Ознакомление с окружающей жизнью – основа умственного воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Знакомство дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира - системообразующая часть педагогического процесса в ДОУ. В процессе ознакомления с окружающим миром происходит социализация и интеграция дошкольников в социум.

Содержание

Введение
1. Значение ознакомления с окружающим для развития ребенка дошкольного возраста.
2. Содержание и своеобразие знаний об окружающем у детей дошкольного возраста на основе анализа «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
3. Методы и приемы ознакомления дошкольников с окружающим.
4. Анализ работы по ознакомлении.
5. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

ознаком с окр контрольная.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

К пособиям для детей  дошкольного возраста предъявляются определенные требования: они должны отвечать конкретным учебно-воспитательным задачам, соответствовать возрасту детей, быть красочными, художественными, привлекательными, качественно выполненными.

В младшей  группе в качестве пособий используются преимущественно игрушки, в старшей и подготовительной группах — картины, специально изготовленные пособия по счету, изобразительной деятельности и даже условные изображения в виде моделей, схем, чертежей.

Пособия для коллективного  пользования изготовляются большого размера, с четкой формой, ясной композицией. В демонстрируемых предметах, учебных пособиях изучаемые свойства должны быть хорошо выражены.

При изготовлении пособий  следует учитывать, что они должны быть прочными, удобными для переноски и хранения. Раздаточный материал надо хранить комплектами в индивидуальных коробках.

 

Словесные методы.

Наглядные методы используются в тесной связи со словом, показ  обязательно сопровождается  пояснением.  Благодаря  пояснению уточняются непосредственные восприятия детей. При обучении дошкольников показ и пояснение не всегда занимают равное место: иногда преобладает показ, в других случаях основное место занимает пояснение. Это зависит от возраста детей, от степени усвоения ими действия или упражнения. Постепенно слово начинает заменять ребенку показ: воспитатель рассказывает, как надо выполнить движение, или просто напоминает о нем. Он постоянно пользуется приемами объяснения: в начале занятия объясняет содержание задания, в ходе показа дает пояснения к каждому действию. Объяснение должно быть четким, доступным детям, эмоциональным. Его роль усиливается в связи с тем, что по мере взросления детей все большее внимание уделяется усвоению ими знаний, в которых отражаются связи и зависимости между явлениями. Эти знания достаточно сложны, и воспитатель постепенно подводит детей к ним, разъясняя материал.

Рассказ. Для сообщения детям новых знаний, сведений об окружающих явлениях и событиях, о природе воспитатель использует свой рассказ. Это может быть рассказ о личных впечатлениях («Как я ходила в зоопарк», «Что я видела на Красной площади в праздничный день»), о жизни детей («Как дети играли в космонавтов», «Как дети ходили на экскурсию на птицеферму»), об общественных событиях («О жизни и труде полярников», «О полете космических кораблей», и т. д.).

Рассказ должен иметь  четкую логическую структуру, быть содержательным, интересным, художественным, эмоциональным. Хорошо, если воспитатель использует в рассказе шутку. Это обеспечивает воздействие не только на ум ребенка, но и на его чувства.

При обучении детей рассказыванию  им часто дается образец рассказа (по картине, заданной теме, при придумывании конца). Подготовка образца рассказа требует от воспитателя серьезного, вдумчивого подхода.

Чтение. Большое место в работе с детьми занимает художественное чтение и рассказывание. Воспитатель читает рассказы, стихи, сказки для того, чтобы познакомить их с художественными произведениями, сообщить новые знания, вызвать нужное эмоциональное состояние: радость, гордость, веселье, лирическое настроение.

Если дети заучивают  стихотворение, педагог сам должен знать его наизусть. Народные сказки также желательно рассказывать наизусть, стремясь передать их своеобразие. Воспитатель  должен владеть мастерством художественного  чтения: это помогает глубже понять идейное содержание произведения, лучше почувствовать образы героев.

Беседа — один из основных словесных методов. С помощью заранее подготовленных вопросов воспитатель активизирует познавательную деятельность детей: выявляет имеющиеся знания, исправляет и уточняет ответы, сообщает новые сведения, учит простым рассуждениям. Обмен мнениями создает благоприятные условия для усвоения детьми новых знаний, развития их мышления и познавательных интересов.

