Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа
В 50 - 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, основанной на любви, уважении, свободе личности, на внимании к ребенку, к его индивидуальным особенностям и внутреннему миру. Примером такой новой педагогики явилась концепция В. А. Сухомлинского, оказавшая значительное влияние на всю советскую педагогику 60-80-х гг. XX столетия.
Введение.............................................................................. 3
1. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность
В.А. Сухомлинского............................................................................ 4
2. О сущности процесса обучения и его развивающем
характере................................................................................................. 8
3. К прекрасному через прекрасное.................................................... 16
4. Пути и средства трудового обучения в разработке
Сухомлинского............................................................................. 20
5. Формы сотрудничества учителей и родителей в процессе
обучения младших школьников (теория и практический
опыт Сухомлинского).................................................................. 22
Заключение......................................................................... 24
Список использованной литературы............................. 26
Содержание.
Введение......................
1. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность
В.А.
Сухомлинского.................
2. О сущности
процесса обучения и его
характере.....................
3. К прекрасному
через прекрасное..............
4. Пути и средства трудового обучения в разработке
Сухомлинского.................
5. Формы сотрудничества учителей и родителей в процессе
обучения младших школьников (теория и практический
опыт Сухомлинского)................
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
Введение.
В 50 - 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, основанной на любви, уважении, свободе личности, на внимании к ребенку, к его индивидуальным особенностям и внутреннему миру. Примером такой новой педагогики явилась концепция В. А. Сухомлинского, оказавшая значительное влияние на всю советскую педагогику 60-80-х гг. XX столетия.
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы». «Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу».
И чем больше читаешь
Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный,
революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
1. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность
В.А. Сухомлинского.
Внешне биография В.А.Сухомлинского мало, чем отличается от биографий многих его сверстников и современников. Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность.
Отец Сухомлинского был
Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.
В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим райно.
Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.
Педагогу, как и философу, требуются
десятилетия, чтобы
1970 года и В.А.Сухомлинского не стало.
За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А.Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн. экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970 года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ.
ХІХ—ХХ стали временем бурного развития теории и практики
образования, что было связано с масштабным процессом демократизации общественной жизни, в первую очередь, в странах европейской цивилизации. Педагогический поиск и прогресс шел в направлении приближения образования к потребностям жизни и гуманизации воспитания.
Если, следуя философской классике, за истину принимать соответствие предмета своему понятию или, лучше сказать, самому себе, своей сущности, то уместно все написанное Василием Александровичем Сухомлинским расценить как развернутую педагогическую Истину (с большой буквы), а самого автора — живым воплощением ее.
И сейчас представители учительской профессии, всех, кто, так или иначе
участвует в созидании новых поколений, в формировании новых личностей, из которых складывается наше социальное настоящее и будущее обращаются к опыту Сухомлинского и следуют его принципам. Он продолжает вести всех нас на «счастливую тропинку» педагогического исследования независимо от избранной нами специальности. Все написанное им насыщено множеством убедительных примеров, фактов, литературно исполненных иллюстраций, но главное - всесторонне осмыслено и обобщено, доведено до теоретических выводов, продолжая работать в контексте духовной культуры нашего, устремленного к новому, более высокому качественному состоянию общества.
«Застой», на годы которого выпало завершение
творческого пути В. А. Сухомлинского,
а затем борьба за воскрешение и утверждение
его имени, его творческого наследия, не
был затишьем, пассивным и мирным безвременьем,
то была скорее коварная мертвая зыбь.
Старшему поколению наших современников
хорошо помнится, каким праздником для
широчайших читательских кругов явилась
книга В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю
детям». Она была написана в 1968 году на
немецком языке. А на следующий год пришла
на русском языке и к советским читателям.
И далее пошла по свету в переводах на
языки наших республик, других стран. Это
настоящий Педагогический Манифест века,
явившийся итогом многолетней работы
автора в школе - «итогом раздумий, забот,
тревог, волнений», как он сам писал. «Что
самое главное было в моей жизни? Без раздумий
отвечаю: любовь к детям» Любовь! Великое
слово, которым народная мудрость выражает
особое состояние души - высшее расположение
сердца к объекту человеческого внимания,
сильнейшую привязанность к нему. Любовь
- корень всего человеческого. Пафосом
утверждения ее во всех сферах целеустремленной
деятельности - педагогической в первую
очередь - пронизаны произведения Василия
Александровича. Без любви нет творчества,
и если судить строго о том, чем более всего
дороги они нам, то это не заключенный
в них опыт воспитательной работы, не дидактические
рекомендации, а именно пример любви к
детям, завет наполнять детство любовью,
сеять ее в каждом ребенке.
2. О сущности процесса обучения и его развивающем характере.
Открыв настольную книгу каждого учителя «Как воспитать настоящего человека», созданную великим педагогом Василием Александровичем Сухомлинским в последние годы его жизни, вот как начинается одна из его статей: «Учение, овладение знаниями, сидение за книгой - большое благо и счастье. У твоих дедов и прадедов не было этого счастья. Они могли только мечтать о том, чтобы сесть за парту, взять в руки книгу, читать, писать, познавать мир. Твое детство, отрочество, ранняя юность - это дворец, озаренный светом знаний1».
Считают, что именно это обращение должен нести каждый педагог современной школы к своим ученикам. Ведь из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих людей оно перестало быть благом. Хуже того, для некоторой части школьников учение является бременем. Учись, потому что учение - это благо и счастье. Эти слова произносятся в школах множество раз, но их глубокий смысл далеко не всегда доходит до юных душ.
Педагог отмечает, что умственный труд детей отличается от умственного
труда взрослого человека. Для ребенка конечная цель овладения знаниями не
может быть главным стимулом его усилий, как у взрослого. Источник желания учиться - в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой.
Личные опыты Сухомлинского убедили его, что самое главное в этой тонкой сфере воспитания - постоянная мысленная деятельность - без переутомления, без рывков и спешки.
Подлинная школа - это царство деятельной мысли. Если скажем, что
сегодня ученику надо изучить 10 страниц школьного материала, то он станет
тружеником мысли лишь тогда, когда самостоятельно прочтет 20, 30, 40
страниц школьного материала.
В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами2».
Он отмечает, что «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки». Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии «спустя рукава», не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами.