мире, но и способствовала формированию у детей положительно-эмоционального отношения к тому, о чем я беседовала с ними. Такие беседы приучают детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы собеседников. Большое значение такой вид работы имеет и для развития связной речи: разговор с воспитателем учит ребенка связно рассказывать об увиденном, выражать свои мысли законченными предложениями, грамматически правильно строя их, согласуя в них слова.

Большое внимание мною так же было уделено и основному виду деятельности детей — игре. Ребенок познает окружающий мир достаточно активно, стремясь увиденное, услышанное претворить в жизнь. Сделать это он может в игре, потому что именно игра позволяет осуществить то, что в реальной жизни недоступно.

 Многие знания у детей закреплялись во время трудовой деятельности, т.к ребенок живет в обществе, где все люди трудятся, поэтому я старалась не только познакомить детей с трудом близких людей, но и по возможности приобщала детей к этому труду, стремилась научить бережно относиться ко всему, что их окружает.

Также большое значение мною было уделено, при ознакомлении с окружающим, чтению произведений художественной литературы, заучиванию стихов наизусть.

Содержание работы по каждой теме я усложняла постепенно, постоянно возвращаясь к пройденному.

     Рассмотрим содержание моей работы по ознакомлению детей средней группы  с окружающим по теме: «Наша Родина».

       Основная задача в работе по знакомству детей средней группы с родной страной —вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.

Прежде всего, я начала знакомить детей с природой России. Показывала детям иллюстрации с изображениями лесов, полей, рек, морей, гор, подчеркивая, что Россия — страна красивая и большая. Беседовала с детьми о том, где они провели лето, и обращала их внимание на то, что все дети были в разных городах, и видели, какая красивая наша страна. Посещая «Горницу», организованную в нашем детском саду, я показывала детям и красоту, созданную руками русских мастеров, — это матрешки, дымковские игрушки, деревянные ложки, старинную посуду, сундучки, кружевные салфетки. Я подчеркивала, что все это создано руками талантливых русских людей, и мы можем любоваться этой красотой до сих пор.

      Также я обращала внимание детей на то, что и природу, и то, что создано руками людей, нужно беречь, сохранять, чтобы через много лет другие тоже могли этим любоваться.

Затем,  я знакомила детей с русским национальным костюмом. Для этого в группу принесла кукол (мальчика и девочку), одетых в эти костюмы.  Рассмотрела я с детьми костюмы, обратила внимание на некоторые новые названия — косоворотка, кокошник и т.д. В дальнейшем, рассматривая иллюстрации к русским народным сказкам, привлекала внимание детей к тому, как одеты герои сказок. Особенно хороши иллюстрации к русским народным сказкам художника         Е. Рачева.

Приобщая  детей к русской культуре, рассказывала им русские народные сказки, предлагала послушать в грамзаписи русские народные песни, посмотреть мультфильмы по мотивам русских народных сказок, заучивала русские народные потешки, знакомила с предметами народно-прикладного искусства — дымковской игрушкой, матрешками, хохломскими изделиями.

Таким образом, у детей сложилось представление о России как о стране большой и красивой, о талантливом русском народе. Это вызвало у детей чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

      Проблема умственного воспитания дошкольников чрезвычайно сложна и многогранна. В данной работе мы затронули лишь часть вопросов этой проблемы, решение которых представляется актуальным.

Из года в год усложняются задачи воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, совершенствуются содержание и методы обучения детей на занятиях. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольника. В настоящее время достигнуты определенные успехи в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса в детских садах. Значительно усовершенствовано содержание всех разделов программы воспитания в детском саду. Выполнен ряд важных психолого-педагогических исследований по нравственному, физическому, умственному и эстетическому воспитанию.

В процессе ознакомления дошкольников с окружающим у детей возникает много новых вопросов к воспитателю. Отвечая на эти вопросы, не следует бояться, что какие-то связи и отношения познаваемых явлений останутся детям не до конца ясными. В ходе ответов что-то для ребенка проясняется, однако новые знания, раскрывая новые стороны явлений, влекут за собой и новые вопросы. Важно подчеркнуть, что в ряде случаев именно не совсем отчетливые знания оказывают существенное влияние на обогащение и развитие основного ядра осознанных, четких знаний. Чем шире у ребенка горизонты не совсем ясных знаний, тем более многообразен и богат процесс их превращения в ясные, отчетливые знания. В этом заключается своеобразный парадокс умственного развития детей.

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ.  И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.-416с
  2. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед.уч-щ. /Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина.- 2-е изд., испр.и доп. – М.: Просвещение, 1986.-415 с.
  3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.-207 с.
  4. Ребенок и окружающий мир. Дыбина О.В. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.-80 с.
  5. Алешкина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М. Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004. – 128 с

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ознакомление с окружающей жизнью – основа умственного воспитания детей