В обучении широко используются вопросы к детям. Они помогают проверить правильность знаний детей. Вопросы должны быть понятными детям, их следует задавать так, чтобы они требовали не только припоминания материала, но и размышления: ребята должны сравнивать между собой предметы и явления, устанавливать причинно-следственные связи: «Почему ты думаешь, что на этой картинке нарисована осень?», «Кто из героев сказки вам больше понравился и почему?». При правильной постановке вопроса у детей возникает необходимость давать на него полный ответ, а иногда и строить его в виде краткого рассказа из двух-трех предложений, как бы обосновывая сказанное. Вопросы, требующие односложного ответа, не только не заставляют думать, но и ведут подчас к угадыванию нужного ответа.

Все рассмотренные выше методы и приемы направлены главным образом на сообщение новых знаний, организацию самостоятельной деятельности детей.

 

Практические  методы.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение    их    в    практической    деятельности. В связи с этим в обучении используются методы, предусматривающие практическую деятельность детей, способствующие усвоению ими новых знаний, овладению умениями и навыками.

Важным элементом практических методов является постановка конкретной задачи перед детьми. Это может быть выполнение задания по готовому образцу (что надо сделать) или по указаниям (как надо сделать).

Большое место среди  практических методов занимают упражнения в разных видах деятельности, в результате которых у детей формируются требуемые умения и навыки. Как бы хорошо ни показывал и ни объяснял воспитатель, ребенок не научится рисовать, вырезать, считать, если он не упражняется в этих действиях. Поскольку любое умение, навык формируются в практической деятельности, надо организовать обучение так, чтобы она занимала в нем большее место, чем объяснение и показ. На объяснение следует отводить не более '/5 всего времени занятия; именно поэтому объяснение должно быть четким, лаконичным, определенным.

Для развития мышления в  процессе практической деятельности важна такая постановка задачи, которая побуждает ребенка самостоятельно анализировать, намечать пути выполнения и реализации данной задачи. Ему не дают готового образца, а лишь сообщают условия, которым должен удовлетворять готовый объект (постройка, рисунок). Такой способ постановки задачи носит название «задание по условиям». Например: «Построй домики для двух матрешек — для большой и для маленькой — так, чтобы обе матрешки смотрели в окна».

Практические методы обучения тесно связаны с наглядностью: образец или заданные условия должны быть всегда наглядно представлены. Организация практической деятельности на основе готового образца требует его предварительного восприятия и анализа. Большинство детей еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы с точки зрения их будущего воспроизведения, тем более что практическая задача что-то нарисовать, построить воспринимается как главная и малыши стремятся как можно быстрее приступить к ней. Это ведет к многочисленным ошибкам и даже невыполнению заданий.

Нужно, чтобы дети правильно восприняли образец, проанализировали его. Поэтому особую роль приобретает показ способов действия при готовом образце и показ способов анализа при заданиях по условиям. В процессе выполнения дошкольниками задания  - следует формировать у них умение сопоставлять полученный результат с заданным и исправлять замеченные несоответствия. Это способствует развитию самоконтроля, который является важным моментом учебной деятельности.

При  использовании  практических  методов обучения  необходима    разработка    системы    последовательно    усложняющихся практических заданий.  Эта система характеризуется тем, что в ней постепенно возрастают требования к умениям детей: осуществлять обследование образца   (или анализ заданных условий), планировать последовательность выполнения действий, контролировать    получаемые    результаты,    соотнося    их    с    поставленной     задачей.     Детей     старшей     и     подготовительной     групп учат планированию практической работы. Под руководством воспитателя они могут намечать основные этапы работы и способы действий,  которые будут использовать  на  каждом этапе.  Дети младшей   и   средней   группы   производят   это   планирование   в самой  общей  форме   («сейчас  поставлю  стенки,   потом  на   них поставлю крышу»).

Игровые методы.

        В обучении детей дошкольного возраста большое место  
занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. К ним относятся дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Особенно велика их роль в младших группах.

В жизни младших дошкольников большое место занимают игры с дидактическими игрушками: башенками, матрешками, цветными шарами, вкладышами. В них дети приобретают практический чувственный опыт различения величины, цвета, формы, учатся обозначать эти качества словом.

