Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:01, дипломная работа
Цель исследования: изучить процесс воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы воспитания и обучения детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить возрастную периодизацию детей от рождения до семи лет и характеристику раннего возраста детей;
3. Научно обосновать педагогические условия воспитания и обучения детей раннего возраста;
4. На практике проверить эффективность выявленных педагогических условий.
• Введение………………...........................................................................3
• Глава 1. Теоретические аспекты воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях………………………………….7
o 1.1.Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста…………………………………………………………….7
o 1.2. Особенности развития детей раннего возраста......................13
• Глава 2. Практические основы организации воспитания и обучения детей раннего возраста…………………………………………………24
o 2.1. Педагогические условия воспитания и обучения детей раннего возраста…………………………………………………24
o 2.2. Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях…………………31
• Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование развития детей раннего возраста………………………………………………………..37
o 3.1. Диагностика уровня развития детей раннего возраста….37
o 3.2. Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста……………………………………………………………40
o 3.3. Анализ эффективности реализованных мероприятий по развитию детей раннего возраста………………………………44
• Заключение…………………………………………………………….. 47
• Список используемой литературы…………………………………....50
• Приложения
Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.
В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.
Оценка результатов
10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.
В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.
6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.
Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.
2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.
0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Таблица 1
Результаты тестирования по методике "Определение активного словарного запаса"
Уровень | Количество испытуемых | Соотношение, % |
Высокий | 2 | 20 |
Средний | 3 | 30 |
Низкий | 5 | 50 |
Приложение 2
Задание 1. Изучение восприятия цвета
1 серия. Выбор по образцу
Цель: выявление умения выделять цвет предмета по образцу.
Экспериментальный материал. два набора по 6 карточек разного цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
Организация проведения исследования: перед ребенком выкладывают 2 карточки разного цвета из первого набора (например, синюю и красную), затем показывают карточку второго набора, соответствующую одному из предъявленных цветов (например, красную), и просят дать такую же. Цвет карточки не называется.
Инструкция: Я даю тебе две карточки разного цвета. У зайчика тоже есть такие карточки. Сейчас он покажет тебе одну из них и попросит, чтобы ты дал ему карточку точно такого же цвета.
Такая работа проводится со всеми 6 образцами в различных сочетаниях. В процессе эксперимента необходимо менять расположение карточек, так как в противном случае может появиться «реакция на сторону» у испытуемых детей. Каждый образец предъявлялся ребенку 2 раза.
2 серия. Действия с предметами с учетом цвета
Цель: выявление умения действовать с предметами с учетом цвета.
Экспериментальный материал: два набора различных по цвету кубиков одинакового размера.
Организация проведения исследования: ребенку предлагают построить башенку из кубиков разного цвета.
Инструкция: Сейчас мы будем строить. Я построю башенку так, чтобы ты не видел, а потом ты догадаешься, как я построил, и построишь точно такую же, как у меня.
Ставится экран, чтобы ребенок не видел действия взрослого, строится башенка из двух кубиков разного цвета. Затем экран убирается, и ребенку предлагают построить такую же башенку из своего набора кубиков.
Задание повторятся, используется кубик каждого цвета 2 раза, только меняется взаимное расположение цветов. Цвет кубиков при обследовании не называется.
Помощь: если ребенок не справляется с заданием, экспериментатор повторяет обследование без экрана.
3 серия. Различие и называние цвета
Цель: выявление умения различать и называть цвет, как признак предмета.
Экспериментальный материал: набор из 6 карточек различного цвета.
Организация проведения исследования: карточки выкладывают в случайном порядке. Ребенка просят показать карточку красного цвета, затем зеленого, синего и т.д. после того как каждый эталон будет использован дважды, ребенок должен назвать цвет карточки, которую показывал экспериментатор.
Таблица 2
Оценка уровня развития детей раннего возраста в контрольной и экспериментальной группах
Группы | Всего чел. | Речевое развитие | Сенсорное развитие | ||||
в | с | н | в | с | н | ||
Экспериментальная | 10 | 1 | 3 | 6 | - | 4 | 6 |
Контрольная | 10 | - | 4 | 6 | - | 3 | 7 |
Приложение 3
Таблица 3
Показатели уровня развития детей раннего возраста в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента
Уровень развития детей раннего возраста | Количество наблюдений | % |
Высокий | 0 | 0 |
Средний | 7 | 70 |
Низкий | 3 | 30 |
Таблица 4
Показатели уровня развития детей раннего возраста в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента
Уровень развития детей раннего возраста | Количество наблюдений | % |
Высокий | 2 | 20 |
Средний | 5 | 50 |
Низкий | 3 | 30 |
Информация о работе Педагогические условия воспитания и обучения детей раннего возраста