Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа
Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Знакомство дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира - системообразующая часть педагогического процесса в ДОУ. В процессе ознакомления с окружающим миром происходит социализация и интеграция дошкольников в социум.
Введение
1. Значение ознакомления с окружающим для развития ребенка дошкольного возраста.
2. Содержание и своеобразие знаний об окружающем у детей дошкольного возраста на основе анализа «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
3. Методы и приемы ознакомления дошкольников с окружающим.
4. Анализ работы по ознакомлении.
5. Заключение.
3. Методы и приемы ознакомления дошкольников с окружающим.
Знания — это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработано определение методов обучения. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога и руководимых им детей с целью приобретения последними знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении имеет место познавательная и связанная с ней практическая деятельность детей, имеющая образовательное и воспитательное значение.
В процессе ознакомления дошкольников с окружающим воспитатель использует различные методы и приемы.
Методы обучения — это способы работы воспитателя, обеспечивающие усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием — это часть метода.
Воспитатель, определяя основной метод обучения, которым он будет пользоваться на занятии, использует разнообразные приемы для того, чтобы повысить его эффективность. Например, используя беседу как основной метод систематизации знаний детей о весне, дополняет ее различными приемами: показом веток с распустившимися листьями, загадыванием загадки, чтением стихотворения. Организуя наблюдения за движением транспорта, он задает детям вопросы, дает нужные пояснения. Во время обучения рисованию воспитатель пользуется приемами показа и объяснения, а чтобы вызвать эмоциональное настроение, читает детям стихотворение.
Методы обучения принято делить на наглядные, словесные, практические и игровые.
Наглядные методы.
Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы. Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наглядные методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относятся демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование проектора, компьютера, телевизионных передач и др.).
Наблюдение — это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель — не только познакомить детей с предметом или явлением, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за трудом взрослых, движением транспорта, поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.
Воспитатель помогает детям овладеть деятельностью наблюдения: ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способам обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формирует умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные, существенные признаки.
При организации наблюдений необходимо соблюдать ряд условий: надо выбирать для них такое место и такие моменты, когда дети могут увидеть наиболее характерные особенности наблюдаемого объекта; вопросы и указания должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание дошкольников к разным признакам наблюдаемого объекта; не следует отвлекать их вопросами, которые не связаны с наблюдением, рассказывать о других событиях, читать стихотворения или загадывать загадки. Все внимание должно быть направлено на его объект.
Наблюдению может
Дети должны пойти на экскурсию к месту оживленного движения транспорта. Воспитатель проводит вступительную беседу, в которой выявляет, какие правила уличного движения им известны, знают ли они, кто и как регулирует движение транспорта и пешеходов на улице, напоминает о правилах поведения во время экскурсии. Подойдя к намеченному перекрестку, педагог размещает детей так, чтобы всем было хорошо видно проезжую часть улицы и в то же время, чтобы они были в полной безопасности. Затем он предлагает сначала рассмотреть обстановку, обращает внимание на основные объекты наблюдения (движущийся транспорт, светофор, милиционер-регулировщик). Чтобы наблюдение было более целенаправленным, задает детям вопросы: «Что делает милиционер-регулировщик? В какой последовательности загораются разные огни светофора? Есть ли еще какие-либо знаки на улице, регулирующие уличное движение?» После этого детям дается возможность наблюдать окружающую обстановку в течение 4—5 мин, а затем они рассказывают, что увидели. Воспитатель уточняет некоторые ответы, подводит итог наблюдению. После возвращения в детский сад он предлагает детям еще раз вспомнить, что они узнали и увидели во время экскурсии, построить из строительного материала улицу города со светофорами и уличными знаками, с транспортом и милиционером-регулировщиком. Занятие незаметно переходит в игру.
Содержание занятий, связанных с наблюдениями, постепенно усложняется: выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связей между ними. Наблюдения организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (за развитием растений, сезонными явлениями).
Показ предметов является одним из распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную одежду, игрушечную и настоящую мебель, посуду, предметы домашнего обихода, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, конструирования.
Воспитатель показывает предмет так, чтобы всем было хорошо видно, четко и кратко рассказывает о нем. «Посмотрите — это кисточка,— говорит он младшим детям.— Кисточкой мы будем рисовать. Она длинная (показывает), на конце у нее волоски (показывает), они пушистые. Обмакнем кисточку в краску, и будем рисовать».
Руководящая роль педагога во время демонстрации предметов заключается в том, что он в строго определенной последовательности направляет внимание детей на различные их стороны и свойства, объединяя отдельные знания в целостные представления о том или ином объекте.
Показ картин, иллюстраций часто используется в работе по развитию речи, по ознакомлению с окружающим. Картина имеет то преимущество, что на ней можно рассмотреть предметы, явления, которые в условиях детского сада понаблюдать невозможно (например, диких животных). На картине может быть передано какое-то событие: «Осенняя прогулка», «Зимние развлечения» и др. Таким образом, картина содержит богатые возможности для сообщения детям новых знаний, знакомства с миром явлений, не встречавшихся им ранее, для воспроизведения и закрепления полученных знаний.
Для одновременного показа всем детям картина должна быть большого размера, а изображенные на ней предметы — крупными и четкими.
Воспитатель предлагает вначале установить главное содержание картины, ответить, что на ней изображено, а затем уже останавливает внимание детей на деталях, частностях. Он учитывает, изображено ли на картине новое, незнакомое детям явление или то, что уже было в их опыте; в первом случае, опираясь на практический опыт детей, педагог сам объясняет содержание картины; во втором, отталкиваясь от их опыта, предлагает самим передать содержание картины. При рассматривании картин велика роль слова, пояснения. Воспитатель направляет внимание детей, что-то подчеркивает в изображении, выделяет то, что нужно рассмотреть, привлекает знания, опыт дошкольников.
Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, сконструированная поделка. Образец должен быть крупного размера, с яркой, привлекательной расцветкой, без излишней детализации.
Иногда, чтобы побудить дошкольников к творческой работе, воспитатель показывает им несколько образцов, подчеркивая тем самым, что характер исполнения может быть разным, например, при выполнении творческих заданий по декоративному рисованию.
При обучении выполнению работы по образцу его прежде необходимо рассмотреть и проанализировать с детьми.
Показ способов действия. На занятиях воспитатель пользуется наглядно-действенным показом, или показом способов действия: как выполнить упражнение, движение под музыку, в какой последовательности и как выполнить работу по рисованию, вырезыванию, конструированию.
При показе способов действия надо правильно выбрать место для показа, удобно разместить детей. Каждое свое действие воспитатель обозначает словами. Иногда, когда дети уже знают отдельные приемы выполнения работы, он показывает только незнакомые им приемы.
Использование технических средств обучения в детском саду.
В качестве наглядных средств обучения могут быть использованы экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия. К экранным пособиям относятся проекторы, компьютеры, DVD. К звуковым пособиям относятся магнитофонные и грамзаписи, радиопередачи. К экранно-звуковым — видеопрезентации, мультфильмы, кинофильмы и телепередачи. Использование технических средств обучения делает учебный процесс привлекательнее, расширяет возможности воспитателя в ознакомлении детей с окружающим, так как этим путем могут быть показаны те явления жизни, с которыми непосредственное знакомство невозможно. Так, можно подготовить видеопрезентации, в которых рассказывают о тех видах труда, которые не всегда можно непосредственно понаблюдать с
детьми. При ознакомлении со столицей нашей Родины Москвой хорошо использовать компьютерные технологии.
Благодаря тому, что в кинокадрах одни и те же предметы могут быть показаны в крупном, среднем и общем плане, в различных ракурсах, создается возможность сосредоточить внимание детей на наиболее существенном. Фильмы вызывают у них интерес, эмоции, они охотно обмениваются впечатлениями об увиденном, отражают его в рисунках, рассказах, играх, надолго запоминают.
Учебные фильмы оказывают большое воспитательное влияние на детей; например, при просмотре фильмов о создании книги, об изготовлении стола, о выращивании хлеба дети убеждаются, что для изготовления предметов, окружающих нас, требуются немалые усилия, поэтому относиться к ним надо бережно; человеческий труд заслуживает всемерного уважения.
Кинофильмы и диафильмы
используются в обучении
в сочетании с другими
Применяя кинофильмы на занятиях, необходимо соблюдать определенные методические требования. Фильм не должен быть продолжительным; как правило, в детском саду используются одночастные фильмы продолжительностью не более 9—10 мин или фрагменты из них.
Перед просмотром фильма проводится беседа с целью выявления знаний детей, одновременно воспитатель подготавливает их к восприятию фильма. При ознакомлении детей с окружающим посредством кино необходимы повторные просмотры фильма. Занятие с показом фильма не должно сводиться только к его демонстрации; оно может состоять из нескольких частей: показу предшествует беседа, короткое сообщение воспитателя или задание, которое должны выполнить дети на основе просмотра фильма. После просмотра надо дать им возможность обменяться впечатлениями, рассказать, что особенно понравилось. Повторный просмотр и беседу, уточняющую и систематизирующую знания детей, целесообразно провести через 5—6 дней после первого просмотра.
Для занятий с использованием технических средств обучения в детском саду должны быть созданы соответствующие условия: выделено место для демонстрации фильмов, сделаны шторы затемнения; проецирование изображений должно идти только на экран, а не на стену и т. п. Прежде чем демонстрировать фильм детям, воспитатель должен сам хорошо ознакомиться с ним.
Дидактические пособия по ознакомлению с окружающим.
Для обеспечения наглядности в обучении детский сад должен располагать необходимыми дидактическими пособиями и материалами по всем разделам программы, в том числе и по ознакомлению с окружающим.
Дидактические пособия — это предметы, специально сконструированные в соответствии с учебными задачами. Они включают как наглядные пособия, так и дидактический материал.
К наглядным пособиям
относятся натуральные
Дидактический материал — это раздаточный материал, которым каждый ребенок может пользоваться индивидуально (для упражнений в счете, различении величины, цвета, формы, пространственных соотношений, характерных признаков явлений и т. д.). Действуя с дидактическими материалами, дети самостоятельно решают познавательные задачи. Некоторые материалы, особенно народные дидактические игрушки, построены так, что само пособие как бы дает ребенку сигнал о допущенной ошибке. Например, при складывании башенки остается лишнее кольцо, при вкладывании чашечек одна в другую большая не входит в меньшую и т. п.
В методическом кабинете детского сада должны быть подобраны пособия по всем темам программы ознакомления детей с окружающим: дидактическая кукла с комплектом одежды для разных сезонов, комплекты постельных принадлежностей, столовой и чайной посуды, мебели, туалетных принадлежностей; игрушки, изображающие разные виды транспорта; предметные и сюжетные картины; наборы предметов для демонстрации в связи с изучением темы «Труд взрослых»; пособия на различение цвета, величины, формы.
Информация о работе Ознакомление с окружающей жизнью – основа умственного воспитания детей