Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:12, курсовая работа
Цель: изучить особенности осуществления педагогической поддержки ребенка в современной практике образования.
Основные задачи:
● изучить понятие педагогической поддержки
● изучить задачи педагогической поддержки
● составить психолого – педагогический портрет ученика
средних классов
● проанализировать содержание деятельности классного руководителя по оказанию педагогической поддержки
Введение………………………………………………………………………………. 3 - 4
.
ГЛАВА 1………………………………………………………………………………. 5 - 15
Теоретико – методологические основы педагогической
поддержки ребенка в современной практике образования.
Определение понятия педагогической поддержки в
психолого – педагогической литературе………………………………………….. 5 - 8
1.2. Содержание деятельности учителя по осуществлению
педагогической поддержки…………………………………………………………. 9 - 14
Вывод к первой главе…………………………………………………………….…. 15
ГЛАВА 2……………………………………………………………………….…….. 16-24
Особенности осуществления педагогической поддержки
классным руководителем (на примере средних классов
общеобразовательной школы)
2.1 Психолого – педагогический портрет ученика
средних классов……………..…………………………….……………….………....16 - 24
2.2 Анализ содержания деятельности классного
руководителя по оказанию педагогической
поддержки (на примере 7класса СШ№36 г.Луганска)…………...…………….. 20 - 23
Вывод ко второй главе……………………………………………………………... 24
Заключение………………………………………………………………………….. 25 - 26
Список литературы…………………………………………………………………. 27
Содержание
Введение…………………………………………………………
.
ГЛАВА
1……………………………………………………………………………
Теоретико
– методологические основы
поддержки
ребенка в современной
психолого
– педагогической литературе…………………………………………..
5 - 8
1.2. Содержание
деятельности учителя по
педагогической
поддержки………………………………………………………
Вывод
к первой главе…………………………………………………………….…
ГЛАВА
2……………………………………………………………………….…
Особенности осуществления педагогической поддержки
классным
руководителем (на примере
общеобразовательной
школы)
2.1 Психолого – педагогический портрет ученика
средних
классов……………..…………………………….…………
2.2 Анализ содержания деятельности классного
руководителя по оказанию педагогической
поддержки
(на примере 7класса СШ№36 г.Луганска)…………...……………..
20 - 23
Вывод
ко второй главе……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В настоящее время современная педагогика базируется на личностно- ориентированном подходе к воспитанию детей. Будущее – это наши дети, а нет образования – нет и будущего Украины. Надо отметить, что сегодня складывается новый тип образования – это отклонение от ориентации на общественную коллективность, и переход к выделению уникальной личности, индивидуальных целей, частной жизни. Этот процесс малозаметен, но он идет и порождает лидеров. Школа не решает проблемы ребенка, и он находит поддержку в преступных группах, что приводит к дальнейшей криминализации общества. Отсюда растет потребность общества в педагогической поддержке.
Мысли
о необходимости поддержки
К анализу понятия "педагогическая поддержка" и к характеристике его содержания подходят по-разному.
Так, в психолого – педагогической литературе под педагогической поддержкой понимается психологическая поддержка как процесс. Объясняется, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать своих ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.
Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.
Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку.
Цель:
изучить особенности
Основные задачи:
● изучить понятие педагогической поддержки
● изучить задачи педагогической поддержки
● составить психолого – педагогический портрет ученика
средних классов
●
проанализировать содержание деятельности
классного руководителя по оказанию педагогической
поддержки
ГЛАВА 1. Теоретико – методологические основы педагогической поддержки ребенка в современной практике образования.
1.1 Определение понятия педагогической поддержки в психолого – педагогической литературе
Педагогическая поддержка – это основной элемент образования. Она “представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности” [3, 7]
Вся деятельность по организации педагогической поддержки в школе строится поэтапно и включена в следующую структуру, которая имеет свое назначение, содержание и последовательность действий:
1.
Диагностический этап, который направлен
на выявление потенциала
2.
На реализационном этапе
3.
На итоговом этапе
О.С. Газман в своих многочисленных работах по педагогической поддержке сформулировал целый ряд положений, которые еще требуют своего осмысления и развития, но является очевидным то, что за идеей педагогической поддержки стоят те смыслы, которые восходят к пониманию человека как целостности.[5,56] В период работы над данной проблематикой удалось выявить “ядро”, через которое можно постоянно ухватывать и удерживать “актуальное состояние” целостности ребенка - это поле его проблем. Проблема как бы стягивает в один узел противоречий и желания, и возможности ребенка, и те условия, которыми он располагает. Проблема может выступать моделью уникальной жизненной ситуации ребенка. Актуально она представляет собой тормоз в продвижении ребенка, а потенциально может стать стимулом развития. Педагогическая поддержка и занимается переводом актуального в потенциальное. Проблема может быть использована как “полигон” для развития субъектных способностей: рефлексии, как механизма “выхода” за ситуацию; анализа как возможности определять причинно-следственные связи (ядро проблемы); и проектирования, как условия целенаправленной и активной деятельности по преобразованию сложившейся ситуации и выхода в управляющую позицию в отношении самого себя в проблеме.
