Педагогические условия для работы над согласованностью движений и речи на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста с общим не

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:07, реферат

Описание

Целью исследования является выработка педагогических условий, которые способствуют эффективной работе над согласованностью движений и речи. Из цели вытекает следующие задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
изучить и проанализировать систему логоритмических упражнений Е.П.Прописновой.
разработать систему логоритмических упражнений, способствующих развитию согласованности движений и речи;
выделить педагогические условия, способствующие более эффективному развитию согласованности движений и речи.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

      3. Движения, способствующие развитию  артикуляционной моторики. Для правильного  произношения звуков необходима точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Решить эту задачу, призваны упражнения артикуляционной гимнастики. На занятии должны использоваться уже изученные задания, воздействующие на развитее артикуляции губ, языка и нижней челюсти. Упражнения выполняются под музыку в сочетании с другими несложными по координации двигательными действиями.

      Вторым  и очень важным компонентом является слово. Предусматриваются различные  формы использования речевого материала, а именно произношение отдельных звуков шепотом и громко (звуковая гимнастика), проговаривание отдельных слов, проговаривание специально подобранных речитативов. Координация движения со словом очень трудно  дается детям с нарушением речи, но именно это и способствует ее развитию.

      1. Произношение отдельных звуков. Из звуковой гимнастики на  занятиях следует использовать 1 или 2 звука, которые уже поставлены логопедом. Неизученные звуки проговаривать во время алфавитной гимнастики не следует, так как дети в процессе их многократного повторения будут закреплять неправильное произношение. Вводить алфавитную гимнастику следует в основную и заключительную части занятия.

      2. Слово, особенно в стихотворных формах, в сочетании с движением облегчает не только освоение правильного произношения, но и овладение движениями, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность их выполнения.

      3. Речитативы подбираются в соответствии с сюжетом занятия и меняются по мере освоения на протяжении одного занятия. Произносятся они в сочетании с двигательными действиями и используются во вводной и заключительной частях комплекса.

      Третьим компонентом модели является музыка. Движения, выполняемые под музыку в соответствии с ее структурными особенностями, характером, ритмом и темпом, являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяют свободно, красиво и координационно правильно выполнять двигательные задания»[13;29]. Правильный подбор музыкального сопровождения улучшает не только эмоциональное состояние детей, но и качество движений, придает им особую выразительность, развивает координацию, способствует развитию различных типов памяти. Выполняя упражнения в согласовании с музыкой, дошкольники учатся отличать музыкальные произведения по темпу, громкости звучания, размеру. На музыкальных занятиях лучше всего использовать народную, классическую и современную музыку. В связи с этим к музыкальному сопровождению предъявляются следующие требования:

  • музыка должна быть доступной восприятию ребенка;
  • содержание музыки должно нести положительно эмоциональный настрой;
  • музыкальный темп на протяжении всего занятия должен меняться (в основном средний темп быстрый составляет 10-15% от всего занятия;
  • музыка  должна обладать четким ритмом, поскольку у детей с общим недоразвитием речи чувство ритма нарушено, музыку нужно подбирать так, чтобы темп ее был умеренным, а ритм четким;
  • громкость звучания музыки должна быть средней;
  • запись музыки должна быть чистой, помехи в музыкальном сопровождении мешают восприятию ребенком содержания занятия».[13;21]

      Таким образом, проанализировав модель Е.П. Прописновой, нами были внесены изменения в 3 концентр, выделенный голубым цветом. Здесь мы видим виды логоритмической работы: логоритмические упражнения на логоритмических занятиях, логоритмические упражнения на музыкальных занятиях, логоритмические упражнения на других занятиях и логоритмические упражнения вне занятий. После анализа пришли к умозаключению, что центральными и самыми важными компонентами модели системы логоритмических упражнений являются движение, слово и музыка. Движения способствуют созданию функциональной базы для становления речи ребенка, и в то же время движения, выполняемые под музыку являются основой для развития чувства ритма и темпа, что способствует развитию согласованности движения и речи, и является важным средством исправления речевых и двигательных недостатков.

2.2. Система логоритмических упражнений.

     2.2.1. Подбор логоритмических упражнений в зависимости от времени, места и формы работы.

      Проанализировав модель логоритмических упражнений и рассмотрев особенности детей с общим недоразвитием речи группы компенсирующего вида, мы создали свою систему логоритмических упражнений, в которой отразились все виды коррекционной работы, особенности работы с детьми с разными (низким и высоким) уровнями развития, место, время и форма проведения. Логоритмические упражнения используются в виде фронтальной работы на логоритмических и музыкальных занятиях, в виде динамических пауз на других занятиях, в виде индивидуальной работы с детьми с низким и высоким уровнями развития.

      Логоритмические упражнения играют важное значение во фронтальной работе на музыкальных занятиях, так как они влияют на развитие согласованности движений и речи, на развитие чувства ритма и темпа; в качестве динамических пауз на занятиях по изодеятельности, математике, развитию речи, познанию, так как они способствуют расслаблению, отдыху от познавательной деятельности, развитию согласованности движений и речи. Но логоритмические упражнения должны соответствовать теме занятия. Например, тема занятия по изодеятельности «Рисование птички на дереве», можно провести такую динамическую паузу, которая послужит разминкой для пальчиков.

        «Птичка»

      Птичка, птичка, на тебе водички,

      (Помахивая кистью одной руки к себе, другую сложить чашечкой).

      Спрыгни с веточки ко мне, дам я зернышек тебе.

      («Сыпать  корм» одной рукой на ладошку  другой).

      Клю-клю-клю…

      (Стучать  пальцами по коленям).

      На  музыкальных занятиях можно использовать подвижные игры с речевками на развитие согласованности движений и речи, на развитие темпа и ритма . Например, «Цыплята и коршун», «Веселый бубен». (Приложение 2).

      Эффективны  логоритмические упражнения не только на занятиях, но и вне занятий, так  как их проводят в виде индивидуальной работы с детьми, имеющими разные (низкий и высокий)  уровни развития.

      С детьми, имеющими низкий уровень развития, проводят упражнения, более легкие, упрощенные, так как у них слабо развиты общая, мелкая, мимическая и речевая  моторики, нарушено чувство ритма и темпа. Нами была разработана система упражнений для детей с низким уровнем развития, направленная на развитие согласованности движений и речи, ритма и темпа, общей, мелкой и мимической моторик. (Приложение 2).

      Также нами была разработана система логоритмических  упражнений для детей с высоким  уровнем развития. Ее цель - подобрать такие упражнения, которые поспособствовали бы еще большему повышению уровня развития детей. Упражнения предлагаются в усложненном варианте (сложные  речитатив и движения). (Приложение 2).

     2.3.2. Использование логоритмических упражнений в системе работы над общей, мелкой и артикуляционной моторикой.

      В систему логоритмических упражнений входят упражнения на развитие общей моторики. Эти упражнения включают в разминку и в заключительную часть в виде ходьбы, и в основную часть в виде различных игр. Их используют для тренировки способности и равновесия  с музыкальным и речевым сопровождением. Двигательные упражнения с речевым сопровождением воспитывают в детях умение вслушиваться в речь и генерировать ответные двигательные реакции, также они способствуют развитию согласованности движений и речи, повышению работоспособности мышц, выносливости, развитию координации крупной моторики[11]. Например, можно использовать упражнения: «Дует ветер нам в лицо», «Доктор, доктор, как нам быть?», «Лисичка», «Пильщики», «Мышки», «Снежная баба». (Приложение 2). Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами (обручами, мячами, лентами, палками). Эти упражнения являются достаточно сложными, развивают статическую и динамическую согласованность движений, точность и пластику движений. (Приложение 2).

      Важное  место в системе логоритмических упражнения занимают упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Данные упражнения способствуют развитию координации движений и речи, повышают общую работоспособность. Игры и упражнения имеют большое значение для речевого развития. Поэтому работа проводится по 2 разделам: развитие статической динамической координации[1]. Развитию статической координации способствуют такие упражнения, как: сжимание и разжимание пальцев обеих рук («Фонарики»), соединение пальцев обеих рук («Здравствуй, пальчик»), загибание пальцев по очереди на каждой руке («До свидания пальчик»), «Лодочка», «Дом», «Рога у козлят». Динамическая координация пальцев рук совершенствуется и развивается в играх и упражнениях с речевым  сопровождением. (Приложение 2).

