Педагогическая поддержка ребенка в современной практике образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель: изучить особенности осуществления педагогической поддержки ребенка в современной практике образования.
Основные задачи:
● изучить понятие педагогической поддержки
● изучить задачи педагогической поддержки
● составить психолого – педагогический портрет ученика
средних классов
● проанализировать содержание деятельности классного руководителя по оказанию педагогической поддержки

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3 - 4
.
ГЛАВА 1………………………………………………………………………………. 5 - 15
Теоретико – методологические основы педагогической
поддержки ребенка в современной практике образования.
Определение понятия педагогической поддержки в
психолого – педагогической литературе………………………………………….. 5 - 8
1.2. Содержание деятельности учителя по осуществлению
педагогической поддержки…………………………………………………………. 9 - 14
Вывод к первой главе…………………………………………………………….…. 15
ГЛАВА 2……………………………………………………………………….…….. 16-24
Особенности осуществления педагогической поддержки
классным руководителем (на примере средних классов
общеобразовательной школы)
2.1 Психолого – педагогический портрет ученика
средних классов……………..…………………………….……………….………....16 - 24
2.2 Анализ содержания деятельности классного
руководителя по оказанию педагогической
поддержки (на примере 7класса СШ№36 г.Луганска)…………...…………….. 20 - 23
Вывод ко второй главе……………………………………………………………... 24
Заключение………………………………………………………………………….. 25 - 26
Список литературы…………………………………………………………………. 27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

       На  каждом этапе развития у ребенка, подростка, юноши возникает актуальная сфера самореализации. По-своему, в зависимости от возраста, он утверждает свою растущую самостоятельность, взрослость, проверяет свои представления, взгляды, отстаивает право на уважение со стороны других людей – родителей, учителей, сверстников. У классных руководителей, в связи с этим, появляются весьма важные задачи: во-первых, предоставить право школьнику на самоутверждение своей личности, на уважение своего человеческого достоинства; во-вторых, помочь ему овладеть такими способами самоутверждения, которые бы не ущемляли интересы других, т.е. научить действовать с соблюдением нравственных законов, принятых в человеческом обществе.

       В процессе самореализации дети проявляют  как положительные, так и отрицательные  качества. У одних - это доброта, уступчивость, честность, принципиальность, умение понять другого, способность учитывать возможные последствия своих поступков. У других – грубость, хитрость, жадность эгоизм, неоправданное упрямство. Наиболее важное, можно сказать, стратегическое направление педагогической работы – сделать для ребенка сферу нравственного, А не безнравственного самоутверждения.

       Особая  область самореализации школьников – развитие творческих способностей: научных, художественных, технических, спортивных, организационно – коммуникативных. Прежде всего, здесь требуется профессиональная помощь детям со стороны учителей-предметников, социальных лидеров, психологов и т.д. А родителям, классным руководителям необходимо помочь попробовать свои силы в разных областях творческой деятельности, чтобы найти себя, не потерять, природой заложенные, творческие данные.

       При этом нельзя забывать, что начальный  этап творческой самореализации личности может с успехом разворачиваться  в рамках образовательно – воспитательного процесса как в учебной, так и во внеклассной работе в процессе коллективной творческой деятельности.

       Следующий блок задач, решаемых классным руководителем, затрагивает зону самоорганизации личности. Даже самые благородные цели человек не может реализовать, если он не владеет навыками элементарной психической саморегуляции. Не может организовать режим жизни, режим дня, на способен осуществить поэтапное движение к достижению задуманного, не обладает настойчивостью, тактикой временного отступления и возвращения к реализации цели с иными вариантами способов ее достижения, не знает, как подготовиться к той или иной деятельности, как рациональней вести работу или общение. Все эти качества не формируются в одночасье. Однако с момента поступления в школу и до ее окончания эта сложная сфера может успешно осваиваться с помощью учителей, родителей. Большую роль здесь играет самостоятельная работа над собой, обмен опытом самоорганизации между детьми и др.

