Педагогическая поддержка ребенка в современной практике образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель: изучить особенности осуществления педагогической поддержки ребенка в современной практике образования.
Основные задачи:
● изучить понятие педагогической поддержки
● изучить задачи педагогической поддержки
● составить психолого – педагогический портрет ученика
средних классов
● проанализировать содержание деятельности классного руководителя по оказанию педагогической поддержки

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3 - 4
.
ГЛАВА 1………………………………………………………………………………. 5 - 15
Теоретико – методологические основы педагогической
поддержки ребенка в современной практике образования.
Определение понятия педагогической поддержки в
психолого – педагогической литературе………………………………………….. 5 - 8
1.2. Содержание деятельности учителя по осуществлению
педагогической поддержки…………………………………………………………. 9 - 14
Вывод к первой главе…………………………………………………………….…. 15
ГЛАВА 2……………………………………………………………………….…….. 16-24
Особенности осуществления педагогической поддержки
классным руководителем (на примере средних классов
общеобразовательной школы)
2.1 Психолого – педагогический портрет ученика
средних классов……………..…………………………….……………….………....16 - 24
2.2 Анализ содержания деятельности классного
руководителя по оказанию педагогической
поддержки (на примере 7класса СШ№36 г.Луганска)…………...…………….. 20 - 23
Вывод ко второй главе……………………………………………………………... 24
Заключение………………………………………………………………………….. 25 - 26
Список литературы…………………………………………………………………. 27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………. 3 - 4

       .

ГЛАВА 1………………………………………………………………………………. 5 - 15

 Теоретико  – методологические основы педагогической

 поддержки  ребенка в современной практике  образования. 

    1. Определение понятия педагогической поддержки в

психолого – педагогической литературе………………………………………….. 5 - 8 

1.2. Содержание  деятельности учителя по осуществлению 

педагогической  поддержки…………………………………………………………. 9 - 14 

Вывод к первой главе…………………………………………………………….…. 15 

ГЛАВА 2……………………………………………………………………….…….. 16-24

 Особенности осуществления педагогической поддержки

 классным  руководителем (на примере средних  классов

 общеобразовательной  школы) 

2.1 Психолого – педагогический портрет ученика

средних классов……………..…………………………….……………….………....16 - 24 

2.2 Анализ содержания деятельности классного

 руководителя  по оказанию педагогической

 поддержки  (на примере 7класса СШ№36 г.Луганска)…………...…………….. 20 - 23 

Вывод ко второй главе……………………………………………………………... 24 

Заключение………………………………………………………………………….. 25 - 26 

Список  литературы…………………………………………………………………. 27 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       В настоящее время современная  педагогика базируется на личностно- ориентированном  подходе к воспитанию детей. Будущее  – это наши дети, а нет образования  – нет и будущего Украины. Надо отметить, что сегодня складывается новый тип образования – это отклонение от ориентации на общественную коллективность, и переход к выделению уникальной личности, индивидуальных целей, частной жизни. Этот процесс малозаметен, но он идет и порождает лидеров. Школа не решает проблемы ребенка, и он находит поддержку в преступных группах, что приводит к дальнейшей криминализации общества. Отсюда растет потребность общества в педагогической поддержке.

       Мысли о необходимости поддержки растущего  человека волнуют   многих педагогов и психологов. В систему педагогической поддержки они включают и психологическую, поскольку она также интегрируется образовательным учреждением.

       К анализу понятия "педагогическая поддержка" и к характеристике его содержания подходят по-разному.

       Так, в психолого – педагогической литературе под педагогической поддержкой понимается психологическая поддержка как процесс. Объясняется, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать своих ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

       Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

       Суть  педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку.

       Цель: изучить особенности осуществления  педагогической поддержки ребенка  в современной практике образования.

       Основные задачи:

       ● изучить понятие педагогической поддержки

       ● изучить задачи педагогической поддержки

       ● составить психолого – педагогический портрет ученика

       средних классов

       ● проанализировать содержание деятельности классного руководителя по оказанию педагогической поддержки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Теоретико –  методологические основы педагогической поддержки ребенка в современной практике образования.

1.1 Определение понятия педагогической поддержки в психолого – педагогической литературе

       Педагогическая  поддержка – это основной элемент образования. Она “представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности” [3, 7]

       Вся деятельность по организации педагогической поддержки в школе строится поэтапно и включена в следующую структуру, которая имеет свое назначение, содержание и последовательность действий:

       1. Диагностический этап, который направлен  на выявление потенциала ребенка  как основы разрешения его  социально – педагогических проблем.  Он предназначен для получения  информации, необходимой для последующей  деятельности педагога по оказанию поддержки.

       2. На реализационном этапе происходит  включение ребенка в различные  виды деятельности, организуется  совместная работа по преодолению  проблем. Непрерывный рост различных проявлений в поведении, ставят перед социальным педагогом, в качестве основной задачи, поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми и подростками группы риска.

       3. На итоговом этапе осуществляется  анализ и оценка результата  практической деятельности. Эффективность социально – педагогической деятельности во многом зависит от деятельности социального педагога по оценке, анализу и современной коррекции педагогической деятельности на всем ее протяжении. [25,165]

       О.С. Газман в своих многочисленных работах  по педагогической поддержке сформулировал  целый ряд положений, которые еще требуют своего осмысления и развития, но является очевидным то, что за идеей педагогической поддержки стоят те смыслы, которые восходят к пониманию человека как целостности.[5,56] В период работы над данной проблематикой удалось выявить “ядро”, через которое можно постоянно ухватывать и удерживать “актуальное состояние” целостности ребенка - это поле его проблем. Проблема как бы стягивает в один узел противоречий и желания, и возможности ребенка, и те условия, которыми он располагает. Проблема может выступать моделью уникальной жизненной ситуации ребенка. Актуально она представляет собой тормоз в продвижении ребенка, а потенциально может стать стимулом развития. Педагогическая поддержка и занимается переводом актуального в потенциальное. Проблема может быть использована как “полигон” для развития субъектных способностей: рефлексии, как механизма “выхода” за ситуацию; анализа как возможности определять причинно-следственные связи (ядро проблемы); и проектирования, как условия целенаправленной и активной деятельности по преобразованию сложившейся ситуации и выхода в управляющую позицию в отношении самого себя в проблеме.

