Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:12, курсовая работа
Цель: изучить особенности осуществления педагогической поддержки ребенка в современной практике образования.
Основные задачи:
● изучить понятие педагогической поддержки
● изучить задачи педагогической поддержки
● составить психолого – педагогический портрет ученика
средних классов
● проанализировать содержание деятельности классного руководителя по оказанию педагогической поддержки
Введение………………………………………………………………………………. 3 - 4
.
ГЛАВА 1………………………………………………………………………………. 5 - 15
Теоретико – методологические основы педагогической
поддержки ребенка в современной практике образования.
Определение понятия педагогической поддержки в
психолого – педагогической литературе………………………………………….. 5 - 8
1.2. Содержание деятельности учителя по осуществлению
педагогической поддержки…………………………………………………………. 9 - 14
Вывод к первой главе…………………………………………………………….…. 15
ГЛАВА 2……………………………………………………………………….…….. 16-24
Особенности осуществления педагогической поддержки
классным руководителем (на примере средних классов
общеобразовательной школы)
2.1 Психолого – педагогический портрет ученика
средних классов……………..…………………………….……………….………....16 - 24
2.2 Анализ содержания деятельности классного
руководителя по оказанию педагогической
поддержки (на примере 7класса СШ№36 г.Луганска)…………...…………….. 20 - 23
Вывод ко второй главе……………………………………………………………... 24
Заключение………………………………………………………………………….. 25 - 26
Список литературы…………………………………………………………………. 27
Выводы к первой главе
Таким образом, под педагогической поддержкой мы понимаем основной элемент образования. Она представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном, индивидуальном выборе; нравственном, гражданском, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем), самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности.
Вся деятельность по организации педагогической поддержки в школе включает в себя три этапа:
● Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка.
● Реализационный этап, на котором происходит включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем.
●
Итоговый этап, на котором осуществляется
анализ и оценка результата практической
деятельности.
ГЛАВА 2. Особенности осуществления педагогической поддержки классным руководителем (на примере средних классов общеобразовательной школы)
2.1 Психолого – педагогический портрет ученика средних классов.
Понятно, что для ребят разного возраста необходимо осуществлять и различную педагогическую поддержку. И так, рассмотрим характеристику конкретного возраста, ссылаясь на психолого – педагогические труды. [4;11;16]
О пубертатном периоде (от лат.
pubertas, pubertatis — возмужалость, половая
зрелость) известно, конечно, всем, в
том числе и родителям
Известно также, что это время полового созревания и ускорения физического развития: в организме происходят важные изменения, в том числе появляются вторичные половые признаки.
Половое созревание — период, который в психологии единодушно обозначается как время больших возможностей и больших опасностей.
Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей.
В седьмом классе возникают первые половые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений.
Все это, повторяем, в той или иной степени известно всем. Однако эти знания у многих родителей не определяют их отношения к своим детям. Жалобы родителей на чрезмерное, с точки зрения взрослых, внимание подростков к своей внешности, на чрезмерную озабоченность сексуальными проблемами или ранний сексуальный опыт являются наиболее распространенными.
Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми.
Проблема внешности — одна из самых важных и болезненных для подростка. И чаще всего он своей внешностью недоволен.
Подлинные или мнимые недостатки внешности — неуклюжесть, избыточный вес, слишком короткий или слишком длинный рост, прыщи и т.п. — все это основания для очень тяжелых переживаний подростков. Особенно тяжелы они потому, что им кажется, что так будет всегда — эти недостатки будут сопровождать их теперь всю жизнь.
Внешность — чрезвычайно значимая часть - всегда открыта для оценки со стороны окружающих, и подросток постоянно ждет с их стороны отрицательной оценки. С этим связана, кстати, особая подростковая застенчивость.
Внешность сверстников и собственная внешность в глазах подростка имеют очень большое значение. Это характерно практически для всех категорий подростков, различных подростковых групп.
Внешность должна жестко соответствовать некоторым нормам, эталонам, принятым в той или иной группе, а чаще среди подростков в целом. И наиболее важны для подростка признаки развития тела по женскому и мужскому типу.
Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников, а главное — несовпадение с эталонами подростковой группы (а с этим в той или иной степени в различные моменты сталкивается большинство подростков) имеет громадное значение для самооценки подростков. Представления о собственной внешности нередко служат причиной самых разных поступков, причем часто без специального анализа эту связь обнаружить очень трудно.
Напряженность и аффективная значимость проблемы внешности, полового созревания вызывают у подростков стремление обсудить свою внешность с окружающими. Однако ощущение подростком собственной уязвимости, боязнь проявить себя слишком маленьким, наивным, стать объектом насмешек со стороны сверстников — все это приводит к повышенно грубому обсуждению этой темы, возрастанию популярности анекдотов с сексуальной проблематикой.
Очень часто это — специфические “детские” сексуальные анекдоты, где предметом шутки становятся названия половых органов, их величина и т.п. (Нередко они приходят на смену распространенным в более младших возрастах шуткам, посвященным отправлениям человеческого организма.)
Такие анекдоты и шутки часто пугают взрослых, заставляя их говорить о распущенности современных детей. Взрослые часто обращаются к психологу, если замечают, например, в раздевалке перед уроками физкультуры, в лагере и т.п. стремление подростков сравнить, буквально измерить признаки своего созревания.
Чаще всего такие жалобы касаются мальчиков, хотя девочки ничуть не меньше озабочены, например, размерами груди. Психологу приходится объяснить взрослым, что это достаточно обычное для подростков явление, что в процессе сравнения, “обсмеивания” подросток постепенно осваивает свой новый физический облик.