Для ребенка разрешение проблемы - это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но это своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, - это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе, как субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое желание, волю и активность
Заслуга О.С. Газмана состоит, бесспорно, в том, что он “усилием влево” выправил положение, в постановке проблемы, задав вопрос о смысле образования в целом и педагогики в частности. Однако, нам представляется далее невозможным усиление полюса индивидуализации. Это тупиковый ход, прежде всего, для образовательной практики, которой мы пытаемся вменить педагогическую поддержку в качестве нормы педагогической деятельности.[5,57]
Не изменяя тех смыслов, которые О.С. Газман определил в качестве основы педагогической поддержки, предлагаем взглянуть в другом ракурсе на само место педагогической поддержки в образовательной системе. Можно выдвинуть гипотезу о том, что место педагогической поддержки находится вне процессов социализации и индивидуализации, оно - между ними. Это место для “моста”, “проводника”, обеспечивающее и педагогу и ребенку движение друг к другу, преодолевая и преобразовывая те условия их жизнедеятельности, которые препятствуют педагогу выполнять свои профессиональные (в принципе, общекультурные) задачи - обучать и воспитывать, а ребенку учиться и совершенствоваться.[5,63]
Педагогическая поддержка - это та деятельность, которая “располагается” в объективно существующей антиномии между образовательной логикой педагогической деятельности, как деятельности приобщения, формирования ребенка средствами общечеловеческой культуры и логикой жизнедеятельности конкретного ребенка
Термин “педагогическая поддержка” рождает у каждого педагога – нынешнего или будущего – свой образ. Одна студентка пединститута представила его так: “Маленький ребенок учится ходить. Страшное, незнакомое для него занятие. Он отталкивает от себя руки родителей, но на всякий случай время от времени оглядывается, чтобы убедиться в их присутствии – все-таки спокойнее, когда есть кто-то рядом. Родители его страхуют, не дают ему упасть, но в то же время не сдерживают свободу движений. Это и есть педагогическая поддержка”.
На
преодоление недостатков
Педагогическая
поддержка получает популярность в
современном европейском
По мнению некоторых авторов, сущность педагогической поддержки проявляется в сотрудничестве педагога с ребенком. [2, 72]. Для таких педагогов характерно доброжелательное отношение к субъектам учения, стремление адекватно оценить их возможности, понять мотивы поведения, стимулировать творчество, личностное взросление и честь, а также возможность поддерживать социально благоприятный морально – психологический климат в классе.
Основные характеристики педагогической поддержки хорошо определяются во время ее сравнения с традиционной педагогикой. Рассмотрим следующую таблицу.
Сравнительный
анализ традиционного
обучения и педагогической
поддержки
Традиционное обучение | Педагогическая поддержка |
Самая близкая цель дидактического мероприятия – усвоение знаний, накопление умения и знаний, понимание учебного материала. | Основная цель дидактического мероприятия – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, формирование интересов, мотивов, научного мировоззрения. |
Суть дидактических мероприятий – знания, предвиденные учебными программами предметной подготовки, и определенный учебный материал. | Суть дидактических мероприятий – усвоение способов познания, преображение в окружающей среде и себе. |
Движущие силы обучения – угрозы, запреты, приказы, оценки и т.п. | Движущие силы обучения – радость творчеству, ощущение своего духовного и интеллектуального обогащения. |
Основные методы обучения – объяснения, упражнения, зубрешка. | Методы обучения – совместная деятельность, разнообразные формы сотрудничества субъектов учебного процесса. |
Основная форма работы – фронтальная. | Основная форма
работы – совместный поиск, выбор
оптимальных вариантов решения
учебно – познавательной проблемы,
превосходство групповых и |
Роль субъекта преподавания – роль всевластного и всезнающего начальника над объектом учения. | Основная роль субъекта преподавания – помощник, старший, более опытный товарищ, советник и соратник учеников в поиске истины. |
Главная обязанность субъекта преподавания – преподнесение знаний в такой форме, чтобы облегчить их усвоение. | Главная обязанность субъекта преподавания – организация и вовлечение субъектов учения к активному процессу разрешения разнообразных дидактических заданий |
Основная функция объектов учения – усвоить эти знания, отвечать на вопросы субъекта и получать за это оценку. | Основная функция субъектов учения – активно проявлять себя в коллективном труде, развиваться как личность. |
Конечный результат учения – соответствие знаний и умений объектов учения запрограммированным стандартам, которые усваиваются во время определенного контроля. | Главный результат учения – способность субъекта учения самостоятельно переносить полученные знания в новые ситуации, понимать и развивать себя, осваивать профессиональное мастерство. |
Информация о работе Педагогическая поддержка ребенка в современной практике образования