       Для ребенка разрешение проблемы - это  не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но это  своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, - это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе, как субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое желание, волю и активность

       Заслуга О.С. Газмана состоит, бесспорно, в  том, что он “усилием влево” выправил положение, в постановке проблемы, задав вопрос о смысле образования в целом и педагогики в частности. Однако, нам представляется далее невозможным усиление полюса индивидуализации. Это тупиковый ход, прежде всего, для образовательной практики, которой мы пытаемся вменить педагогическую поддержку в качестве нормы педагогической деятельности.[5,57]

       Не  изменяя тех смыслов, которые  О.С. Газман определил в качестве основы педагогической поддержки, предлагаем взглянуть в другом ракурсе на само место педагогической поддержки в образовательной системе. Можно выдвинуть гипотезу о том, что место педагогической поддержки находится вне процессов социализации и индивидуализации, оно - между ними. Это место для “моста”, “проводника”, обеспечивающее и педагогу и ребенку движение друг к другу, преодолевая и преобразовывая те условия их жизнедеятельности, которые препятствуют педагогу выполнять свои профессиональные (в принципе, общекультурные) задачи - обучать и воспитывать, а ребенку учиться и совершенствоваться.[5,63]

       Педагогическая поддержка - это та деятельность, которая “располагается” в объективно существующей антиномии между образовательной логикой педагогической деятельности, как деятельности приобщения, формирования ребенка средствами общечеловеческой культуры и логикой жизнедеятельности конкретного ребенка

       Термин  “педагогическая поддержка” рождает  у каждого педагога – нынешнего  или будущего – свой образ. Одна студентка пединститута представила  его так: “Маленький ребенок учится ходить. Страшное, незнакомое для него занятие. Он отталкивает от себя руки родителей, но на всякий случай время от времени оглядывается, чтобы убедиться в их присутствии – все-таки спокойнее, когда есть кто-то рядом. Родители его страхуют, не дают ему упасть, но в то же время не сдерживают свободу движений. Это и есть педагогическая поддержка”.

       На  преодоление недостатков традиционного  обучения направленная педагогическая поддержка – “направление педагогического мышления и практической деятельности, цель которого демократизация и гуманнизация педагогического процесса” [6, 251]

       Педагогическая  поддержка получает популярность в  современном европейском образовании, которая своей главной целью  считает наделение личности сильной жизненной мотивацией, формирования ее потенциала как системы творческих способностей и способов их реализации.

       По  мнению некоторых авторов, сущность педагогической поддержки проявляется  в сотрудничестве педагога с ребенком. [2, 72]. Для таких педагогов характерно доброжелательное отношение к субъектам учения, стремление адекватно оценить их возможности, понять мотивы поведения, стимулировать творчество, личностное взросление и честь, а также возможность поддерживать социально благоприятный морально – психологический климат в классе.

       Основные  характеристики педагогической поддержки  хорошо определяются во время ее сравнения с традиционной педагогикой. Рассмотрим следующую таблицу.

       Сравнительный анализ традиционного  обучения и педагогической поддержки 

Традиционное  обучение Педагогическая  поддержка
Самая близкая цель дидактического мероприятия – усвоение знаний, накопление умения и знаний, понимание учебного материала. Основная цель дидактического мероприятия – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, формирование интересов, мотивов, научного мировоззрения.
Суть  дидактических мероприятий – знания, предвиденные учебными программами предметной подготовки, и определенный учебный материал. Суть дидактических  мероприятий – усвоение способов познания, преображение в окружающей среде и себе.
 Движущие  силы обучения – угрозы, запреты, приказы, оценки и т.п. Движущие силы обучения – радость творчеству, ощущение своего духовного и интеллектуального  обогащения.
Основные  методы обучения – объяснения, упражнения, зубрешка. Методы обучения – совместная деятельность, разнообразные  формы сотрудничества субъектов учебного процесса.
Основная  форма работы – фронтальная. Основная форма  работы – совместный поиск, выбор  оптимальных вариантов решения  учебно – познавательной проблемы, превосходство групповых и индивидуальных форм работ над фронтальной.
Роль  субъекта преподавания – роль всевластного и всезнающего начальника над объектом учения. Основная роль субъекта преподавания – помощник, старший, более опытный товарищ, советник и соратник учеников в поиске истины.
Главная обязанность субъекта преподавания – преподнесение знаний в такой форме, чтобы облегчить их усвоение. Главная обязанность  субъекта преподавания – организация  и вовлечение субъектов учения к  активному процессу разрешения разнообразных  дидактических заданий
Основная  функция объектов учения – усвоить эти знания, отвечать на вопросы субъекта и получать за это оценку. Основная функция  субъектов учения – активно проявлять  себя в коллективном труде, развиваться  как личность.
Конечный  результат учения – соответствие знаний и умений объектов учения запрограммированным стандартам, которые усваиваются во время определенного контроля. Главный результат  учения – способность субъекта учения самостоятельно переносить полученные знания в новые ситуации, понимать и развивать себя, осваивать профессиональное мастерство.

Информация о работе Педагогическая поддержка ребенка в современной практике образования