Дидактическая игра в  младшей группе может занимать основную часть занятия. Для уточнения и закрепления знаний о предметах быта проводится система занятий с дидактической куклой: «Уложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу», «Устроим кукле комнату» и др., в которых основным методом является дидактическая игра, сопровождающаяся рассматриванием предметов и вопросами к детям.

В средней, старшей и подготовительной группах дидактическая игра, является обычно одной из частей занятия и проводится с целью закрепления знаний и создания эмоционального настроения. Игры по формированию элементарных математических представлений широко используются на соответствующих занятиях («Которой матрешки не стало?», «Считай дальше», «Назови соседей»), на занятиях по развитию речи проводятся игры для активизации словаря, формирования грамматического строя речи, упражнения в звукопроизношении («Узнай по описанию», «Скажи наоборот», «Закончи предложение»), на занятиях по ознакомлению с природой — игры для закрепления знаний о природе («Вершки и корешки», «Детки на ветке» и др.).

В работе по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи используются разные виды игр-драматизаций, для развития движений — подвижные игры, для музыкального воспитания — музыкально-дидактические. Игры могут составлять часть занятия, могут использоваться в целях обучения и в повседневной жизни.

Выбор методов  и приемов обучения

Выбор методов и приемов  обучения зависит от содержания   материала,   от  возраста  детей   и степени их подготовленности.

           Если перед воспитателем стоит задача познакомить дошкольников с предметами, животными, птицами, наиболее целесообразными методами будет их рассматривание, наблюдение или использование соответствующих картин. Если дети уже знают животное, но требуется уточнить представление о нем, также целесообразнее использовать картину; если же надо расширить представления о повадках животного,   хорошо   использовать   художественные   произведения.

В зависимости от возраста детей и степени их подготовленности воспитатель применяет различные методы и приемы обучения: например, для обучения рассказыванию в младшей группе — рассматривание картины или игрушки, в средней — пересказ небольших сказок или рассказов, рассказывание по картине, в старшей и подготовительной к школе группах — составление творческих рассказов по плану, по началу, по воспоминанию и т. д.

По мере овладения  детьми умениями и навыками меняются методы обучения: при обучении рисованию  вначале дается образец, которому малыши должны подражать, затем может быть предложено несколько образцов, чтобы дети могли варьировать изображение, и, наконец, при наличии необходимых навыков и умений предлагается рисование по замыслу.

Как правило, на каждом занятии  воспитатель использует сочетание приемов. Например, при проведении занятия на тему «Устроим кукле комнату» в младшей группе применяются такие приемы: игровой сюрпризный прием («кто-то стучится в дверь»), показ предметов (вначале куклы, потом кукольной мебели), пояснение к показу, вопросы к детям («Для чего нужен стол? стул? кровать?») и дидактическая игра, в которой дошкольники оборудуют кукольную комнату мебелью.

В старшей группе воспитатель, планируя занятие на тему «Что из чего сделано?», намечает беседу с детьми о том, что предметы сделаны из разных материалов, показ предметов и пояснение к нему, наблюдение несложного опыта (что тонет в воде, что не тонет), игру-упражнение с дидактическими материалами на классификацию предметов, дидактическую игру «Кто больше назовет предметов стеклянных, деревянных, металлических?»

Целенаправленно выбирая  и сочетая методы и приемы обучения детей на занятиях и в повседневной жизни, педагог обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков.

 

  1. Анализ работы по ознакомлению с окружающим детей средней группы.

         Опишу свой опыт работы по ознакомлению с окружающим детей средней группы.      

        Одной из воспитательно-образовательных задач в средней группе является ознакомление детей с окружающим их миром, с обществом, в котором дети живут. Решение этой задачи осуществлялось мною в повседневном общении с детьми как в быту, так и на занятиях, причем основная работа проводилась именно в повседневной жизни, а на занятия выносился лишь наиболее сложный материал.

Одним из главных  методов ознакомления детей с  окружающим миром является наблюдение, поэтому я широко использовала целевые прогулки, целевые посещения «Горницы».

Информация о работе Ознакомление с окружающей жизнью – основа умственного воспитания детей