Педагогичческие идеи Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание

В 50 - 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, основанной на любви, уважении, свободе личности, на внимании к ребенку, к его индивидуальным особенностям и внутреннему миру. Примером такой новой педагогики явилась концепция В. А. Сухомлинского, оказавшая значительное влияние на всю советскую педагогику 60-80-х гг. XX столетия.

Содержание

Введение.............................................................................. 3
1. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность
В.А. Сухомлинского............................................................................ 4
2. О сущности процесса обучения и его развивающем
характере................................................................................................. 8
3. К прекрасному через прекрасное.................................................... 16
4. Пути и средства трудового обучения в разработке
Сухомлинского............................................................................. 20
5. Формы сотрудничества учителей и родителей в процессе
обучения младших школьников (теория и практический
опыт Сухомлинского).................................................................. 22
Заключение......................................................................... 24
Список использованной литературы............................. 26

Работа состоит из  1 файл

итоговая по истории педагогики.docx

— 54.25 Кб (Скачать документ)

     Сухомлинский не агитирует за эстетическое воспитание. Он показывает, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет.

     Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно- эстетическом,

 эмоциональном  мире человека, в том числе  и на чувстве прекрасного.

     Вхождение искусства в духовный мир ребенка начинается с познания красоты слова. Познание красоты слова является важнейшим шагом в мир прекрасного. Слово - могучий способ оттачивания, воспитания утонченных чувств.

     Сухомлинский вспоминал: «С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, что бы проникнуть в богатейший, доступный мир - мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу12».

     Красота слова ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней, дети как бы слышат музыку слова. В лучших стихотворениях поэтическое слово раскрывает тончайшие эмоциональные оттенки родного слова.

     «… В эти минуты, когда в душу ребенка охватывает поэтическое вдохновенье, слово - живое, полнокровное, играющее всеми цветами радуги,. Благоухающее ароматом полей и лугов, - входит в духовную жизнь ребенка; дети ищут и находят в нем средство выражения своих чувств, мыслей, переживаний».

     Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества - это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи.

     В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во

многом  определяется развитием эмоционально-чувственной  сферы.

     Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский

придавал  живописи и музыке.

     «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством

привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и  познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, что бы быть прекрасным, и если в нем есть что - то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка13».

     В школе Сухомлинского очень много внимания уделялось слушанию музыки. Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира; музыкальная мелодия как бы призывала человека - остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.

     Искусство, открывает глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира. Но мелодия, - пишет В.А. Сухомлинский, - доносит до детской души не только красоту мира. Она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек14».

     Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

     Красота - средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве - и особенно в отрочестве - человек должен научиться индивидуально осваивать эстетические ценности. Важно, что бы это освоение продолжалось всю жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Пути и средства трудового обучения в разработке Сухомлинского.

     В. А. Сухомлинский огромное значение придавал трудовому обучению ребенка. «Общественная значимость производительного труда, говорил он, определяется тем, насколько законченной, завершенной является та или иная конкретная работа. Есть школы, в которых воспитанники трудятся немало, но воспитательная ценность этого труда значительно снижается потому, что ни одно дело не доводится до конца. Школьники приходят на работу тогда, когда ощущается нехватка рабочих рук, они делают дело в «пожарном порядке»… а ведь труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим.

     Поэтому педагогический коллектив Павлышской школы стремился, чтобы в школьные годы воспитанники не просто трудились, но и обязательно начинали и завершали определенные виды работы, переживали все этапы трудового процесса - от осознания цели… до глубокого удовлетворения его результатами.

     Великий педагог говорил: «Если воспитанник вовлечен в продолжительную трудовую деятельность, если, повседневно занимаясь ею, он достиг определенных результатов, наступит время, когда его будет побуждать к труду не воля воспитателя, а его собственное, внутреннее влечение». И с этим нельзя не согласиться, но при условии, что это есть неизбежное следствие длительной трудовой деятельности, направленной на достижение поставленной цели. Ведь, по мнению В. А. Сухомлинского «внутренне побуждение к труду является дисциплинирующей силой, которая воспитывается только в процессе выполнения продолжительного трудового задания».

     Все мы знаем о том, что заставить ребенка трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. В сочетании же физического и умственного труда Сухомлинский видел «решающее средство

воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых

родители никогда  не заставляли трудиться».

     Педагог говорил: «Таких учеников мы сначала заставляем выполнять определенный объем физического труда, постепенно добиваясь, чтобы в этом труде они видели путь к какому-то - пусть вначале незначительному - познанию, подчинению сил природы. Если человек стал относиться к физическому труду как к средству достижения общественной и интеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитанию трудолюбия уже открыт».

     Мне особенно близка идея педагога о том, что «необходимо добиваться того, чтобы каждый воспитанник поработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд - счастье, наслаждение.       Сопереживание чувства радости от труда - это азбука самовоспитания. Тот, кто глубоко переживал это чувство в детстве, стремится быть лучше в глазах общества. Самовоспитание, таким образом, становится активной формой участия в духовной жизни общества».