       Объектом  нашего исследования стала деятельность классного руководителя 7 класса СШ№36 г.Луганска. Классный руководитель работает с этим классом 3 года. Общий педагогический стаж 10 лет. Анализ планов классного руководителя показал, что в центре внимания классного руководителя  находится личность, индивидуальность каждого ученика, его защита и развитие, а коллектив, класс должен стать средой, благоприятной для каждого ребенка. Следует отметить, что из всего возможного содержания учебной работы, педагогический наставник класса выбирает следующие целевые программы: «Здоровье», «Досуг», «Общение», «Учение», «Образ жизни». Организуя работу по этим направлениям, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создает условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации и самореабилитации. Все это он осуществляет совместно с семьей и другими учителями, работающими в данном классе.

       Классный  руководитель включает в свою программу  следующие мероприятия:

    1. «Здоровье»:
      • Беседы о проблемах сохранения здоровья
      • Лучший спортсмен класса
      • Спортивные старты «Мама, папа, я – здоровая семья»
    2. «Досуг»:
      • Подготовка к дню восьмого марта
      • Конкурс поэзии Т.Г.Шевченко
      • Оформление стенда «Стена тревоги» (на экологическую тему)
    3. «Общение»:
      • Воспитательные работы о проблемах сохранения водных ресурсов
      • Воспитательные часы правовой тематики
    4. «Учение»:
      • Урок о правах и обязоннастях каждого человека
      • Конкурс – акция. Изготовление плакатов «Экономное отношение к использованию воды»
      • 22 марта – День воды. Экологические уроки «вода и жизнь»
    5. «Образ жизни»:
      • Беседа о несправедливостях моды
      • Беседы о эгоизме и равнодушии детей и родителей
 
 

       Основные  направления деятельности классного  руководителя по осуществлению педагогической поддержки школьников наглядно показаны на рис. 2.1.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ              ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ 
 
 
 
 
 

 

                                           

ЗДОРОВЬЕ 

                                                                                                      УЧЕНИЕ

         

          ДОСУГ                                   

                                                                          ОБРАЗ ЖИЗНИ

        

                                    ОБЩЕНИЕ                                  Рис. 2.1. 

Выводы ко второй главе

       12 – 16 лет у девушек и 13 –  17 лет у юношей являются переходным периодом от детства к юности, для которого характерны важные и разнообразные изменения в психическом и физиологическом развитии.

       Классный  руководитель в данный момент может проявить следующую педагогическую поддержку: проявлять к детям сочувствие и понимание, поскольку для них характерны резкие спады и подъемы трудоспособности и жизненной энергии. Необходимо стимулировать познавательную деятельность детей, развивать потребности, интересы, формировать правильные мотивы обучения. Необходимо вовлекать детей к активной общественной деятельности, обращать внимание на моральные взгляды и убеждения. Придилять внимание построению правильного учебного коллектива. Должен быть разумный контроль над поведением и деятельностью учеников.

       В центре внимания классного руководителя  находится личность, индивидуальность каждого ученика, его защита и развитие, а коллектив класс должен стать средой, благоприятной для каждого ребенка. Следует отметить, что из всего возможного содержания учебной работы, педагогический наставник класса выбирает следующие целевые программы: «Здоровье», «Досуг», «Общение», «Учение», «Образ жизни». Организуя работу по этим направлениям, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создает условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации и самореабилитации. Все это он осуществляет совместно с семьей и другими учителями, работающими в данном классе. 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Учебный процесс – это сложная динамическая система, в которой органически совмещается деятельность учителя и ученика. Учительница предоставляет важное значения созданию атмосферы радостного ожидания чего-то важного, нужного, удовольствие оттого, что ученик причастен к интересному и любимому труду.