      Особое  внимание в системе логоритмических упражнений следует уделить развитию артикуляции. Для того чтобы развивать артикуляционный аппарат, его гибкость, подвижность, нужны упражнения для губ, языка, щек. Они помогают улучшить подвижность органов артикуляции, увеличить силу и объем движений, вырабатывают точность артикуляционной позы, необходимой для произнесения того или иного звука. Например, надувание щек, поднятие бровей, плотное закрывание глаз,  вытягивание губ «у» и «о», «Улыбка», круговое скользящее движение языка по губам («Вкусное варенье»), упор коника языка в альвеолы верхних резцов («Язычок сердится»).

      Также огромную роль в системе логоритмических  упражнений играют темп и ритм движений. Ритмические движения можно использовать для создания оптимальных условий для восприятия и осуществления речи [21].Упражнения для развития чувства  ритма и темпа – это разные движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды, пляски. Работа над развитием чувства ритма и  темпа осуществляется ориентацией на внешний ритм. Для этого можно использовать игры и упражнения, в которых темп музыкальных отрывков регулирует скорость выполнения детьми однотипных движений. (Приложение 2).

      Таким образом, правильно подобранная  система логоритмических упражнений эффективно влияет на повышение уровня развития детей с общим недоразвитием речи, а именно на согласованность движений и речи, на развитие артикуляционной, мелкой, общей и речевой моторики, на развитие чувства ритма и темпа. Также система отражает все виды коррекционной работы, особенности работы с детьми с общим недоразвитием, уровни развития детей, место, время и форма проведения. В системе разработаны комплексы упражнений для детей с низким  и высоким уровнями развития, описаны виды работы и выработана система логоритмических упражнений.

 

Заключение

      Таким образом, речь имеет большое значение в развитии ребенка- дошкольника  и подготовки его к школе. Основным недостатком речевого развития детей  с общим недоразвитием речи является нарушение речи и двигательной функции общей, мелкой и артикуляционной моторики.

      В настоящее время проблема изучается, но степень ее разработанности недостаточна, приводятся отдельные упражнения на развитие общей, мелкой, артикуляционной  моторики, согласованности речи и  движения, темпа и ритм.

      В то же время в анализе литературы мы находим то, что упражнения включаются в конспекты логоритмических и музыкальных занятий, но не находим системы работы над согласованностью движений и речи. Наблюдение за работой педагогов: логопеда и воспитателя и анализ планов логоритмических занятий показали, что такие упражнения используются достаточно во фронтальной форме на логопедических и музыкальных занятиях, на других занятиях в виде динамических пауз и вне занятий в утренние и вечерние часы, очень много времени логоритмическим занятиям уделяется индивидуально.

      Тема  остается актуальной, и поэтому важно проводить работу на развитие согласованности движений и речи. Все это позволило выработать педагогические условия, которые способствуют эффективной работе над согласованностью движений и речи с детьми с общим недоразвитием речи.

  • Согласованность работы воспитателя, логопеда и музыкального руководителя;
  • Систематическое включение упражнений на согласованность движений и речи на музыкальные занятия;
  • В целях закрепления внесение упражнений на другие занятия в виде динамических пауз;
  • Учитывая индивидуальные и дифференцированные принципы обучения, индивидуально проводить упражнения на согласованность движений и речи вне занятий;
  • Использовать упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, согласованности движений и речи, на развитие темпа и ритма;
  • Подбор упражнений в соответствии с лексической темой (Например: «Овощи», «Зима», «Дикие животные»);
  • С целью поддержания интереса детей к такому виду упражнений использовать их вариативность за счет внесения разных предметов.

      Таким образом, проведенное нами исследование и исследования различных авторов доказали, что проблема согласованности движений и речи актуальна во все времена. Изучив психолого-педагогическую литературу и практику по проблеме исследования, выяснилось, что правильно подобранные педагогические условия оказывают эффективное воздействие на согласованность движений и речи ребенка с общим недоразвитием речи и являются эффективным средством речевого развития ребенка-дошкольника.

Информация о работе Педагогические условия для работы над согласованностью движений и речи на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста с общим не