     Я вспоминаю собственные школьные годы и начинаю понимать, насколько важно участие педагога в привитии у ребенка чуткого отношения к труду. Ведь педагогическое руководство трудовой самодеятельностью заключается в том, что ребенок чувствует рядом с собой вдохновение, увлеченность трудом. Если труд учителя является образцом для ученика, вызывает у него восхищение, то учитель становится его любимым человеком.

Мне показалась очень замечательной и ценной идея великого педагога о том, что  «нет в мире такого равнодушия, такого безразличия к делу, которое могла  бы устоять перед творческим вдохновением учителя или старшего школьника, влюбленного в труд». Если педагог  видел, что ребенок ко всему безразличен, что его ничто не интересует, он начинал раздумывать, с кем из учителей или старшеклассников надо сблизить этого трудного ребенка. А  ведь именного с этого начинается индивидуальный подход к ребенку.

5. Формы сотрудничества  учителей и родителей  в процессе обучения  младших школьников (теория  и практический  опыт Сухомлинского).

     «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. И мы стараемся дать каждому родителю минимум педагогических знаний».

     Именно для этой цели В. А. Сухомлинским была организована родительская школа, куда родители записывались за два года до поступления их ребенка в школу. Курс психологии и педагогики в родительской школе был рассчитан на 250 часов. Сухомлинскому удалось добиться того, что родительскую школу посещали 98 % родителей. Примерно из 25% семей на занятия приходят и мать и отец.

     Одну из лекций во всех отделениях родительской школы В. А. Сухомлинский специально посвящал вопросу: как ребенок повторяет старших. Педагог отмечал: «Очень большой интерес для родителей представляет показ того, как отдельная черточка родителя, казалось бы незаметная, в новых условиях гипертрофируется, превращается в определенную черту характера ребенка. Вот этот кропотливый анализ, - что откуда берется, как передается, как развиваются черты нравственного облика младших, - и представляет собой содержание повседневной работы с родителями - как коллективной, так и индивидуальной».

     Читая книгу Сухомлинского, встретились мне очень интересные строки, от которых я была поражена до глубины души. Вот они.

«В зимние вечера к нам в школу частенько  приходят отцы. И мы, педагоги, ведем  с ними особый разговор - о высокой  миссии мужчины в семье. этому  разговору придается важное значение, потому что роль отца в деле воспитания особенная».

     Тут хотелось бы просто задать вопрос нашим педагогам: как часто к вам на родительские собрания или, тем более, просто так, приходят отцы ваших учеников. Всех ли пап вы видели за несколько лет обучения своих питомцев. Думаю, что ответ будет не особенно замысловатым. Потому что мы с вами знаем, что 90% присутствующих на родительском собрании, либо участвующих в родительском комитете - это наши дорогие женщины, наши мамы.

     А между тем вот что дальше говорит нам великий педагог: «В самом деле, как хочется ребенку, чтобы отец его был личность сильной, ярко выраженной, умеющей быть ответственной. Если бы каждый отец знал и понимал, какую огромную потребность в нем испытывает ребенок, как он хочет, чтобы рядом был мудрый, мужественный мужчина! На занятиях, которые проводятся отдельно с отцами, рассказываем, как отцу следует передавать сыну свою жизненную мудрость, как проявлять твердость воли, настойчивость воспитании».

     А в заключении хотелось бы сказать прекрасными словами В. А. Сухомлинского: «Пришло время (я в это глубоко верю) создавать идеальную семью, идеальные взаимоотношения между матерью и отцом, между детьми и родителями. Я твердо убежден в том, что семья - это та сказочная пена морская, из которой рождается красота…» А дальше я полностью согласна с мыслью педагога о том, что «..если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию». 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Отличительной особенностью педагогической системы В. А. Сухомлинского явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований. Его воспитательная система строилась на гуманистических принципах уважения личности воспитанника, умении подходить к каждому с «оптимистической гипотезой», проектирующей и стимулирующей проявление высоких нравственных и гражданских качеств.

     На основе теоретических разработок и опытно-экспериментальной работы В. А. Сухомлинский показал, что в современных условиях на первое место «выдвигается тонкая и сложная воспитательная задача: утвердить в юных душах жажду знаний, неутолимую и неискоренимую потребность на всю жизнь в пополнении знаний. Дух радости познания - вот та идейная и интеллектуальная атмосфера, которая должна сейчас царствовать в школе». Педагог трактовал понятие «радость познаний» как мировоззренческую категорию, ибо она стимулирует более полное и продуктивное овладение

 духовными  и материальными богатствами  жизни.

     «На любви к детям держится мир». Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский был из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

Информация о работе Педагогичческие идеи Сухомлинского