В последнее время приходится также часто сталкиваться с волнениями родителей и педагогов по поводу того, что дети слишком открыто и много говорят на сексуальные темы, что они совершенно не стесняются взрослых.
На наших глазах происходит определенное “разоблачение” указанных тем, снятие запретов, табу. Подростки, действительно, много думают и говорят о сексуальных проблемах. Современные школьники по телевизору, видеомагнитофону, в кино видят немало сцен, которые в открытой или скрытой форме несут сексуальное содержание.
С подростками необходимо разговаривать по этому поводу, причем достаточно рано. Работники служб “Телефон доверия” отмечают, что по вопросам секса к ним обращаются дети 10 и даже 8–9 лет. Однако несомненно, что именно для подростков половые проблемы приобретают особую остроту.
Поэтому в это время особенно важно, чтобы родители разговаривали со своими детьми на эту тему. Подросток должен научиться смотреть на эту сферу как на одну из значимых для счастливой жизни человека. За демонстративными рассказами подростков о собственном сексуальном опыте часто скрывается переживание неуверенности в этой сфере.
Особенно следует обратить внимание на случаи, когда подобный опыт прямо или косвенно демонстрируется подростком взрослому, что обычно является проявлением двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, стремлением доказать свою взрослость, “шокировать” взрослого, с другой — привычным ожиданием и даже требованием от взрослого помощи.
Желание получить помощь скрывается и за звонками подростков в службу “Телефон доверия”. Дети хотят в беседе с внимательным и понимающим взрослым обсудить свои, пусть вымышленные, сексуальные проблемы.
Если такая помощь не оказывается, то это может привести к печальным последствиям. За случаями, когда подросток намеренно придумывает истории о своем сексуальном опыте, пытаясь таким способом утвердить свою взрослость, обычно скрываются трудности самоутверждения. Следует отметить, что среди школьников это довольно широко распространено.
Подобная ситуация, конечно, не требует вмешательства со стороны взрослых. Однако если такие рассказы повторяются, то это может свидетельствовать о трудностях и проблемах подростка, о его комплексе неполноценности в этой сфере, о неудовлетворительных отношениях со сверстниками и о переживании невозможности утвердить себя другим путем.
В этом случае помощь родителей может быть направлена на выявление в тактичной форме проблем ребенка, на нормализацию его самооценки и отношений со сверстниками.
Жалобы взрослых по поводу раннего сексуального поведения подростков, прежде всего девочек (хотя в последнее время подобные жалобы все чаще можно услышать и по поводу мальчиков), очень распространены. Обычно эти жалобы касаются контактов девочек со старшими мальчиками и даже взрослыми людьми.
Вызывают
опасение игры, включающие телесный контакт,
а также демонстративность
Сложность этих случаев связана с тем, что по внешней картине поведения часто нельзя понять, имеет ли место недостаточно осознанное поведение, связанное с ранним половым созреванием, или проявление раннего сексуального опыта.
Проблема часто усугубляется еще и тем, что интерпретация поведения, даваемая взрослым, нередко как бы толкает подростка к тем или иным поступкам, задавая содержание первоначально недостаточно осознанным влечениям.
Бывают случаи, когда взрослые буквально “толкают” девочку на путь детской проституции тем, что постоянно твердят ей, что она развратная, что ей дорога только на панель и т.п. Более того, наказания, тем более физические, к которым иногда прибегают в таких случаях, могут не затормозить, а усилить нежелательные проявления.
Интерпретации взрослых могут вызвать депрессию, переживание собственной испорченности, неуверенность в себе и т.п. Очень сложны случаи, когда подросток сам как бы не осознает или осознает не полностью сексуальную окрашенность своего поведения.
Таким образом проявляется раннее половое созревание, когда биологический возраст подростка существенно опережает его психологический возраст. Отметим, что именно такие подростки, как правило, достаточно охотно обсуждают свои проблемы с чутким, внимательным, понимающим взрослым собеседником.
Этим
подросткам обычно рекомендуют такие
занятия, где они могли бы демонстрировать
себя, свои внешние особенности и
вместе с тем разряжать свою энергию.
Это занятия многими видами спорта,
танцы, сценическое искусство, в
том числе искусство пантомимы
и т.п. Но не менее важно, как представляется,
помочь подростку понять, что с ним происходит,
и найти разумные, правильные формы поведения.
И
так, мы видим, что подросток каждый
день сталкивается, по его мнению, с
трудностями, которые невозможно преодолеть.
В этом возрасте детям действительно необходима
поддержка со стороны семьи, школы. В школе
большое значение имеет осуществление
педагогической поддержки классным руководителем.
В этот нелегкий период жизни ребят именно
классный руководитель должен суметь
правильно организовать свою работу и
направить детей в нужное русло.
2.2 Анализ содержания деятельности классного руководителя по оказанию педагогической поддержки (на примере 7класса СШ№36 г.Луганска).
Деятельность классного руководителя по осуществлению педагогической поддержки учеников состоит из нескольких блоков задач: если первый блок задач, стоящих перед классным руководителем, связан с помощью ребенка в его жизненном (мировоззренческом, нравственном, гражданском, бытийном) самоопределении, то вторая группа задач вытекает из необходимости вооружить растущего человека средствами реализации.
Постановка перед собой цели – необходимый шаг сознательного движения человека по жизни. Однако – шаг недостаточный для раскрытия человеческой природы. Свободное развитие личности – как идеал, может осуществляться при условии, если личность владеет способами достижения своих целей. Именно они дают возможность реализовать принятые намерения, «проявить свою истинную индивидуальность».
Информация о работе Педагогическая поддержка ребенка в современной практике образования