       На  преодоление недостатков традиционного  обучения направленная педагогическая поддержка – направление педагогического мышления и практической деятельности, цель которого демократизация и гуманнизация педагогического процесса. Педагогическая поддержка получает популярность в современном европейском образовании, которая своей главной целью считает наделение личности сильной жизненной мотивацией, формирования ее потенциала как системы творческих способностей и способов их реализации.

       По  мнению некоторых авторов, сущность педагогической поддержки проявляется в сотрудничестве педагога с ребенком. [2,72]. Для таких педагогов характерно доброжелательное отношение к субъектам учения, стремление адекватно оценить их возможности, понять мотивы поведения, стимулировать творчество, личностное взросление и честь, а также возможность поддерживать социально благоприятный морально – психологический климат в классе.

       Понятие действительно трактуется широко –  и в социальном плане, и в индивидуальном, и в смысле заботы о ребенке. И эта размытость не позволяет просчитать точные педагогические ходы.

       Процессы  индивидуализации и социализации по своей природе разные. Если мы говорим  об освоении ребенком информации и  способах ее владения, то понятно –  есть некий процесс обучения, который эту задачу обеспечивает. Если говорим о погружении ребенка в культуру, тоже вроде бы все ясно. Но есть ли в образовательном процессе педагогическая деятельность, которая обеспечивала бы процесс индивидуализации?

       Традиционная  педагогика часто рассматривалась однолинейно: учитель – ученик. В педагогике свободы возникает новое понятие – пространство, в котором много всяких отношений. Воздействие начинает вытесняться взаимодействием. Но одно дело – увидеть проблему ребенка, другое – понять, как ему помочь с ней справиться. Искреннее желание педагога прийти на помощь часто оборачивается навязыванием себя. И если не остановиться, все может закончиться полным разрывом отношений.

       Важно соблюдать главное условие –  ребенок должен прийти со своей проблемой сам. Часто мы видим и слышим себя, а не ребенка, тащим его в свой взрослый мир. Но это уже не поддержка, хотя педагогам кажется, что делают они все правильно.

       Как строить пространство свободы, как  в нем действовать? С ходу ответить на эти вопросы невозможно. Работа в системе поддержки начинает кардинально менять позицию взрослого – он становится человеком, который задает культурные образцы. Главное, чтобы ребенка окружали именно такие люди, не важно, какой они будут профессии. Еще лучше, если это будет взрослое сообщество. Необходимо вырваться из замкнутого педагогического пространства. Если вспомнить, феномен Фрунзенской коммуны заключался именно в том, что там было много других взрослых, не из коммуны: люди из мира искусства, науки, удивительные люди, которые могли задавать культурные образцы. 
 
 

        

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

       Список  литературы

  1. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре// Новые ценности образования. – М.: Знание, 1996. – 294 с. -  №6
  2. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогического сотрудничества. - К.: Освита, 1991. – 110 с.
  3. Асмолов А. Содействие ребенку// Новые ценности образования. - М., 1996. – 343 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В.Петровского.- М.: Политиздание, 1979. – 248с.
  5. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века// Новые ценности образования. М. - 1996. – 78 с. - №6.
  6. Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. – К.: Либідь, 1997. – 376 с.
  7. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопросы психологии. – М.: Знание, 1972. - №2. – 345 с.
  8. Загородній Ю.І. Педагогічні умови політичної соціалізації студентської молоді в умовах великого промислового міста: дис. канд. пед. наук: 13. 00. 05/ Луган. нац. пед. ун – т им. Т. Шевченка. – Луганськ, 2004. – 201 с.
  9. Зигерт, Вернер, Ланг. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990. – 334 с.
  10. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей/ Перевод Ю.В. Семенова. - М.: Знание, 1990. – 17 с.
  11. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.– 254 с.
  12. Корчак Я. Как любить ребенка: Кн. о воспитании. - М.: Политиздат, 1990. – 492 с.

Информация о работе Педагогическая поддержка ребенка в современной практике образования